Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Оценка 4.6
Конкурсы
doc
русский язык
7 кл
14.09.2018
В рамках предметной недели, во внеурочное время можно провести смотр знаний по русскому языку в виде интеллектуальной игры "Самый умный".Данное мероприятие развивает познавательную активность учащихся; расширяет и углубляет знания детей по русскому языку;
выявляет самого активного участника игры. Игра проходит в 3 тура. В 1 туре участвуют все ученики (14 человек). Во 2 тур выходят только 6 человек. В 3 туре, финальном, участвуют 3 человека. Один становится победителем, "самым умным".
Сценарий по русскому языку 7 класс Самый умный.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 13" г. Глазова
Смотр знаний
по русскому языку в 7 классах
Интеллектуальная игра
"Самый умный"
Составитель: Васильева Нелли Алексеевна, учитель МБОУ
«СОШ № 13» г. Глазова, стаж 28 лет, почтовый адрес: Удмуртия,
г. Глазов, ул. К. Маркса, д. 14, к. 502. Г. Глазов, 2018 год
Цели и задачи:
организация смотра знаний по русскому языку в 7 классах,
развитие познавательной активности учащихся;
расширение и углубление знаний детей по русскому языку;
выявление самого активного участника игры;
воспитание чувства любви и уважения к русскому языку.
Участники: учащиеся 7 класса.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Условия игры: Игра проходит в 3 тура.
В 1 туре участвуют все ученики (14 человек).
Во 2 тур выходят только 6 человек.
В 3 туре, финальном, участвуют 3 человека. Один становится
победителем, "самым умным". Вступительное слово ведущего.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Ребята, сегодня у нас смотр знаний по русскому языку. Мы
проводим интеллектуальную игру "Самый умный!" Встречаются
сильнейшие представители 7 классов национальных школ района –
знатоки русского языка.
Дорогие друзья, сегодня мы узнаем, кто из вас более знающий,
находчивый и остроумный любитель русского языка.
Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Условия игры: Игра проходит в 3 тура.
В 1 туре участвуют все ученики (14 человек). Во 2 тур выходят только 6 человек, набравших наибольшее количество
баллов.
В 3 туре, финальном, участвуют 3 человека. Один становится
победителем, "самым умным".
1 тур
"Отборочный".
Ведущий. Перед вами 14 участников нашей игры "Самый умный".
Кто же из них дойдёт до финала? Кому же будет вручен главный приз?
Позвольте представить игроков поименно. (Ведущий называет имя,
фамилию участника игры и школу, в которой учится ученик).
Дорогие игроки! Желаю каждому из вас удачи на игре.
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Итак, игра
начинается.
1. Что такое русский язык? (Наука)
2. С тех пор как люди изобрели письмо, они старались
усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать,
вопервых, красивее и, вовторых, быстрее. Как называется
искусство красивого письма? (Каллиграфия).
3. Как называются слова, имеющие один тот же корень?
(Однокоренные).
4. Что было "завтра", а будет "вчера"? (Сегодня).
5. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия
сторожевого помещения? Незабудка).
6. Какие словари вы знаете? Назовите и объясните, какую
информацию о слове они несут?
7. Сколько гласных букв в алфавите? (10).
8. Кто составил "Толковый словарь живого великорусского языка?"
(Владимир Иванович Даль, 47 лет работал над созданием
словаря). 9.
Как называется наука, которая изучает происхождение слов?
(Этимология).
10.Какой падеж может иметь значение постоянной
(профессиональной) или временной занятости какойлибо
деятельностью? (т.п.)
11. Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?
(Морфология).
12. Как называется вид работы по русскому языку, в котором
учащийся имеет возможность изложить своё мнение? (Сочинение).
13. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других
языков? (Заимствованные).
14.Объясните лексическое значение заимствованных слов, заменив
их русскими синонимами:
Гипотеза …(Предположение)
Фантазия …(Воображение)
Триумф … (Победа).
15. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог).
16. Как звали братьевмонахов, которые в 9 веке создали славянский
алфавит? (Кирилл и Мефодий).
17. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета
по действию? (Причастие).
18. Как называются по отношению друг к другу слова "слабый" –
"сильный"? (Антонимы).
19. Буквами какой азбуки являются буквы "аз", "буки", "веди"?
(Кириллица).
20.Сколько склонений в русском языке? (3).
21. Как называется подругому часть слова? (Морфема).
22. Как в русском языке называется буква, которая составляет
трудность в написании? (Орфограмма). 23. Какой частью речи – числительными или существительными –
являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Числительными).
24. Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, подлиза
определить род? (Общего рода).
25. Какой падеж существительных никогда не употребляется с
предлогом? (И.п.)
Ведущий. Слово жюри, которое назовёт фамилии шести игроков, набравших
наибольшее количество баллов. Именно они продолжат игру.
(Остальные ребята переходят в разряд болельщиков).
2 тур
Ведущий. Уважаемые игроки! Вам предлагается шифровка. Нужно угадать,
что за слово зашифровано цифрами, оно "спряталось" в алфавите. Это
задание поможет установить вашу очередность при выборе темы вопросов.
