Данный план-конспект предназначен для проведения урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) на тему "Именительный падеж имен существительных  2-го склонения". Коррекционно-образовательная цель данного урока - формирование у учащихся представлений о существительных 2-го склонения в И.п., о их роли  в предложении.
            
        
        
        
                    
                
                    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Конспект открытого урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе
в рамках конкурса «Учитель года» 
Учитель:  
Дата:  
Тема: Именительный падеж имен существительных  2го склонения.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, памятки, таблицы.
 
Цели:
Коррекционно
образовательная:
формирование   у   учащихся
представлений
о
существительных
2го
склонения в И.п., о их роли
в предложении.
 
 
Планируемый результат:
Формирующиеся   знания   о
И.п.   существительных   2го
склонения.
Задачи:
1.Повторить   2   склонение
существительных.
2.Выполнить   упражнения   в
определении
склонений
 
существительных
3. Познакомить с И.п. имен
существительных
2го
склонения.
выделять
4.Учить
 
2го
существительные
склонения   в   И.п.
  в
предложении, определять их
роль, выделять окончания.
 
 
Коррекционно
воспитательная:
формирование
ответственного
добросовестного   отношения
к учебной деятельности.
Коррекционноразвивающая:
формирование
положительной
учебной
мотивации   и   интереса   к
изучению русского языка.
 
 
Формировать ответственное,
добросовестное отношение к
учебной   деятельности   через
психологический настрой на
урок,
минутку
чистописания,   контроль   за
выполнением   упражнений,
рефлексию деятельности.
Формировать
положительную   учебную
мотивацию   посредством
применения
игровых
приемов.
 
Формирующееся
ответственное,
добросовестное отношение к
учебной деятельности.
Развивающиеся
информационно
познавательные
компетенции,
положительная
учебная
мотивация   и   интерес   к
изучению русского языка.
 
1Ход урока
Действия учителя
Действия обучающихся
1. Организационный этап
 
  Добрый   день,   ребята!  
 
  Я   рада
приветствовать   вас   на   нашем   уроке.
Урок русского языка сегодня необычный,
мы с вами отправляемся в лесное царство
«Морфология»,   где   находится   школа
Мудрой Совы.  Знаете, ребята, чему учит
нас   «морфология»?   С   древнегреческого
«морфо»   означает      форма,   «логос»   
учение.   Значит,   морфология   наука   о
грамматической форме слова.
Да
Ребята,   а   вы  
  любите   сказки?
Поэтому   сопровождать   нас   будут   ваши
любимые герои из сказки. Дорога будет
нелёгкая.   Каждый возьмёт с собой свой
багаж   Знаний,   записные   книжки   –   это
наши   тетради,   чтобы   записывать   все
наблюдения
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите   сегодняшнюю   дату,   вспомнив
правила письма. 
Записывают дату
2. Актуализация знаний
Отправляемся в путь. Перед нами  Тропа
Чистописания.  Посмотрите,   как   здесь
красиво!
На ней рассыпались буквы. Что это за  
буквы?
  Что вы можете о них сказать? .
   Давайте   эти   гласные   соберём   и
составим   узор,   правильно   их   соединив.
Получившийся узор покажет нам дорогу
дальше.    Запишите  его в свои  записные
книжки – тетради.
а,у,ю,я
Это гласные буквы
Записывают в тетради гласные, 
правильно соединив их между 
собой
Время
3 мин.
3 мин.
2Словарная работа.
Слайд___
А узор привёл нас к Роще Слов. 
Попытаемся пройти сквозь неё.
Тихо….
Вы слышите шорох листьев?  
Это нам навстречу идут наши сказочные 
герои, а узнать их вы сможете, отгадав 
загадки.
Она в коробе сидит, 
Далеко она глядит. (Маша)
Кто несет ее, ответь, 
Быстрыми шагами ? 
А несет ее  (Медведь)
Вместе с пирогами. 
Провела его малышка, 
Будет он умнее впредь. 
Вот у нас какая сказка, 
Это  "Маша и медведь".                        
Ребята,   а   вы   знаете,   в   древние
времена  люди  пользовались   словами
заменителями, так как считалось, что
если назвать зверя его именем, тутто
он и появится. Медведь же буквально
означает "мед едящий", "медоед". 
 А где мы можем посмотреть значение
этого слова?  
Слайд _______
Давайте найдём и прочитаем. /Толковый 
словарь /  Медведь Крупное хищное 
млекопитающее с длинной шерстью и 
толстыми ногами 
 
Слайд _______
А вот и герои сказки приветствуют вас. 
Запишите в столбик, кого вы увидели. 
( Показывает слайд с Машей и медведем, 
записывает на доске слова в столбик – 
медведь, Маша)
   
