муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Морозовская средняя общеобразовательная школа"
Интеллектуально – познавательная игра
"Знаешь ли ты свой край?"
(интеллектуальная игра для 3-9 классов)
интернат
Составила:
Мелентьева Л.Н.,
педагог - организатор
д. Морозовица
Великоустюгский район Январь, 2016 год Внеклассное мероприятие
Возраст: 39 классы.
Количество участников: две команды игроков, зрители.
Место проведения: актовый зал школы.
Участники: обучающиеся интерната.
Участниками могут быть учащиеся одного или нескольких
классов вместе с их старшими друзьями, а также сводные
команды (допустимо, когда для каждого турнира коллектив
выдвигает отдельную команду знатоков).
Цели:
• проверить и углубить полученные знания учащихся о
птицах, растениях, животных родного края, их пользе;
выявить лучших знатоков;
• продолжить развивать память, мышление, расширять
кругозор, эрудицию;
• воспитывать любовь и бережное отношение к живой
природе.
Задачи:
формирование любви к родной природе;
развитие бережного отношения к природе;
поддержать интерес детей к познанию родной природы.
Предварительная работа:
Сбор и анализ информации по составлению внеклассного
мероприятия в рамках ФГОС.
Изучение литературы по природе родного края.
Создание презентации.
3
3 Оборудование: презентация, экран, компьютер, проектор,
задания на карточках.
Планируемые результаты:
учащиеся углубят знания о птицах, растениях, животных
родного края, их пользе; расширят свой кругозор;
учащиеся станут бережно относиться к живой природе
родного края.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
проявлять понимание и уважение к живой природе родного
края;
оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики
во время мероприятия;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность,
доверие,
внимательность, помощь.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
контроль и коррекция;
саморегуляция;
оценивать результаты деятельности.
Познавательные УУД:
информационные: анализ информации; поиск и выделение
необходимой информации из различных источников в разных
формах (текст, рисунок);
4
4 общеучебные: умение слушать и слышать; умение выражать
свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами
коммуникации;
логические: выбор наиболее подходящего способа решения
проблемы, исходя из ситуации; построение рассуждения.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества;
высказывание своего мнения при обсуждении задания.
оформление своих мыслей в устной и письменной форме
восприятие на слух заданий и текстов в исполнении учителя
разрешение конфликтов на основе учёта интересов и позиций
всех участников.
Сценарий проведения
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Команды занимают свои места, представляются. Выбирается
жюри.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Дорогие ребята! Я загадаю вам загадку, а вы,
отгадав ее, попробуйте назвать, чему посвящено наше
мероприятие.
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка.
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
5
5 Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
Молодцы! У каждого человека своя Родина. И сегодня мы
посвятим наше внеклассное мероприятие нашей Родине
Вологодскому краю.
Мы будем говорить о птицах, животных, растениях нашего
края. Но некоторые из туров будут включать в себя
занимательные, интересные факты.
Нашу игру мы разделим на несколько туров: «Птицы»,
«Репродукции картин», «Растения», «Тройное решето»,
«Животные», «Конкурс профессионалов», «Птичий
портрет».
Ведущий: Итак, первый тур, который так и называется
«Птицы».
Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы,
голуби.)
Птица символ мудрости и познания? (Сова.)
Как охотники называют глухарку? (Капалуха.)
Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (Ворон).
(Лесные вороны живут парами 200 лет)
Эти птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой
половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в
наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто
их можно увидеть на снегу, под деревьями. (Как красные
яблоки, рассыпанные у дорог). (Снегири.)
6
6 В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят
гнездиться на чердаках и крышах домов. (Голуби. Еще их
называют птицы почтальон и символ мира.)
Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при
добывании пищи. Перья на хвосте у нее прочные, ими можно
упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый.
Ударяет им он только там, где услышит что – то рядом с
собой. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.
(Дятел.)
Семья их за лето уничтожает около миллиона насекомых
вредителей.
Прилетают к нам они весной. Свой домик строят из глины и
своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих
птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других
насекомых. (Ласточки.)
Эта птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с
тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок. Семья
этих птиц за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток,
спасая поля, сады и огороды. (Скворцы.)
Ведущий: Второй тур нашей игры «Репродукции картин».
Я вам предложу репродукции картин известных художников.
Ваша задача – дать правильное название картины и имя
художника. Вам предложено три репродукции.
7
7 Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»
Алексей Комаров «Наводнение»
Ведущий: «Растения» так называется третий тур нашей
интеллектуально – познавательной игры. Тур будет посвящен
деревьям, растущим у нас.
1. Про какое дерево и почему сказано, что у него первое дело
– мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело –
больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать?
8
8 (Береза – из нее делают лучины, деготь, лекарства,
веники.)
2. С этим деревом не может сравниться ни одно дерево по
быстроте роста. Майский серебристый наряд первых
листочков быстро сменяется серозеленым осенним нарядом.
