Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.12.2018
Данный план-конспект предназначен для проведения урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) на тему "Именительный падеж имен существительных 2-го склонения". Коррекционно-образовательная цель данного урока - формирование у учащихся представлений о существительных 2-го склонения в И.п., о их роли в предложении.
План-конспект ОТКРЫТОГО УРОКА Именительный падеж имен существительных 2-го склонения..docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Конспект открытого урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе
в рамках конкурса «Учитель года»
Учитель:
Дата:
Тема: Именительный падеж имен существительных 2го склонения.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, памятки, таблицы.
Цели:
Коррекционно
образовательная:
формирование у учащихся
представлений
о
существительных
2го
склонения в И.п., о их роли
в предложении.
Планируемый результат:
Формирующиеся знания о
И.п. существительных 2го
склонения.
Задачи:
1.Повторить 2 склонение
существительных.
2.Выполнить упражнения в
определении
склонений
существительных
3. Познакомить с И.п. имен
существительных
2го
склонения.
выделять
4.Учить
2го
существительные
склонения в И.п.
в
предложении, определять их
роль, выделять окончания.
Коррекционно
воспитательная:
формирование
ответственного
добросовестного отношения
к учебной деятельности.
Коррекционноразвивающая:
формирование
положительной
учебной
мотивации и интереса к
изучению русского языка.
Формировать ответственное,
добросовестное отношение к
учебной деятельности через
психологический настрой на
урок,
минутку
чистописания, контроль за
выполнением упражнений,
рефлексию деятельности.
Формировать
положительную учебную
мотивацию посредством
применения
игровых
приемов.
Формирующееся
ответственное,
добросовестное отношение к
учебной деятельности.
Развивающиеся
информационно
познавательные
компетенции,
положительная
учебная
мотивация и интерес к
изучению русского языка.
1 Ход урока
Действия учителя
Действия обучающихся
1. Организационный этап
Добрый день, ребята!
Я рада
приветствовать вас на нашем уроке.
Урок русского языка сегодня необычный,
мы с вами отправляемся в лесное царство
«Морфология», где находится школа
Мудрой Совы. Знаете, ребята, чему учит
нас «морфология»? С древнегреческого
«морфо» означает форма, «логос»
учение. Значит, морфология наука о
грамматической форме слова.
Да
Ребята, а вы
любите сказки?
Поэтому сопровождать нас будут ваши
любимые герои из сказки. Дорога будет
нелёгкая. Каждый возьмёт с собой свой
багаж Знаний, записные книжки – это
наши тетради, чтобы записывать все
наблюдения
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите сегодняшнюю дату, вспомнив
правила письма.
Записывают дату
2. Актуализация знаний
Отправляемся в путь. Перед нами Тропа
Чистописания. Посмотрите, как здесь
красиво!
На ней рассыпались буквы. Что это за
буквы?
Что вы можете о них сказать? .
Давайте эти гласные соберём и
составим узор, правильно их соединив.
Получившийся узор покажет нам дорогу
дальше. Запишите его в свои записные
книжки – тетради.
а,у,ю,я
Это гласные буквы
Записывают в тетради гласные,
правильно соединив их между
собой
Время
3 мин.
3 мин.
2 Словарная работа.
Слайд___
А узор привёл нас к Роще Слов.
Попытаемся пройти сквозь неё.
Тихо….
Вы слышите шорох листьев?
Это нам навстречу идут наши сказочные
герои, а узнать их вы сможете, отгадав
загадки.
Она в коробе сидит,
Далеко она глядит. (Маша)
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами ?
А несет ее (Медведь)
Вместе с пирогами.
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая сказка,
Это "Маша и медведь".
Ребята, а вы знаете, в древние
времена люди пользовались словами
заменителями, так как считалось, что
если назвать зверя его именем, тутто
он и появится. Медведь же буквально
означает "мед едящий", "медоед".
А где мы можем посмотреть значение
этого слова?
Слайд _______
Давайте найдём и прочитаем. /Толковый
словарь / Медведь Крупное хищное
млекопитающее с длинной шерстью и
толстыми ногами
Слайд _______
А вот и герои сказки приветствуют вас.
Запишите в столбик, кого вы увидели.
( Показывает слайд с Машей и медведем,
записывает на доске слова в столбик –
медведь, Маша)
Медведь
Какую гласную нужно запомнить в этом
слове?