   Медведь
Какую гласную нужно запомнить в этом 
слове?
5 мин.
Да
Маша
Медведь
В толковом словаре
Записывают в тетради слова
медведь
Маша
е в первом слоге
Словарное
3Значит, это какое слово?
Поставьте ударение, подчеркните 
орфограмму,  которую надо запомнить. 
А почему слово Маша нужно писать с 
большой буквы?
Так как обозначает имя 
девочки, это существительное 
имя собственное
3. Постановка цели и задач урока
Ребята, я заметила, что Маша и Медведь
какие – то грустные, и я узнала почему.
Жители леса рассказали мне историю, 
которая произошла с их друзьями   
Машей и медведем. – Вчера, 
возвращаясь из школы, они обсуждали 
домашнее задание. Спор вызвала 
загадка, в которой надо было 
определить падеж имен 
существительных. А загадка такая: 
«Тает снежок, ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает?»
ОТВЕТ. Маша рассуждала так: тает –
что? снежок.  Именительный падеж”.
А Миша с ней не согласился.
 Почему так случилось?
 Сегодня на уроке нам и предстоит 
выяснить: кто же из них прав?  
 Исходя из этой проблемы, попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
 
Именительный падеж 
существительных
3 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний
Слайд Тема нашего урока –
Именительный падеж существительных 2
склонения  
 Чему мы с вами сегодня будем учиться?
  мы   познакомимся   с
   Да,   ребята,  
особенностями
 
существительных
 (в тетради не записывают)
 
Различать существительные 2 
склонения в именительном 
падеже  
10 мин.
4именительного падежа 2 склонения. 
 
Чтобы   провести   эту   работу,   мы   с
вами отправляемся дальше, а по дороге
будем записывать наши наблюдения.
         Работа над темой урока
  Слайд   _______   Избушка   лесника
«Запас знаний».
Миша говорит, чтобы пройти  
дальше, нужно выполнить задания. Но, 
прежде мы должны вспомнить
Какие существительные относятся
1
ко 2му скл.?   На доске висит таблица.
2
к 1му скл.?   На доске висит таблица.
Какие существительные относятся
1
 Укажите   склонение   и   падеж
  Подчеркните
  Давайте   заглянем   в   наши   записные
книжки и посмотрим.
 Что можете сказать о словарном слове
Медведь, которое мы записали? Какого
оно склонения?  
   А   какого   склонения   слово  Маша?
Укажите склонение, выделите окончание.
(Учитель  
записывает   на   доске.
Обучающиеся в тетради)
 
 
 Слайд _______ Задание лесника.
 
выделенного  
подлежащее.
 Лесник зашёл     в избушку. 
 Какого скл. слово лесник?  
 Что мы знаем об именительном падеже?
 Какой падеж слова лесник? ( И.п.)
На что заканчивается слово лесник?
 Давайте найдем и подчеркнем 
подлежащее.
 Каким членом предложения является 
выделенное слово?  
Какой вывод можно сделать? Каким 
членом предложения являются 
существительные в им.п.?
  Молодцы.  Можно идти дальше.
слова.
М.р. на согласный или ь, 
среднего рода на  о, е
Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, я
 
Это сущ. м. р., 2 скл. с ь на 
конце
Это сущ. 1 скл. с окончанием  
а.
2 скл. 
Отвечает на вопрос Кто? 
Что?
И.п.
На согласный
Подлежащим.
Существительные в 
именительном падеже являются 
подлежащими.
5Слайд _______
Ребята,   я   вижу  озеро   Мудрых
падежей.
 В озере  «Мудрых падежей» живёт  
Русалка – волшебница, которая помогает 
разрешить все сомненья. У неё есть 
волшебные заклинания. Они помогают 
безошибочно определять падежи. 
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
 С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
Ребята,   я   предлагаю   вам   помочь
Маше и Медведю разрешить их спор. И
узнать, кто же из них прав?
Слайд _______
Прочитайте  загадку «: «Тает снежок, 
ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает?»
 
 В каком падеже стоит существительное 
снежок?
  
 Что помогло нам определить падеж ?
 А какого склонения это слово?
 Какой вывод можно сделать? Права 
Маша?  
 А какая же отгадка у этой загадки?  
  
 
 
Слайд _______ Физминутка. 
   Всем   стало   весело.   Маша   и   Медведь
подружились.   И   обещали   никогда   не
ссориться, а решать всё мирно. Надеюсь и
вы   поступаете   также.   Ребята,   давайте
сделаем   привал   и   немного   отдохнём   –
 полянке
проведём   физминутку   на
В именительном падеже
Вопрос, синтаксическая роль 
слова
2 скл.
Маша права
Весна
Выполняют
6Здоровья.
5. Первичная проверка понимания
Слайд   _______  
 Вот   мы   и   пришли   в
лесную   школу   «Упражнялки»   к
мудрой   Сове,  чтобы   закрепить   свои
знания.
4. Закрепление изученной темы.
1). Самостоятельная работа
Слайд _______
Пользуясь   памяткой,   выполните
3 мин.
задания мудрой Совы. 
 