Как только угадали слово, сразу поднимаете руку.
Шифровка: 6 1 3 5 5
1 2 3 4 5
АБВ ГДЕ ЖЗИЙ КЛМ НОП
6 7 8 9 0
РСТ УФХ ЦЧШ ЩЬЪ
ЭЮЯ
Ответ: район.
Ведущий. Перед вами 6 номинаций. Тему вопросов выбираете в соответствии
с тем, в какой последовательности расшифровали слово. Вам предлагается по 8 вопросов. 3 участника игры, набравшие наибольшее
количество баллов, выходят в 3, финальный, тур.
1 тема "Глагол".
1. Назовите постоянные морфологические признаки глагола.
(Вид, переходность, спряжение).
2. Какой признак у глагола был, есть и будет? (Время).
3. У каких глаголов можно определить род? (У глаголов прошедшего
времени).
4. Как образуется неопределённая форма глагола? (ть, ти).
5. Определите спряжение глагола хотеть. (Разноспрягаемый).
6. Какие части речи некоторые учёные считают глагольными формами?
(Причастие и деепричастие).
7. Найдите "4 лишнее" в группе слов: читающий, читать, читая,
перечитать?
8. Предположим, иностранец вас спросил: как правильно сказать по
русски: бегите или бежите? Что вы ответите? (Бегите в повелит.
накл., а бежите – в изъявит. накл.).
2 тема "Причастие".
1. Что такое причастие?
2. Какие причастия называются действительными?
3. Какие причастия называются страдательными?
4. Придумайте к данным существительным определенияпричастия
настоящего времени: облако, солнце, ветер.
5. От следующего глагола в неопределённой форме образуйте возможные
формы причастия прошедшего времени: наблюдать.
6. Какое художественное произведение в названии содержит причастие? ("Спящая царевна" В. А. Жуковского, "Заколдованное место" Н. В.
Гоголя, "Говорящий свёрток" Даррелл, "Растрёпанный воробей"
Паустовского, "Клён ты мой опавший…" С. А. Есенина).
7. Какая ошибка допущена в построении причастного оборота?
Издалека были видны плывущие брёвна по воде.
8. Как образованы страдательные причастия:
выкачанная из подвала вода? (выкачать),
выкаченная из сарая бочка? (выкатить).
3 тема "Деепричастие".
1. Что общего у деепричастий с наречиями? (Неизм.)
2. Что обозначают деепричастия?
3. Каким членом предложения являются деепричастия?
4. В чём особенность образования деепричастий несовершенного вида от
глагола быть? (будучи).
5. Образуйте деепричастия несовершенного вида от глагола брать. (Беря).
6. Что такое деепричастный оборот?
7. Однажды сестра читала своему младшему брату рассказ Чехова
"Жалобная книга". В этом рассказе есть такие слова, принадлежащие не
совсем грамотному герою: "Подъезжая к сей станции и глядя на
природу в окно, у меня слетела шляпа". Когда брат услышал это
предложение, он спросил у сестры: "А разве у шляпы есть глаза?"
Почему был задан такой вопрос?
8. Исправить ошибку в предложении: "Подходя к лесу, мне стало
холодно".
4 тема "Наречие".
1. Каков самый отличительный морфологический признак наречия?
(Неизм.). 2. Какое из слов не является наречием: внимательно, окно, плохо,
вправо?
3. Чем являются наречие в предложении: "Яйцо всмятку?" (Сказуемым).
4. У какого наречия простая сравнительная степень будет реже? (Редко).
5. Образуйте простую форму сравнительной степени наречий: резко,
гладко, жидко. (Резче, глаже, жиже).
6. Подберите наречия к фразеологическим оборотам: во всю Ивановскую,
хоть пруд пруди, жить душа в душу. (Громко, много, хорошо).
7. Какая змея бывает наречием? (Уж).
8. Что общего между наречиями: там, туда, оттуда, так? Как они
называются? (Указательные).
5 тема "Орфография".
1. Какое слово из 11 букв все ученики и даже учителя и родители
пишут неправильно?
2. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя Ь?
3. В слове деревянный пишется две буквы Н, а в слове дровяной (склад)
– одна Н. Почему?
4. Каким правилом можно объяснить написание а в следующих словах:
облако, фантастика, обаяние, капитан, охладить?
5. В каком слове пишется две буквы С: ра..читать, ра..чёт, ро..черк,
ра..чистили?
6. Какая первая буква пишется в слове "интеллигенция"?
7. Как пишутся наречия: уж, замуж, невтерпёж?
8. Замените наречие синонимом, в котором пишется две буквы Н:
действовать быстро? (Мгновенно).
6 тема "Пунктуация".
1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие,
тире, кавычки). 2. Раньше знаки препинания носили другие названия. Например,
? – "удивный", ; "полуточие", тире – "молчанка, преискательный
знак". Как называлась запятая: вдохновение, отдохновение, затемнение,
преступление? (Отдохновение).
3. Какой знак препинания ставится в конце повествовательного
предложения, кроме точки? (!).
