Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Интеллектуально-познавательная игра "Знаешь ли ты свой край"? для учащихся 3-9 классов

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Мероприятия
doc
воспитательная работа
6 кл
10.01.2017
Предложена презентация для проведения интеллектуально-познавательной игры в помощь педагогу.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

4 мероприятие, интернат, январь.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Морозовская средняя общеобразовательная школа" Интеллектуально – познавательная игра  "Знаешь ли ты свой край?" (интеллектуальная игра для 3-9 классов) интернат Составила: Мелентьева Л.Н., педагог - организатор д. Морозовица Великоустюгский район Январь, 2016 год Внеклассное мероприятие  Возраст: 3­9 классы. Количество участников: две команды игроков, зрители. Место проведения: актовый зал школы. Участники: обучающиеся интерната. Участниками  могут быть учащиеся одного или нескольких  классов вместе с их старшими друзьями, а также сводные  команды (допустимо, когда для каждого турнира коллектив  выдвигает отдельную команду знатоков). Цели: • проверить и углубить полученные знания учащихся о  птицах, растениях, животных  родного края, их пользе;  выявить лучших знатоков; • продолжить развивать память, мышление, расширять  кругозор, эрудицию; • воспитывать любовь и бережное отношение к живой  природе. Задачи:   формирование любви к родной природе;  развитие бережного отношения к природе;  поддержать интерес детей к познанию родной природы. Предварительная  работа:  Сбор и анализ информации по составлению внеклассного  мероприятия в рамках ФГОС.  Изучение литературы по природе родного края.   Создание презентации. 3 3 Оборудование:  презентация, экран, компьютер, проектор,  задания на карточках. Планируемые результаты:  учащиеся  углубят знания о птицах, растениях, животных   родного края, их пользе; расширят свой кругозор;  учащиеся станут бережно относиться к живой природе  родного края. Формируемые УУД: Личностные УУД:  проявлять понимание и уважение к живой природе родного края;  оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики во время мероприятия;  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность,  доверие, внимательность, помощь. Регулятивные УУД:  целеполагание;  контроль и коррекция;  саморегуляция;  оценивать результаты деятельности. Познавательные УУД:  информационные: анализ информации; поиск и выделение  необходимой информации из различных источников в разных  формах (текст, рисунок); 4 4  общеучебные: умение слушать и слышать; умение выражать  свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами  коммуникации;  логические: выбор наиболее подходящего способа решения  проблемы, исходя из ситуации; построение рассуждения. Коммуникативные УУД  планирование учебного сотрудничества;  высказывание своего мнения при обсуждении задания.   оформление своих мыслей в устной и письменной форме  восприятие на слух заданий и текстов  в исполнении учителя  разрешение конфликтов на основе учёта интересов и позиций  всех участников. Сценарий  проведения 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ  Команды занимают свои места, представляются. Выбирается жюри. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ведущий:  Дорогие ребята! Я загадаю вам загадку, а вы,  отгадав ее, попробуйте назвать, чему посвящено наше  мероприятие. Наслаждаться не устану Песней жавороночка. Ни на что не променяю Милую стороночку! Теплый ветер принесет 5 5 Аромат смородины, Так чего дороже нет? — Нет дороже... (Родины) Молодцы! У каждого человека своя Родина. И сегодня мы  посвятим наше внеклассное мероприятие нашей Родине  ­  Вологодскому краю.   Мы будем говорить о птицах, животных, растениях нашего  края. Но некоторые из туров будут включать в себя  занимательные, интересные факты.  Нашу игру мы разделим на несколько туров: «Птицы»,  «Репродукции картин», «Растения», «Тройное решето»,  «Животные», «Конкурс профессионалов», «Птичий   портрет». Ведущий:  Итак, первый тур, который так и называется  «Птицы».  ­ Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы,  голуби.) ­ Птица ­  символ мудрости и познания? (Сова.) ­ Как охотники называют глухарку? (Капалуха.) ­ Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (Ворон).  (Лесные вороны живут парами 200 лет) ­ Эти  птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в  наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто  их можно увидеть на снегу, под деревьями. (Как красные  яблоки, рассыпанные у дорог). (Снегири.) 6 6 ­ В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (Голуби. Еще их  называют птицы  ­ почтальон и символ мира.) ­ Этой  птице хвост помогает не только в полёте, но и при  добывании пищи.  Перья на хвосте у нее  прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им он  только там, где услышит что – то рядом с  собой.  Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.  (Дятел.) ­ Семья их  за лето уничтожает около миллиона насекомых­ вредителей. Прилетают к нам  они  весной. Свой домик строят из глины и  своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих  птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других  насекомых. (Ласточки.) ­ Эта птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с  тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок. Семья  этих птиц  за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток,  спасая поля, сады и огороды. (Скворцы.) Ведущий: Второй тур нашей игры «Репродукции картин».  Я вам предложу репродукции картин известных художников.  Ваша задача – дать правильное название картины и имя  художника. Вам предложено три репродукции.  7 7 Алексей Саврасов «Грачи прилетели» Иван Шишкин «Утро в сосновом бору» Алексей Комаров «Наводнение» Ведущий: «Растения» ­ так называется третий тур нашей  интеллектуально – познавательной игры. Тур будет посвящен деревьям, растущим у нас.  1. Про какое дерево и почему сказано, что у него первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело –  больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать?  8 8 (Береза – из нее делают лучины, деготь, лекарства,  веники.) 2. С этим деревом не может сравниться ни одно дерево по  быстроте роста. Майский серебристый наряд первых  листочков быстро сменяется серо­зеленым осенним нарядом.  Уже ранней осенью оно сверкает пурпуром и желтым  багрянцем. Колеблются и дрожат его листья в тиши, и  каждый его листик рвется улететь вдаль. (Осина.) 3. Дерево это очень теневыносливо и может расти много лет  под пологом других пород. Постепенно оно вытесняет эти  породы и захватывает их территорию. У этого дерева  поверхностная корневая система, поэтому оно очень  чувствительно даже к беглым низовым пожарам, когда горят  на земле мох, хвоя и трава. Древесина у дерева белая, мягкая  и легкая. Из нее делают строительные материалы, бумагу,  музыкальные инструменты, добывают смолу и канифоль.  (Ель.) 4. Дерево это очень быстро растет: в сутки до 6см. Оно  хорошо чувствует себя не только в сырых местах, но и в  песках, крепко стягивая корнями грунт. Люди взяли это  дерево в союзники для борьбы с наступающими песками и  оврагами, из­за которых пропадают миллионы плодородной  земли. Ранним летом дерево начинает цвести, из­за чего  многие люди аллергики не могут выйти из дома. (Тополь.) 5. Высота этого дерева в среднем 10 метров. Крупные  перистые листья образуют крону, похожую на кружево  вологодской мастерицы, белые шапки цветков издают  сильный специфический запах. В плодах довольно много  разнообразных сахаров (фруктозы, глюкозы, сахарозы),  9 9 органических кислот, в том числе и сорбиновой, которая  обладает ярко выраженным антимикробным действием. Ярко красные ягоды этого дерева богаты микроэлементами, и  особенно витаминами. В них много аскорбиновой кислоты,  каротина, витамина Р и других. Однако плоды дерева, как  известно, горьки. Повинен в том гликозид сорбиновой  кислоты. Но при первых же морозах гликозид разрушается, и  ягоды становятся слаще. (Рябина.) 