Интеллектуально-развлекательная игра
«ДАРИТЕ ДЕТЯМ ДОБРОТУ»
Цель: актуализация творческого, креативного потенциала педагогов по проблеме социально-нравственного развития детей.
Задачи:
¾ повышать знания, профессиональную компетентность, совершенствовать педагогическое мастерство педагогов в осуществлении социально-нравственного воспитания;
¾ формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
Ход мероприятия
«Душа поёт» – каждый из нас не раз слышал эти слова. Всё самое красивое и восхитительное мы часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – семи нот.
Сейчас мы с вами попробуем создать свою основу для мелодии, которая называется СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
1. Нота – До.
Как вы знаете первая нота – ДО. Как вы думаете, какие важные для социально-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д»?
Правильно, это доброта и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное – души детей. Если мы не будем обладать таким качеством, как доброта, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию всесторонне гармоничной личности ребенка будут напрасными.
Для того, чтобы узнать, насколько вы добры, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем-то ради другого человека, другие же, напротив, – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим? Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.
Вопрос |
Ответ |
|
ДА |
НЕТ |
|
1. При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям? |
1 |
0 |
2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? |
0 |
1 |
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? |
1 |
0 |
4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение? |
1 |
0 |
5. Любите ли вы злые шутки? |
0 |
1 |
6. Вы злопамятны? |
0 |
1 |
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует? |
1 |
0 |
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности? |
0 |
1 |
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать? |
0 |
1 |
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? |
0 |
1 |
11. Вы охотно выполняете просьбы? |
1 |
0 |
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? |
0 |
1 |
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.
Работая с детьми, мы часто обращаемся к народной мудрости. К неоценимому знанию, оставленному нашими предками, к пословицам.
Попробуйте собрать пословицы о доброте, которые можно использовать в работе по привитию основ нравственности детям.
ЧЕГО В ДРУГИХ НЕ ЛЮБИШЬ |
КТО ПОМНИТ ЗЛО |
ТОМУ ТЯЖЕЛО |
ЦЕЛЫМИ ВЕКАМИ ЖИВУТ |
ДРУГИХ НЕ СУДИ |
А ЗЛО ЗАБЫВАЙ |
ДОБРО ПОМНИ |
ТОГО САМ НЕ ДЕЛАЙ |
ДОБРЫЕ ДЕЛА |
НА СЕБЯ ПОГЛЯДИ |
Сразу мы их не запомнить не можем, поэтому я подготовила для вас блиц-памятку с пословицами о доброте.
Пословицы о доброте
Доброму слову – добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый.
Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощает.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Не спеши карать, спеши миловать.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помниться.
Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.
Слово лечит – слово и ранит.
2. Нота – Ре.
Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в социально-нравственном развитии детей. Правильно, это Родина, родной край.
Воспитание любви к Родине одна из основных задач нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития любви к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.
Сейчас мы вам предлагаем ребусы, связанные с патриотическим воспитанием, которые вы так же можете работать с детьми.
3. Нота – Ми.
Нота МИ, она называется – принципы морали.
Нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, которые его воспитывают, от социальной среды, в которой он живёт.
Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.
Я предлагаю вам сыграть в одну игру, которая называется «Убеждалки», но сначала разомнемся, используя упражнение «Шанхайцы».
Правила: Встаньте в одну линию и возьмитесь за руки. Первый должен начать закручиваться и тянуть за собой всех остальных в «спираль». В таком положении вы должны пройти несколько метров. Можете в конце движения осторожно или присесть на корточки, или наклониться, или подпрыгнуть, а потом раскрутиться обратно, не разъединяясь.
Расслабились? От души посмеялись, а теперь давайте сыграем в игру, в которую можно играть и с детьми.
Вам необходимо убедить сказочного персонажа совершить или не совершить плохой поступок (по одному человеку от команды на одного персонажа).
Варианты:
Лиса из сказки «Колобок»;
Алёнушка из сказки «Гуси-лебеди».
4. Нота – Фа.
Это, пожалуй, самая активная в работе с детьми нота . Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей, ведь иногда и они могут увидеть то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.
А сейчас мы вам предлагаем с предложенными наборами персонажей придумать небольшую сказку с моралью и показать её.
Всем спасибо за интересные идеи и творческий подход.
5. Нота – Соль.
Нота СОЛЬ означает самостоятельность, а для того, чтобы мысли воплотились в поступки, недостаточно одного желания, надо формировать самостоятельность в принятии решения, в побуждении к действиям. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.
Игровое упражнение «Где проявляется инициатива» (биатлон)
Где может проявить свою самостоятельность дошкольник? Команды по очереди называют вид детской деятельности...
Варианты ответов:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-задание по образцу,
-сюжетно-ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра-импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи.
6. Нота – Ля.
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход. Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.
Героям сказок тоже часто приходится нелегко. Вам необходимо по фрагментам мультфильмов узнать их и назвать главного героя.
Золушка
Крошечка-хаврошечка
Госпожа метелица
12 месяцев
Золотая антилопа
7. Нота – Си.
И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но нам хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.
Наша профессия по-своему уникальна: как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!
А в заключение предлагаем посмотреть на наше дерево. Как вы заметили, оно у нас без листочков. Давайте сделаем это дерево живым. А для этого внимательно посмотрите друг на друга и напишите на листиках, которые я вам раздаю, всё то, чем вы хотели бы поделиться. Это может быть здоровье, счастье, доброжелательность, сопереживание...
Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось! На этой замечательной ноте я хочу закончить нашу с вами игру. Желаю вам удачи в написании именно вашей мелодии любви, добра и взаимопонимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.