4. Объясните знаки препинания в предложении:
Отколе умная бредёшь ты голова. (Разорванное обращение).
5. О каком знаке препинания идёт речь: слово заимствовано из
французского языка, в переводе означает "тянуть", что вполне
соответствует форме знака. (Тире).
6. О каком знаке препинания идёт речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак).
7. О каком знаке препинания идёт речь?
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак).
8. О каком знаке препинания идёт речь?
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый.
(Многоточие). Ведущий. Благодарим учащихся, принявших участие во 2 туре, но, к
сожалению, не прошедших в финал. (Все полуфиналисты получают
утешительные призы).
3 тур.
Ведущий. Поприветствуем финалистов игры "Самый умный"!
(В 3 туре участвуют 3 человека, набравшие наибольшее количество баллов).
Вам снова предлагается шифровка. Нужно угадать, что за слово
зашифровано цифрами. Это задание поможет установить вашу очередность
при выборе темы вопросов в финале. Как только угадали слово, сразу
поднимаете руку.
Шифровка: 7 4 5 3 8 1 .
1 2 3 4 5
АБВ ГДЕ ЖЗИЙ КЛМ НОП
6 7 8 9 0
РСТ УФХ ЦЧШ ЩЬЪ
ЭЮЯ
Ответ: умница.
Ведущий. Участникам финала игры предлагается 4 цвета, которым
соответствуют определённые темы:
Красный – ФОНЕТИКА.
Зелёный – ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Синий – МОРФОЛОГИЯ.
Жёлтый – МОРФЕМИКА.
Наши финалисты! Тему вопросов и свой цвет выбираете в соответствии
с тем, в какой последовательности расшифровали слово. На доске вывешивается цветное табло.
к
з
с
ж
з
с
ж
к
с
ж
к
з
к –красный, з –зелёный, с – синий, ж –жёлтый.
ж
к
з
с
к
з
с
ж
Игроки, ответившие правильно на вопрос из своей темы, получают 2
балла, на вопросы соперника – по 3 балла, общие вопросы – по 1 баллу.
Каждому участнику предлагается определённое количество вопросов,
например всем по 5 вопросов.
ФОНЕТИКА и ГРАФИКА.
1. Какую ошибку допустил писатель Е. Чарушин а названии своего
произведения "Как мальчик Женя научился говорить букву Р"? (не
букву, а звук).
2. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё).
3. Назовите 3 слова, начинающие на букву Й. (Йод, йогурт, йога, йог, йот,
ЙошкарОла, Йемен и др.)
4. Сколько букв и сколько звуков в слове январь?
5. Фонетическая головоломка:
Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас).
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
1. В диалоге заменены фразеологизмы, попробуйте их восстановить:
Я в этом деле кошку проглотил. (Собаку съел)
(Если и дальше будете колотить городки, в конце месяца сохранитесь с
ухом. (Бить баклуши, останетесь с носом)). 2. О чём говорится в предложении:
3. Ваня, подпаши мост: в сенях порато шуму. ( Ваня, подмети пол:
много сору).
4. Какое языковое явление наблюдается в следующем диалоге:
Нарисуй мне, пожалуйста, игру в городки, чурки, рюки, чушки, городни,
скракли, клетки, деревянные бабки.
Так много! Восемь игр сразу?
5. Что означает выражение: шиворотнавыворот?
(Совсем наоборот, наизнанку. Раньше это выражение связывалось с
позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в
вывороченную одежду.
Шиворот навыворот означало "одежда,
вывороченная наизнанку в наказание).
6. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый,
нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно
имеет в следующем предложении:
Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во
двор и упала у красного крыльца? (парадный).
1. Укажите, какая часть речи имеет суффикс вши? (Деепричастие).
МОРФЕМИКА.
2. Есть ли окончание у слова Сочи? (Несклоняемое).
3. Сколько суффиксов в слове картина? (Нет).
4. Чем отличается состав слова: тихо наречие и тихо
прилагательное?
5. Назовите, от какого слова образовано слово втайне: тайна, тайно,
тайный.
МОРФОЛОГИЯ. 1. Почему мы говорим древнего Тбилиси и высокая АйПетри? (Город и
гора).
2. Укажите существительное женского рода: профессор, шампунь,
вермишель, шимпанзе, тополь? (Вермишель).
3. Назовите числительное в творительном падеже "999 апельсинов".
4. Определите, к какой части речи относится слово "впятых"?
5. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у
нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом
количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в
реплике Чацкого: Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачится дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа. (Тьма).
Ведущий объявляет об окончании игры и называет победителя. Награждение
победителя и вручение памятных подарков финалистам.
Литература. 1.Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя/ А. О. Орг. 4е изд. –
М.: Просвещение, 2002.
2. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины,
олимпиады/ Водолазькая С. В. – Изд. 2е – Ростов н / Д.: Феникс, 2006.
3. Предметные недели в школе: русский язык и литература/ Сост. Л. И.
Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003.
4. Приложение к журналу "Первое сентября".
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Интеллектуальная игра "Самый умный" (7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.