6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением  могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на  гербах, медалях и монетах многих стран. Древние славяне  верили, что это дерево священное, приписывали ему  чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии  – Перуну. У него прочная древесина, которая долго не  поддается гниению, поэтому ее используют в судостроении,  авиационной промышленности. Чтобы обхватить ствол  старого дерева, и трех взрослых людей мало! (Дуб.) 7. Эти деревья отличаются быстрым ростом, легко  выдерживают длительное затопление, благодаря чему могут  использоваться для закрепления берегов. Они также дают  древесину, разводятся как декоративные растения, а гибкие  прочные ветви некоторых видов, называемых лозняком, с  древних времен используют для плетения корзин. Кора  богата дубильной кислотой и применяется для дубления кож, а также содержит применяемый в медицине горький  глюкозид салицин. (Ивы.) Ведущий: Четвертый тур нашей игры «Тройное решето».  Ваша цель в этом туре – по трем подсказкам узнать птицу.  10 1 0 Вам предложено только описание трех птиц, которые не  встретились в туре «Птицы».  ­ Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью. ­ Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные,  крылья и хвост голубоватые, спинка желто­зеленая или  голубовато­серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на  затылке белые. ­ В солнечный день звонко поёт: «Синь­синь­синь!» Это синичка. ­ Окраска спинной стороны тела голубовато­серая, брюшной  ­ белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку  проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна. ­ Лучше других птиц лазает по деревьям. ­ Это единственная птица, способная передвигаться по  стволу вниз головой. Это поползень. ­ Ловкая, подвижная, суетливая птица. ­ Голова крылья, хвост ­ чёрные, а по бокам белоснежные  пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв  прочный и острый. ­ Эту птицу считают очень болтливой. Это сорока. Ведущий: Пятый тур нашей игры «Животные». В этом  туре я предлагаю вашему вниманию ребусы о животных,  встречающихся в наших лесах.  11 1 1 Лиса  Медведь (дом – мед + ведро+ семь)   Крот Хомяк 12 1 2 Куница     Лось    Медведь   Кабан 13 1 3 Олень Ведущий:  Мы проводим шестой  тур нашей  интеллектуальной игры "Конкурс профессионалов".  Как  много на нашей планете людей и как много профессий. Люди  занимаются различным трудом: работают в больницах,  школах, магазинах, на заводах. Птицы тоже не отстают от  своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет. Ведущий:  Чуть свет ­ птицы на крыло. Скворец работает в  сутки 17 ч, ласточка ­18 ч, стрижи ­19 ч, горихвостка ­ 20 ч.  А у людей рабочий день продолжается всего­то 8 часов. Ведущий: Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, работая больше светового дня. Да меньше им  работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж  должен принести корм за день не меньше 30­35 раз, скворец ­  200 раз, ласточка ­ 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз.  Работают, не покладая... крыльев. Ведущий. Итак, ваша задача ­  назвать  профессии птиц. Ласточки ­ ... (строители, они строят гнезда из веточек и  глины без молотка и топора). 14 1 4 Грачи ­ ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и  санитары ­ они уничтожают все ненужное, очищают нашу  планету). Соловей ­... (певец, артист ­ он радует красивой песней  людей). Дятел ­ ... (кузнец ­ в лесу можно слышать его размеренное  постукивание; санитар ­ уничтожает насекомых, жучков,  паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам). Ведущий: Вот такие профессии существуют и у наших  пернатых друзей.  Ведущий: И последний конкурс нашего мероприятия  "Птичий портрет". Командам предлагается собрать изображение птицы и назвать ее. Когда участники команды будут готовы, капитан должен  поднять сигнальный флажок. Побеждает команда быстрее  собравшая изображение и давшая правильный ответ.   