Уже ранней осенью оно сверкает пурпуром и желтым
багрянцем. Колеблются и дрожат его листья в тиши, и
каждый его листик рвется улететь вдаль. (Осина.)
3. Дерево это очень теневыносливо и может расти много лет
под пологом других пород. Постепенно оно вытесняет эти
породы и захватывает их территорию. У этого дерева
поверхностная корневая система, поэтому оно очень
чувствительно даже к беглым низовым пожарам, когда горят
на земле мох, хвоя и трава. Древесина у дерева белая, мягкая
и легкая. Из нее делают строительные материалы, бумагу,
музыкальные инструменты, добывают смолу и канифоль.
(Ель.)
4. Дерево это очень быстро растет: в сутки до 6см. Оно
хорошо чувствует себя не только в сырых местах, но и в
песках, крепко стягивая корнями грунт. Люди взяли это
дерево в союзники для борьбы с наступающими песками и
оврагами, изза которых пропадают миллионы плодородной
земли. Ранним летом дерево начинает цвести, изза чего
многие люди аллергики не могут выйти из дома. (Тополь.)
5. Высота этого дерева в среднем 10 метров. Крупные
перистые листья образуют крону, похожую на кружево
вологодской мастерицы, белые шапки цветков издают
сильный специфический запах. В плодах довольно много
разнообразных сахаров (фруктозы, глюкозы, сахарозы),
9
9 органических кислот, в том числе и сорбиновой, которая
обладает ярко выраженным антимикробным действием. Ярко
красные ягоды этого дерева богаты микроэлементами, и
особенно витаминами. В них много аскорбиновой кислоты,
каротина, витамина Р и других. Однако плоды дерева, как
известно, горьки. Повинен в том гликозид сорбиновой
кислоты. Но при первых же морозах гликозид разрушается, и
ягоды становятся слаще. (Рябина.)
6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением
могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на
гербах, медалях и монетах многих стран. Древние славяне
верили, что это дерево священное, приписывали ему
чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии
– Перуну. У него прочная древесина, которая долго не
поддается гниению, поэтому ее используют в судостроении,
авиационной промышленности. Чтобы обхватить ствол
старого дерева, и трех взрослых людей мало! (Дуб.)
7. Эти деревья отличаются быстрым ростом, легко
выдерживают длительное затопление, благодаря чему могут
использоваться для закрепления берегов. Они также дают
древесину, разводятся как декоративные растения, а гибкие
прочные ветви некоторых видов, называемых лозняком, с
древних времен используют для плетения корзин. Кора
богата дубильной кислотой и применяется для дубления кож,
а также содержит применяемый в медицине горький
глюкозид салицин. (Ивы.)
Ведущий: Четвертый тур нашей игры «Тройное решето».
Ваша цель в этом туре – по трем подсказкам узнать птицу.
10
1
0 Вам предложено только описание трех птиц, которые не
встретились в туре «Птицы».
Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.
Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные,
крылья и хвост голубоватые, спинка желтозеленая или
голубоватосерая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на
затылке белые.
В солнечный день звонко поёт: «Синьсиньсинь!»
Это синичка.
Окраска спинной стороны тела голубоватосерая, брюшной
белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку
проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.
Лучше других птиц лазает по деревьям.
Это единственная птица, способная передвигаться по
стволу вниз головой.
Это поползень.
Ловкая, подвижная, суетливая птица.
Голова крылья, хвост чёрные, а по бокам белоснежные
пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв
прочный и острый.
Эту птицу считают очень болтливой.
Это сорока.
Ведущий: Пятый тур нашей игры «Животные». В этом
туре я предлагаю вашему вниманию ребусы о животных,
встречающихся в наших лесах.
11
1
1 Лиса
Медведь (дом –
мед + ведро+ семь)
Крот
Хомяк
12
1
2 Куница
Лось
Медведь
Кабан
13
1
3 Олень
Ведущий: Мы проводим шестой тур нашей
интеллектуальной игры "Конкурс профессионалов". Как
много на нашей планете людей и как много профессий. Люди
занимаются различным трудом: работают в больницах,
школах, магазинах, на заводах. Птицы тоже не отстают от
своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия,
которую она любит и с удовольствием выполняет.
Ведущий: Чуть свет птицы на крыло. Скворец работает в
сутки 17 ч, ласточка 18 ч, стрижи 19 ч, горихвостка 20 ч.
А у людей рабочий день продолжается всегото 8 часов.
Ведущий: Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые
друзья, работая больше светового дня. Да меньше им
работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж
должен принести корм за день не меньше 3035 раз, скворец
200 раз, ласточка 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз.
Работают, не покладая... крыльев.
Ведущий. Итак, ваша задача назвать профессии птиц.
Ласточки ... (строители, они строят гнезда из веточек и
глины без молотка и топора).
14
1
4 Грачи ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и
санитары они уничтожают все ненужное, очищают нашу
планету).
