Урок в 5 классе по теме "Антонимы"
Оценка 5

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.03.2018
Урок в 5 классе по теме "Антонимы"
Тема урока выбрана в соответствии с рабочей программой. Это восьмой урок по теме "Лексика. Фразеология". Это урок- урок изучения нового материала. Этапы урока между собой логически связаны. Каждый этап является логическим продолжением предыдущего и нацелен на достижение определенного результата. Уровень материала соответствует возрастным особенностям обучающихся.
5 класс антонимы.docx
Урок в 5 классе по теме «Антонимы» Цель: дать понятие об антонимах, показать роль антонимов в речи и в художественных  произведениях, обучать умению использовать антонимы в речи для повышения ее  выразительности, совершенствовать навыки пользования словарем. Оборудование: кроссворд, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки,  карточки для лото  Ход урока I. Организация класса, сообщение темы урока, целей урока Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к  совместной работе. Перед вами на столах лежат мордашки. Посмотрите на них  внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение  именно сейчас. Спасибо! II.Актуализация опорных знаний. 1.Слово учителя Мы продолжаем работать по теме: « Лексикология» Игра «Микрофон. По этой теме я уже знаю….»  Что такое лексикология?  Что такое лексическое значение слова?  Какие слова называются однозначными?  Какие слова называются многозначными?   Что такое синонимы? Где можно узнать толкование неизвестных нам слов ІІI. Изучение нового материала 1. Слово учителя Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко,  то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы все каждый день ложимся спать, а  утром встаем. Вот такие слова, которые имеют противоположное лексическое значение,  как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем. СПРЯТАННОЕ СЛОВО. С Л А Д К И Й К О Н Ч А Т З А Т И Ш Ь Ь Е ­ ГОРЬКИЙ  ­ НАЧИНАТЬ ­ БУРЯ П Л О Т Н Ы Й ­ РЫХЛЫЙ Л Е Н И В Ы Й ­ ТРУДОЛЮБИВЫЙ Д Л И Н Н Ы Й ­ КОРОТКИЙ 1 Т Е М Н О Т А – СВЕТ Теперь записываем в тетрадях число и тему урока: – “Антонимы” Сформулировать цель сегодняшнего урока вы попытаетесь сами. Это по силам каждому из  вас, потому что подобная работа была на предыдущих уроках. «Мозговая атака»   Выяснить, что называется  антонимами  Подбирать  антонимы к словам  Выяснить, какова роль антонимов  в речи  Выяснить, все ли слова имеют антонимы   Значит, антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим  значением. А все ли слова имеют противоположное значение? Сейчас проверим. ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ” (Сигнальные карточки) БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ),  ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ, КОНЕЦ  (НАЧАЛО), СВЕТ (ТЬМА),  ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), , ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ),   ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНЫЙ),  ВЕРХНИЙ (НИЖНИЙ), ,  БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ),  СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, СКУПОЙ (ЩЕДРЫЙ),  ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ),   ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ),  РУКА, ДОРОГОЙ (ДЕШЕВЫЙ), СМЕЯТЬСЯ  (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ),  ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ,  ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), СВОБОДА (РАБСТВО), ШУМ (ТИШИНА),  УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (НЕДРУГ), ПРАВИЛЬНО (НЕПРАВИЛЬНО). Вывод: Нет антонимов у слов, которые обозначают конкретные предметы. Антонимы используют для того, чтобы противопоставить признаки, действия, предметы. С  этой целью антонимы широко используют в художественной литературе. Например: И днем, и ночью кот ученый  Все ходит по цепи кругом; 2 Идет направо – песнь заводит,  Налево – сказку говорит.                                   (А.С. Пушкин) Употребление антонимов делает речь богаче, выразительнее. Словари антонимов могут в  этом помочь. (Демонстрация словаря антонимов). IY. Закрепление изученного материала       1.Подберите антонимы к указанным словам с помощью словаря антонимов (Упр. 305, с.  138) Надежда, недостаток, искренний. 2.Практическое упражнение Вместо точек вставьте антонимы. (упр. 303 с. 137) Индивидуальная карточка№1 Подобрать антонимы к словам Да­….. Хороший­…… Мир­….. Утро­ ……… Весело­ ……. Друг­……. Конец­…… Индивидуальная карточка №2 Восстановить часть пословицы Легко сказать, да  …………….                                  назад оглядывайся. Вперед беги, а    ……………                                     трудно доказать. 3 Мягко стелет, да……………                                     видит поперек. Смотрит вдоль, а  …………….                                 жестко спать.   Физминутка Мы бы встали спозаранку, Побежали б на полянку. Там бы делали зарядку Для здоровья, для порядка. Окунулись бы в реке, Что течет невдалеке. Начали бы классно день! Только нам мешает лень. Мы бы лень преодолели, Если б только захотели. 3.А теперь поиграем в лото (Работа в 4 –х). На столах  в конвертах находятся антонимы к словам, находящимся на карточках. ( Побеждает та группа, которая быстрее закроет  все слова в своей карточке). ПРИМЕРЫ:   ВОСХОД ДЕНЬ ШИРОКО ЧИСТО ПРЯМОЙ 4 ДОБРЫЙ ПЛЮС БЕДНЫЙ МОРОЗ ВЕЛИКАН 4.А теперь эстафета. (Учитель, на каждый ряд, раздает по листку со словами, для которых надо найти  антонимы. Количество слов зависит от числа учащихся на каждом ряду. Смысл игры  заключается в быстроте и правильности ответов.) 1.  Друг­  2.  3.  БОГАТЫЙ –  БЕДА – ГОРЬКИЙ –  ПЕРВЫЙ –  МОЛОДОЙ – День –  ПЛОХОЙ –  БЕЛЫЙ – ГРЯЗЬ –  СЧАСТЬЕ –  Война – ДА –  ПРАВДА –  БЛИЖНИЙ – ДЕШЕВО –  МОЛОДОСТЬ – БОЛЬШЕ – ОТКРЫТЬ –  РАДОСТЬ –  ТЯЖЕЛЫЙ – ЗДОРОВЫЙ – СВЕТ –  ВВЕРХ – ЧЕРНЫЙ –  СИЛЬНЫЙ –  ТИШИНА – КРАСАВЕЦ – УМНЫЙ –  ХОРОШО – ЛУЧШЕ –  МЕНЬШЕ –  ВЕСЕЛЫЙ – МАЛО –  ВЕЧЕРОМ –  СЛАДКИЙ – НЕПРАВДА – Мир –  ВПЕРЕД – 5 ОБВИНЯТЬ –  ВЕСЕЛЫЙ–  ВСТРЕЧА – 5. СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные,  откровенные и хитрые.  (9 пар). 6. Найти неверно составленную пару антонимов: 1 вариант   трудолюбивый – ленивый   молодость – старость    справа – слева  низкий – высоко  2 вариант     веселый – грустно  вперед – назад  светлый – темный  7.  И на загадки дадим отгадки. Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”, Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА, А ЗОВУТ МЕНЯ (ПРОХЛАДА). Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”, В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА, ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА, ПОТОМУ ЧТО Я (ЗИМА). Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”, НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, ­ Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ, 6 ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ, ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ). Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА, БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА, Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА НАЗЫВАЮСЬ (ТИШИНА). 8.  Ребята, правильно ли употреблены антонимы: Вера, 3 года. Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается: – Я уже старенькая, прыгать не могу! Внимательно оглядела маму: – Нет, мамочка, ты новенькая. Антоша, 4 года. – Мама, а что это такое? – Проигрыватель. – А почему проигрыватель? – Потому что пластинки проигрывает. – А кто выигрывает? Y. Итоги урока.       1.    Выставление оценок.  2. Представьте, что у вас в руках микрофон и именно вам предоставляется слово.  Закончите предложение: « На уроке я научился (лась)…. YI. Домашнее задание стр. 137­138, упр. 306, инд. зад. – подобрать 3­4 пословицы на тему  учебы с антонимами.  7

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018