Телепередача «Что? Где? Когда? уже давно стала популярной.
Участвовать в таких передачах (хотя бы в масштабах школы)  интересно и полезно. Формируется готовность ребенка действовать в экстремальных ситуациях, развивается находчивость и быстрота реакции. В случае неудачи ребенок анализирует линию своего поведения, допущенные ошибки, что тоже очень полезно.
            
        
        
        
                    
                
                    Интеллектуальная викторина
 «Что? Где? Когда?»
Телепередача «Что? Где? Когда? уже давно стала популярной.
Участвовать   в   таких   передачах   (хотя   бы   в   масштабах   школы)     интересно   и
полезно.   Формируется   готовность   ребенка   действовать   в   экстремальных
ситуациях,   развивается   находчивость   и   быстрота   реакции.   В   случае   неудачи
ребенок   анализирует   линию   своего   поведения,   допущенные   ошибки,   что   тоже
очень полезно.
Мы уже давно проводим подобные мероприятия. Сейчас нам помогает Интернет,
а раньше мы искали вопросы по всем источникам: в газетах, журналах.
Предлагаю   сценарий   такой   игры.   Игра   проводилась   в   рамках   Недели   физики
между   сборной   командой     «Знатоков»   1011   классов   и   командой   учителей
предметников школы.
Цели и задачи:
1.Развитие творческих и умственных способностей учащихся логического 
мышления, смекалки, сообразительности.
2.Расширение кругозора учащихся.
3.Развитие коммуникативного общения; воспитание коллективизма, 
сплоченности, воспитание терпения, стремления преодолевать трудности, 
формирование дружного коллектива, умения работать в команде.
Оснащение: Карточки для фиксации счёта, гонг, часы с секундной стрелкой,
чёрный ящик, волчок, к которому прикреплена стрелка.
Ведущий:                           В какой школе рассчитывай,
В какой школе угадывай
На столбовой дороженьке
Сошлись вдруг знатоки.
Сошлись вдруг  и…..заспорили.
Спорить они будут между собой, чтобы найти правильный ответ на вопросы,
которые им зададут учителя школы. А в споре, как известно, рождается истина.
Ведущий:    Представляю  команду  «Знатоков» 11 класса:
Михаил:                            Ты, Михаил, как Ломоносов,
Хоть лично с ним ты не знаком,
Но, знаю я, в дожде вопросов
Себя покажешь знатоком!Евгений:                                     Эта шуточка стара
Рифмовать: «Евгенийгений»,
Каждый день её с утра
Слышит, видимо, Евгений.
Потомуто обещаю
Я так глупо не шутить.
Я другие рифмы знаю
Их смогу я применить
Илья:                                    В сказкахИльяМуромец,
На небесах пророк,
А на игре сегодня
У нас Ильязнаток!
Екатерина:                          Катя, Катенька, Катюша,
Твой характер прям и крут.
Ох, недаром, нет, недаром
Пушки в честь тебя зовут.
Алиса:                                     Всё Зазеркалье обойди,
Алиса, но в конце пути
В клуб Знатоков ты загляни
Простых вопросов там не жди!
Кирилл:                             А вотКирилл, он полон сил!
Да и ума ему хватает!
Бывает с неба он хватает
И звёзды. Правда ведь, Кирилл?
Объявляется капитан команды «Знатоков».              Играет музыка.
Ведущий:                       Объявляю правила игры:
Стол разделён на 12 секторов, в которых от цифры 1 до цифры 9 находятся
конверты с вопросами.   Сектор 10сектор «Блицигра».   Сектор 11 обозначен
скрипичным ключом –это  сектор «Музыкальная пауза». Сектор 12 «Игра со
зрителями».
На   обдумывание   ответа   на   вопрос   даётся   2   минуты.   Если   ответ   правильный,
команда получает 1 балл, если нет  победа присуждается команде учителей. 
С ударом гонга все обсуждения прекращаются.Вы имеете право дать досрочный ответ, а неиспользованное время сохранить для
другого вопроса.
Один раз за время игры команда «Знатоков» может обратиться за помощью   к
своим   болельщикам.   На   консультацию   будет   выделена   одна   дополнительная
минута.
Сектор «Блицигра» предусматривает 3 вопроса без времени на  обсуждение.
Сектор  12  «Игра   со   зрителями».   На   вопросы   ведущего   отвечают   зрители,  а
полученные за правильные ответы баллы зрители отдают команде, за которую
болеют.
Итак, начинаем игру! Ни пуха, ни пера!
                                                      ХОД ИГРЫ: 
Пока крутится волчок, ведущий задаёт вопросы игрокам:
1.Ваш любимый предмет в школе.
2.Делаете ли вы по утрам зарядку?
3.Любите ли вы есть манную кашу?
4.Какой вид спорта вам нравится?
5.Ваша любимая телепередача?
6.Какой последний фильм вы посмотрели?
7. Что вам нравится в школе?
8.А что бы вы хотели изменить?
                                                       ВОПРОСЫ:
1.Выносится «Чёрный ящик»Против Знатоков играет учитель истории.