Снегирь 15 1 5 Синица   Дятел   Ласточка   Соловей 16 1 6 Голубь Ведущий:  На этом наша игра не закончилась. Я предлагаю  командам  дополнительное задание.  Дополнительное задание: Ведущий: Я предлагаю вам сыграть в дополнительное  задание. 1. "Черный ящик" ­ угадать о каком дереве идет речь.  Какое дерево спряталось в ящике? Это высокое и величавое вечнозеленое дерево идет в дело  целиком, без остатка – от корня до вершины – как ценное  сырье. Человек использует древесину для производства  мебели. Из коры и семян получают ценное масло.  У многих  народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду. (Сосна.) 2. Викторина "Животные ­ спортсмены". В викторине  предложены вопросы о животных ­ спортсменах. Это могут  быть собаки, улитки, лягушки и т.д. Желаю вам успехов. Вам  предложено семь вопросов. 1. В Великобритании на главной площади одного из  маленьких городков проводятся бега. В соревнованиях  17 1 7 участвуют более 1000 игроков, которых хозяева приносят в  капустных листьях. На круге диаметром 33 см «спортсмены» движутся от центра к краю. Кто они? а) Улитки; б) гусеницы; в) тараканы. 2. Для этих животных еще в XVI веке был придуман свой вид спорта — курсинг. Он существует и в наши дни. Кто  участвует в соревнованиях? а) Ездовые собаки; б) борзые; в) таксы. 3. С 1928 года в США они регулярно состязаются в тройном  прыжке, а одна из «спортсменок» удостоилась быть  описанной в произведении Марка Твена. О ком речь? а) О блохах; б) о кенгуру; в) о лягушках. 4. В 2005 г. в московских беговых состязаниях принимало  участие десять трехмесячных «спортсменов». Победил  малыш по кличке Пафнутий, получивший кубок, медаль и  специальный приз — целое корыто пареной морковки со  сливками. Кто соревновался? а) Поросята; б) козлята; в) телята. 18 1 8 5. Три талисмана зимней Олимпиады в Солт­Лейк­Сити­2002  символизировали олимпийский лозунг «Быстрее, выше,  сильнее». Кто они? а) Гепард, орел, слон; б) конь, горный козел, лев; в) заяц, койот, медведь. 6. Чтобы раньше времени зверьки не покинули «беговую  дорожку», они мчатся внутри труб длиной 10 м. Это… а) кролики; б) хорьки; в) кошки. 7. Каждый август в городе Бувсвене в Канаде расстилают  красные ковровые дорожки и начинаются «самые медленные  гонки». Длина дистанции — семь с половиной метров, но для  участников это немало. А кто они? а) Крабы; б) улитки; в) черепахи. 3.  «Чей  хвост?» Вам представлено три неполных картинки. Вы должны  угадать, чей это хвост.  3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Слово жюри. Награждение.  4. РЕФЛЕКСИЯ 19 1 9 ­ Что нового вы узнали о природе родного края? ­  Что вас удивило, больше всего запомнилось?  Ведущий: На этом наша игра подошла к концу. Вы хорошо  поработали. Каждый из вас получит по две карточки.  Выберите себе одну, которая оценивает вашу работу в нашем  мероприятии. «Грустная сова» ­ я плохо работал, мог бы  лучше. «Веселая сова» ­ я хорошо потрудился. Я желаю вам  успехов, удачи.  Ведущий: Сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить  следующим высказыванием Ж. ­ Ж. Руссо: "Долг каждого –  любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей  верность, даже ценою жизни".   Берегите и любите свой край! 20 2 0 21 2 1 Использованная литература: 1. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия:  Птицы. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО  «Издательство АСТ», 2000. 2. Любимцев В.В. Вопросы и ответы. – М.: Дрофа, 1995. 3. Онегов А.С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и  соседи: Научно­ художественная литература. – М.: Дет. лит.,  1980. 4. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для  детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия,  Ко: Академия Холдинг, 2000. 5. Интернет ­ ресурсы:  http://globuss24.ru/doc/vneklassnoe­meropriyatie­zimuyushtie­ ptitsi­nashego­kraya http://garnett.ru/10­klass/stcenarii­ekologicheskogo­ vneklassnogo­meropriiatiia­ptitcy­nashi­druzia/ http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98705270 и другие. 22 2 2
скачать по прямой ссылке