ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
русский язык
5 кл
05.03.2018
Данный материал включает две части: теоретическую и практическую. В первой части раскрывается роль интеллектуальных игр при обучении русскому языку. Во второй части представлены разноуровневые задания для учащихся 5-х классов. Разработка может применяться учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Интеллектуальные игры.docx
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но
и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема
формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у
обучающихся является чрезвычайно актуальной.
К сожалению, изза подготовки к ГИА и ЕГЭ уроки русского языка
(особенно в старших классах) приобрели стандартную форму, обусловленную
необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как
следствие, утратили занимательность и привлекательность. Однотипность и
шаблонность уроков снижают интерес к обучению, поэтому систематическое
и продуманное использование разнообразных дидактических игр помогает
решить проблему формирования учебной мотивации.
Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной
деятельности, процесс действия мотива.
Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые, внутренние и внешние.
Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся
формируется уже в первые дни или годы обучения в школе. Обычно дети идут
в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя
приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции
по отношению как к школе, так и к учению. Особенно действуют на
мотивацию замечания, которые указывают на неумения ученика выполнять
какоелибо задание. Это приводит к отказу от занятий и к демонстрации
негативного поведения.
То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого
оставляет равнодушным либо приводит лишь к незначительному эффекту.
Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые
заставляют его работать.
Двадцать лет посвятив работе над этой проблемой, Ш. Амонашвили
пришел к выводу: пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все
это возможно только при таком обучении, которое основано на
гуманистических началах.
Программирование потребностей – необходимый элемент в развитии
человека. В свое время еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитать человека
– это заложить в него перспективные линии, то есть то, к чему желательно
стремиться человеку.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе.
Причин тому множество: перегруженность программ, оторванность
изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении
мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Мотивы
определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями,
интересами. Все эти психические образования связаны и влияют друг на
друга.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится
работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является
интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что
интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается
интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и
мысли.
При формировании интереса учитель должен руководствоваться
основными правилами:
необходимо постепенно переходить от естественных интересов к
прививаемым;
объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни
совершенно новым, ни хорошо известным;
материал целесообразно располагать по концентрам и «группировать
его вокруг содержания» (Л.С. Выготский)
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного
процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его
лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода и к обучению и воспитанию
детей.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование
познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое
значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся
произвольность таких процессов, как внимание и память.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки,
находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только
умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с
серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а,
наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Многие великие педагоги уделяли методу игры особое внимание. В.А.
Сухомлинский (19181970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный
мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в
собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».
Удачным примером подхода использованию целостного комплекса игр
Дидактические
до сих пор остается опыт А.С.
Макаренко.
(интеллектуальные) игры – разновидность игр, специально создаваемых
педагогами в целях обучения и воспитания детей. Они тесно связаны с учеб
ным процессом и направлены на решение конкретных задач обучения детей, на
развитие в детях познавательных интересов. Формирование интереса к учению
– важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра
вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их
деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Цель интеллектуальных игр: поднять престиж знаний, способствовать
интеллектуальному развитию личности.
Задачи интеллектуальных игр:
совершенствование умственных действий (анализ, синтез,
сравнение, классификация)
развитие образного и логического мышления
развитие речевых навыков (умение обосновать свои убеждения,
строить простейшие умозаключения)
формирование умений интеллектуального планирования и
прогнозирования (осуществлять решения, догадываться о результатах и
проверять их на соответствие заданным правилам и алгоритмам).
Приведу несколько примеров двух типов интеллектуальных игр,
используемых для повышения мотивации к изучению различных разделов и
тем в курсе русского языка: интеллектуальные игры к разделу «Фонетика» и
так называемые «аналитические» игры, поскольку они основаны на анализе
природы узнаваемых явлений системы языка и последующей их
классификации.
Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика»
1. Расшифруй фразу:
Шырпир ю пяпюжгы зэлэмьгый гесрыг, фед гяг, фед гяг,зэлэмьгый
гесрыг
Ответ: «Жил был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как,
серенький козлик».
Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие
звонкими.
Буква Л заменяется на Р.Буква М на Н (
и наоборот).
Гласные А,У,О изменяют на Я,Ю,Е.
2. Реши три фонетические задачи:
В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич
Тимофеев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и
согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот
один из них:
« А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли
рядом девять(!) гласных?