У древних инков оно считалось даром предков. Нил, Дунай, Ганг, Дон названия
этих рек в переводе означает это вещество. 
О каком веществе идёт речь?    (О воде)
О,  вода! Самое  священное  вещество  в природе! Она даёт  жизнь  нам и  всему
живому вокруг.
2.Внимание на экран: Против Знатоков играет учитель биологии.   В самые сухие 
и жаркие дни пчёлы на верхних стенках в улье развешивают капельки воды. Для 
чего они это делают?    (при испарении температура в улье понижается, а 
влажность воздуха повышается).
3. Против Знатоков играет медсестра школы: У людей в ветреную погоду 
отмерзают носы. Между тем мне приходилось читать, что метеориты 
раскаляются от трения о воздух. Почему же не нагревается наш нос при ходьбе?   
(у метеоритов очень большая скорость движения, вот они и раскаляются, 
преодолевая трение о воздух).
4.К знатокам обращается учитель географии: Самые экологически 
неблагополучные в России центры выросли вокруг индустриальных гигантовМагнитогорска, Новокузнецка, Череповца, Норильска, Нижнего Тагила. 
Огромные заводы, работающие по старым технологиям и лишённые надёжных 
очистных сооружений, отравляют всё живое на много километров вокруг. 
Ситуация усугубляется ещё и тем, что такие заводы просто невозможно просто 
взять и закрыть, они являются единственным источником существования 
большей части горожан. Людям приходится вдыхать отравленный воздух, 
потреблять загрязнённые пищу и воду.
Внимание вопрос: Как ядовитые вещества попадают в пищу, воду, воздух и 
распространяются на большие расстояния?  (явление диффузии, конвекция 
воздушных слоёв).
5.Свой вопрос к знатокам обращает учитель литературы:    Великий немецкий 
поэт, более 20 лет изучающий тайны цвета, но…к сожалению, мы его знаем не как
учёногофизика, а как автора гениальных произведений и знаменитых строк:
                                      Лишь тот достоин чести и свободы,
Кто каждый день идёт за них на бой!
                                                                           Иоганн Вольфганг Гёте)
6.С   вопросом   к   знатокам   обращается   учитель   МХК:   Конструктор,   инженер,
анатом, физик, математик, писатель, музыкант. Он изобрёл всё, что позволяла
изобрести механика (без применения пара и электричества). О ком идёт речь?
(о Леонардо да Винчи). Научные работы этого великого учителя стали известны
лишь в начале 20 века, а до тех пор в\есь мир почитал его только как великого
художника  (на экране показываются изобретения и картины художника).
7.Вы знаете, что «устами младенца глаголет истина». То, что вы сейчас услышите,
далеко не истина, а всего лишь детский вопрос. Команда учителей, повидимому,
устала и обратилась за помощью к «тяжёлой артиллерии» ученице 2 класса.
Зачитывается фрагмент из сказки «Колобок».
Внимание,   вопрос:   Какие   законы,   явления,   понятия   иллюстрируются   этой
сказкой?
8.Музыкальная пауза
9.БлицИгра
При   какой   температуре   кипит   вода?   А   можно   ли   вскипятить   воду   при
температуре 70 градусов? И если да, то как?
Вас попросили подержать 6 часов 20 кирпичей. Какую работу вы   при этом
совершите?
Во Франции этот закон известен как закон Пулье. Но немцам, как и нам с вами
этот закон известен как     (назовите автора этого закона)10.С вопросом к знатокам обращается учитель физики: (Зачитывается отрывок из
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мцыри: «Держа кувшин над головой, грузинка
узкою тропой спускалась к берегу…». Женщины Востока могут носить на голове
грузы   огромных   размеров.   Иногда   двое   мужчин   с   трудом   поднимают   груз,
который одна женщина несёт с лёгкостью. 
Как им это удаётся?
11.Вопрос знатока задаёт учитель химии: Этот химический элемент был 
искусственно получен в 1940 году. Он носит имя одного из древнеримских богов, 
в чьё царство он отправил множество душ загубленных им людей. Назовите  этот 
химический элемент. (плутоний, Плутонбомба)
12.Вопрос от учителя обществознания: Всё, что нас окружает материя. Основная
форма материи движение. 
Движенье повсюду,
Движенье везде.
И в воздухе птица,
И рыба в воде.
И жизни нигде без движения нет.
И солнце лежит в хороводе планет…
Кому принадлежат эти слова?               ( Галилео Галилей)
Подведение итогов. Поздравление победителей.
Литература: 
Пёрышкин А.В.,  Гутник Е.М. Физика, 79 классы– М.: Дрофа, 2010.
Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 1011 классы– М.: Просвещение, 2006
Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках: М.: Астрель: Хранитель, 2007.
1001 вопрос для очень умных ( с подсказками для остальных). М.: Рипол Классик, 2002.