5 мин.
Да
Маша
Медведь
В толковом словаре
Записывают в тетради слова
медведь
Маша
е в первом слоге
Словарное
3 Значит, это какое слово?
Поставьте ударение, подчеркните
орфограмму, которую надо запомнить.
А почему слово Маша нужно писать с
большой буквы?
Так как обозначает имя
девочки, это существительное
имя собственное
3. Постановка цели и задач урока
Ребята, я заметила, что Маша и Медведь
какие – то грустные, и я узнала почему.
Жители леса рассказали мне историю,
которая произошла с их друзьями
Машей и медведем. – Вчера,
возвращаясь из школы, они обсуждали
домашнее задание. Спор вызвала
загадка, в которой надо было
определить падеж имен
существительных. А загадка такая:
«Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?»
ОТВЕТ. Маша рассуждала так: тает –
что? снежок. Именительный падеж”.
А Миша с ней не согласился.
Почему так случилось?
Сегодня на уроке нам и предстоит
выяснить: кто же из них прав?
Исходя из этой проблемы, попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
Именительный падеж
существительных
3 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний
Слайд Тема нашего урока –
Именительный падеж существительных 2
склонения
Чему мы с вами сегодня будем учиться?
мы познакомимся с
Да, ребята,
особенностями
существительных
(в тетради не записывают)
Различать существительные 2
склонения в именительном
падеже
10 мин.
4 именительного падежа 2 склонения.
Чтобы провести эту работу, мы с
вами отправляемся дальше, а по дороге
будем записывать наши наблюдения.
Работа над темой урока
Слайд _______ Избушка лесника
«Запас знаний».
Миша говорит, чтобы пройти
дальше, нужно выполнить задания. Но,
прежде мы должны вспомнить
Какие существительные относятся
1
ко 2му скл.? На доске висит таблица.
2
к 1му скл.? На доске висит таблица.
Какие существительные относятся
1
Укажите склонение и падеж
Подчеркните
Давайте заглянем в наши записные
книжки и посмотрим.
Что можете сказать о словарном слове
Медведь, которое мы записали? Какого
оно склонения?
А какого склонения слово Маша?
Укажите склонение, выделите окончание.
(Учитель
записывает на доске.
Обучающиеся в тетради)
Слайд _______ Задание лесника.
выделенного
подлежащее.
Лесник зашёл в избушку.
Какого скл. слово лесник?
Что мы знаем об именительном падеже?
Какой падеж слова лесник? ( И.п.)
На что заканчивается слово лесник?
Давайте найдем и подчеркнем
подлежащее.
Каким членом предложения является
выделенное слово?
Какой вывод можно сделать? Каким
членом предложения являются
существительные в им.п.?
Молодцы. Можно идти дальше.
слова.
М.р. на согласный или ь,
среднего рода на о, е
Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, я
Это сущ. м. р., 2 скл. с ь на
конце
Это сущ. 1 скл. с окончанием
а.
2 скл.
Отвечает на вопрос Кто?
Что?
И.п.
На согласный
Подлежащим.
Существительные в
именительном падеже являются
подлежащими.
5 Слайд _______
Ребята, я вижу озеро Мудрых
падежей.
В озере «Мудрых падежей» живёт
Русалка – волшебница, которая помогает
разрешить все сомненья. У неё есть
волшебные заклинания. Они помогают
безошибочно определять падежи.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
Ребята, я предлагаю вам помочь
Маше и Медведю разрешить их спор. И
узнать, кто же из них прав?
Слайд _______
Прочитайте загадку «: «Тает снежок,
ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?»
В каком падеже стоит существительное
снежок?
Что помогло нам определить падеж ?
А какого склонения это слово?
Какой вывод можно сделать? Права
Маша?
А какая же отгадка у этой загадки?
Слайд _______ Физминутка.
Всем стало весело. Маша и Медведь
подружились. И обещали никогда не
ссориться, а решать всё мирно. Надеюсь и
вы поступаете также. Ребята, давайте
сделаем привал и немного отдохнём –
полянке
проведём физминутку на
В именительном падеже
Вопрос, синтаксическая роль
слова
2 скл.
Маша права
Весна
Выполняют
6 Здоровья.