Извольте!
Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример? Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них
шесть передают сочетание с согласным [ i ].
Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы,
тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из
которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел,
порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Ответ: рай, куль, таз, ноль, лоб, краб, муж, суд, шей, ель, куй, тля, пара,
ложь, короб.
1.
Отгадай слово.
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от
слова зверь, 2ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в
слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас
получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов. Ответ: река;
речка, заречный, речник, речонка.
Составьте транскрипцию слова, взяв 4й звук от слова крылья, 4й
звук от слова ящик,3й звук от слова визг и ударный гласный от
слова столяр. Какое слово у вас получилось? Ответ: лиса.
Составьте транскрипцию слова,
взяв 3й звук от
слова редька, ударный гласный от слова позвонит,4й звук от слова съехал, 4
й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному
слову. Ответ: тихо.
1.
Подумай и ответь.
Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться,
просьба, сгибать?
Ответ: озвончение глухих согласных
Какой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть,
укладка, ферзь?
Ответ: оглушение звонких согласных.
Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово лишнее и
почему?
Ответ: свадьба; оно пишется соответственно с произношением со
звонким д, несмотря на слово сватать.
Аналитические игры
1.
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам
или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие
только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в
классе: на мальчиков и девочек; блондинов, шатенов, и брюнетов; отличников,
хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих
математику и любящих литературу и т.п. Важно следить, чтобы
классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же
признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно оставаться элементов, не
попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов,
если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате
классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на
мальчиков и футболистов). Побеждает команда, сумевшая найти больше
вариантов. Классифицировать можно самые разные множества: буквы
алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в
школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое.
Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное – чтобы множе
ство было всем известно и четко ограничено.
2.
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд,
догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно
пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы
числительных по порядку: один, два, три…четыре).
1.
o
Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква
алфавита) o
Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду –
название животных в порядке уменьшения количества ног)
Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры
которое вместе с числительным три образует название
(слово,
художественного произведения).
Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается
с фа, продолжая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно
относится к тематике ряда)
2.
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех
элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного
для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ: утка (остальные
рифмуются). Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ: столы (остальные не
имеют единственного числа).
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных
сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия
o
o
созвездиям Зодиака)
уши, головы, ноги, плечи (остальные слова называют парные
предметы)
ночь, дочь, рожь, мышь (в отличие от прочих не имеет
множественного числа)
1.
Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти
недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее
членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и
соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые.
Классический пример – пропорция птица/рыба =самолет/?. Слева члены
пропорции природные, справа – сделанные человеком; вверху летают. Внизу
плавают. Ответ: подводная лодка (корабльне подходит – решение должно
плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотно шениях.
Пример
грамматической
пропорции: делать/сделать
сказать.
= говорить/?. Ответ:
= ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор,
если семантическая, смысловая.
Забавный пример: пожар/пожарник
Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых
пропорций. Можно усложнить игру: выбрать тему, к которой должны иметь
отношение все задания (например, «Литература»), или допускать к игре
только пропорции с двумя неизвестными.
рысь/кошка = ?/собака (волк)
лампа/свет = ?/звук (магнитофон или радио)
ластик/рисунок = время/? (воспоминания)
казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны справа налево)
музыка/ноты = речь/? (буквы)
пол/потолок = стена/? (стена)
лицо/портрет = природа/? (пейзаж)
пожарник/? = дворник/метла (вода)
тигр/4 = ?/8 (паук – по количеству ног)
провода/электричество = ?/кровь (сосуды)
машина/мотор = человек/? (сердце)
дом/крыша = человек/? (шапка)
верблюд/горб = пеликан /? (клюв)
капля/море = слово/? (текст)
дождь/снег = осень/? (зима)
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической
деятельности, можно говорить о том, что для повышения интереса к русскому
языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью
дидактической игры.
Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к
русскому языку. Использованные на уроках интеллектуальные игры
предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные
возможности, более полно пользоваться своими способностями, создают
ситуацию успеха для слабых учеников. Игры создают условия для развития
творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.
Положительно дидактические игры влияют на развитие школьников, им
предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути
решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти,
внимания, речи, воображения.
Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения
школьников способствует повышению познавательной активности и интереса
к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.