Дополните
словосочетания
существительными   2   склонения   в
именительном падеже
 
 .
Выполняют
1 ряд     1. …был высоким. (яма, холм,
лужа)
2. …гулял по улице.  (цель, точка,
слон)
2 ряд  1.  …сильно болел   (палец, 
окно,вода)
    2. …вырос во дворе  (гриб,  сосна,  
лисица)
 
Проверяем.
Молодцы,   ребята,   с   этим   заданием   вы
справились. 
6. Первичное закрепление
2).  Слайд _______
Мудрая Сова предлагает вам работу в
группах. 
Думаю, что легко справитесь и со 
следующим заданием. Чтобы дело 
спорилось, чтобы достигнуть успеха – 
хорошо работать с другом вместе. Но это
не простое дело. Надо применять правила
совместной работы.
8 мин.
7« ВМЕСТЕ  «Думаем, Выбираем, 
Обсуждаем, Решаем».
Слайд _______
На каждой парте лежат карточки с
предложениями. Рассмотрите их. 
Разложите предложения в два столбика:
1. В которых сначала стоят имена 
существительные в именительном падеже
1 склонения
2. В которых  сначала стоят имена 
существительные  в именительном 
падеже 2 склонения.
1. Вода размывает дорогу. 
2. Тигр выбежал из клетки. 
3. Дед  приехал в гости.
4. Подруга написала мне записку.
 
 
Слайд _______     Проверяем.
Поднимите руки, кто справился
с этим заданием без ошибок. Молодцы.
Если у вас есть ошибки, исправьте и не
переживайте. Не ошибается тот, кто
ничего   не   делает.   Вы   обязательно
научитесь.
3). Слайд _______
      
Ребята, очень много секретов таят
падежи русского языка. Миша придумал
вам   игру,   которая   так   и   называется
«Секретответ».  Начиная   со   слова
«секрет»   я   читаю     вопрос,   по   команде
«ответ»   вы   поднимаете   карточку   с
нужной цифрой, т.е. с вариантом ответа.
Слайд _______
1.  СЕКРЕТ 
 На   какие   вопросы
отвечают   имена   существительные   в
именительном падеже?
1.   Кто? Что?                   3.   Кем? 
Чем?
   2.   Кого? Что?               4.  Кого? 
Чего?
ОТВЕТ.  Задание под номером 1.
2. СЕКРЕТ  Какие окончания имеют 
имена существительные 2 склонения  в 
именительном падеже?
   1.  –ы,   и                         3.  –о,  е
Выполняют
Выполняют
82.  –у,  ю                         4.  –а,  я
ОТВЕТ.  Задание под номером 3.
3. СЕКРЕТ  С какими предлогами 
употребляются имена существительные в 
именительном падеже?
   
   1.  в, на, через                3.  без 
предлогов
   2.  к, по                             4.  у, из, до
ОТВЕТ.  Задание под номером 3.
4. СЕКРЕТ  Каким членом 
предложения является имя 
существительное в именительном  
падеже? 
   1.  подлежащим      2. 
второстепенным членом 
   3..  сказуемым
ОТВЕТ.  Задание под номером 1.
 
Слайд _______ Проверяем
3 мин.
                         7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок
Нам было очень хорошо в лесном 
царстве, но пора возвращаться домой.  
 Ребята, вы молодцы, хорошо 
поработали, многое успели сделать, 
значит и сможем ответить на вопросы.
 Какую тему мы рассмотрели на нашем 
уроке?
 Какая была задача сегодняшнего урока?
 Выполнили мы задачу, которую 
поставили? (Да). 
Выставление оценок, их 
комментирование
Именительный падеж 
существительных 2 склонения
Научиться различать 
существительные в 
именительном падеже 2 
склонения
                   8.Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению
Слайд _______   Домашнее задание  
Упр. 297, стр.188    (правило стр. 187) 
Записывают в тетради
3 мин.
                                       9. Рефлексия (подведение итогов) 
Слайд _______   Рефлексия «Яблоки 
чувств»     
 На столе у каждого из вас есть две 
карточки с  яблоками зелёная и жёлтая. 
Если тебе урок понравился и ты всем 
Поднимают карточки с  
3 мин.
9яблоками
доволен, то подними карточку жёлтого 
цвета, если нет, то зелёного.
 Какое настроение было у вас во время 
путешествия?
 Вы все старались, молодцы! Спасибо 
вам, ребята! 
Попрощаемся с Машей и Медведем. 
10