5. Первичная проверка понимания
Слайд _______
Вот мы и пришли в
лесную школу «Упражнялки» к
мудрой Сове, чтобы закрепить свои
знания.
4. Закрепление изученной темы.
1). Самостоятельная работа
Слайд _______
Пользуясь памяткой, выполните
3 мин.
задания мудрой Совы.
Дополните
словосочетания
существительными 2 склонения в
именительном падеже
.
Выполняют
1 ряд 1. …был высоким. (яма, холм,
лужа)
2. …гулял по улице. (цель, точка,
слон)
2 ряд 1. …сильно болел (палец,
окно,вода)
2. …вырос во дворе (гриб, сосна,
лисица)
Проверяем.
Молодцы, ребята, с этим заданием вы
справились.
6. Первичное закрепление
2). Слайд _______
Мудрая Сова предлагает вам работу в
группах.
Думаю, что легко справитесь и со
следующим заданием. Чтобы дело
спорилось, чтобы достигнуть успеха –
хорошо работать с другом вместе. Но это
не простое дело. Надо применять правила
совместной работы.
8 мин.
7 « ВМЕСТЕ «Думаем, Выбираем,
Обсуждаем, Решаем».
Слайд _______
На каждой парте лежат карточки с
предложениями. Рассмотрите их.
Разложите предложения в два столбика:
1. В которых сначала стоят имена
существительные в именительном падеже
1 склонения
2. В которых сначала стоят имена
существительные в именительном
падеже 2 склонения.
1. Вода размывает дорогу.
2. Тигр выбежал из клетки.
3. Дед приехал в гости.
4. Подруга написала мне записку.
Слайд _______ Проверяем.
Поднимите руки, кто справился
с этим заданием без ошибок. Молодцы.
Если у вас есть ошибки, исправьте и не
переживайте. Не ошибается тот, кто
ничего не делает. Вы обязательно
научитесь.
3). Слайд _______
Ребята, очень много секретов таят
падежи русского языка. Миша придумал
вам игру, которая так и называется
«Секретответ». Начиная со слова
«секрет» я читаю вопрос, по команде
«ответ» вы поднимаете карточку с
нужной цифрой, т.е. с вариантом ответа.
Слайд _______
1. СЕКРЕТ
На какие вопросы
отвечают имена существительные в
именительном падеже?
1. Кто? Что? 3. Кем?
Чем?
2. Кого? Что? 4. Кого?
Чего?
ОТВЕТ. Задание под номером 1.
2. СЕКРЕТ Какие окончания имеют
имена существительные 2 склонения в
именительном падеже?
1. –ы, и 3. –о, е
Выполняют
Выполняют
8 2. –у, ю 4. –а, я
ОТВЕТ. Задание под номером 3.
3. СЕКРЕТ С какими предлогами
употребляются имена существительные в
именительном падеже?
1. в, на, через 3. без
предлогов
2. к, по 4. у, из, до
ОТВЕТ. Задание под номером 3.
4. СЕКРЕТ Каким членом
предложения является имя
существительное в именительном
падеже?
1. подлежащим 2.
второстепенным членом
3.. сказуемым
ОТВЕТ. Задание под номером 1.
Слайд _______ Проверяем
3 мин.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок
Нам было очень хорошо в лесном
царстве, но пора возвращаться домой.
Ребята, вы молодцы, хорошо
поработали, многое успели сделать,
значит и сможем ответить на вопросы.
Какую тему мы рассмотрели на нашем
уроке?
Какая была задача сегодняшнего урока?
Выполнили мы задачу, которую
поставили? (Да).
Выставление оценок, их
комментирование
Именительный падеж
существительных 2 склонения
Научиться различать
существительные в
именительном падеже 2
склонения
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению
Слайд _______ Домашнее задание
Упр. 297, стр.188 (правило стр. 187)
Записывают в тетради
3 мин.
9. Рефлексия (подведение итогов)
Слайд _______ Рефлексия «Яблоки
чувств»
На столе у каждого из вас есть две
карточки с яблоками зелёная и жёлтая.
Если тебе урок понравился и ты всем
Поднимают карточки с
3 мин.
9 яблоками
доволен, то подними карточку жёлтого
цвета, если нет, то зелёного.
Какое настроение было у вас во время
путешествия?
Вы все старались, молодцы! Спасибо
вам, ребята!
Попрощаемся с Машей и Медведем.
10
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.