Соловей ... (певец, артист он радует красивой песней
людей).
Дятел ... (кузнец в лесу можно слышать его размеренное
постукивание; санитар уничтожает насекомых, жучков,
паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).
Ведущий: Вот такие профессии существуют и у наших
пернатых друзей.
Ведущий: И последний конкурс нашего мероприятия
"Птичий портрет".
Командам предлагается собрать изображение птицы и назвать
ее. Когда участники команды будут готовы, капитан должен
поднять сигнальный флажок. Побеждает команда быстрее
собравшая изображение и давшая правильный ответ.
Снегирь
15
1
5 Синица
Дятел
Ласточка
Соловей
16
1
6 Голубь
Ведущий: На этом наша игра не закончилась. Я предлагаю
командам дополнительное задание.
Дополнительное задание:
Ведущий: Я предлагаю вам сыграть в дополнительное
задание.
1. "Черный ящик" угадать о каком дереве идет речь.
Какое дерево спряталось в ящике?
Это высокое и величавое вечнозеленое дерево идет в дело
целиком, без остатка – от корня до вершины – как ценное
сырье. Человек использует древесину для производства
мебели. Из коры и семян получают ценное масло. У многих
народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье
и отводящим беду. (Сосна.)
2. Викторина "Животные спортсмены". В викторине
предложены вопросы о животных спортсменах. Это могут
быть собаки, улитки, лягушки и т.д. Желаю вам успехов. Вам
предложено семь вопросов.
1. В Великобритании на главной площади одного из
маленьких городков проводятся бега. В соревнованиях
17
1
7 участвуют более 1000 игроков, которых хозяева приносят в
капустных листьях. На круге диаметром 33 см «спортсмены»
движутся от центра к краю. Кто они?
а) Улитки;
б) гусеницы;
в) тараканы.
2. Для этих животных еще в XVI веке был придуман свой вид
спорта — курсинг. Он существует и в наши дни. Кто
участвует в соревнованиях?
а) Ездовые собаки;
б) борзые;
в) таксы.
3. С 1928 года в США они регулярно состязаются в тройном
прыжке, а одна из «спортсменок» удостоилась быть
описанной в произведении Марка Твена. О ком речь?
а) О блохах;
б) о кенгуру;
в) о лягушках.
4. В 2005 г. в московских беговых состязаниях принимало
участие десять трехмесячных «спортсменов». Победил
малыш по кличке Пафнутий, получивший кубок, медаль и
специальный приз — целое корыто пареной морковки со
сливками. Кто соревновался?
а) Поросята;
б) козлята;
в) телята.
18
1
8 5. Три талисмана зимней Олимпиады в СолтЛейкСити2002
символизировали олимпийский лозунг «Быстрее, выше,
сильнее». Кто они?
а) Гепард, орел, слон;
б) конь, горный козел, лев;
в) заяц, койот, медведь.
6. Чтобы раньше времени зверьки не покинули «беговую
дорожку», они мчатся внутри труб длиной 10 м. Это…
а) кролики;
б) хорьки;
в) кошки.
7. Каждый август в городе Бувсвене в Канаде расстилают
красные ковровые дорожки и начинаются «самые медленные
гонки». Длина дистанции — семь с половиной метров, но для
участников это немало. А кто они?
а) Крабы;
б) улитки;
в) черепахи.
3. «Чей хвост?»
Вам представлено три неполных картинки. Вы должны
угадать, чей это хвост.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Слово жюри. Награждение.
4. РЕФЛЕКСИЯ
19
1
9 Что нового вы узнали о природе родного края?
Что вас удивило, больше всего запомнилось?
Ведущий: На этом наша игра подошла к концу. Вы хорошо
поработали. Каждый из вас получит по две карточки.
Выберите себе одну, которая оценивает вашу работу в нашем
мероприятии. «Грустная сова» я плохо работал, мог бы
лучше. «Веселая сова» я хорошо потрудился. Я желаю вам
успехов, удачи.
Ведущий: Сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить
следующим высказыванием Ж. Ж. Руссо: "Долг каждого –
любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей
верность, даже ценою жизни".
Берегите и любите свой край!
20
2
0 21
2
1 Использованная литература:
1. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия:
Птицы. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО
«Издательство АСТ», 2000.
2. Любимцев В.В. Вопросы и ответы. – М.: Дрофа, 1995.
3. Онегов А.С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и
соседи: Научно художественная литература. – М.: Дет. лит.,
1980.
4. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для
детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия,
Ко: Академия Холдинг, 2000.
5. Интернет ресурсы:
http://globuss24.ru/doc/vneklassnoemeropriyatiezimuyushtie
ptitsinashegokraya
http://garnett.ru/10klass/stcenariiekologicheskogo
vneklassnogomeropriiatiiaptitcynashidruzia/
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98705270 и другие.
22
2
2
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.