Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"
Оценка 4.9

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Оценка 4.9
Конкурсы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
28.01.2017
Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"
Путешествие в прошлое России и Удмуртии.doc
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Муниципальное общеобразовательное учреждение    начальная общеобразовательная школа  с. Северный         Адрес ОУ: 427972, Россия, Удмуртская Республика,          Сарапульский район, с. Северный, ул. Дружбы, 21 Номинация «Люблю тебя, мой край родной» Интеллектуально­познавательная игра  «Путешествие в прошлое России и Удмуртии» Возрастной адрес программы: для педагогов Составители:  Петрова Альфия Ямалдиновна,  Воспитатель ГПД высшая категория, стаж работы 40 лет; Пояснительная записка Одно из важных направлений в работе с дошкольниками и младшими школьниками   –  приобщение   детей   к   истокам   русской   народной   культуры. Возродить   русскую   духовность,   возвратить   уважение   к   национальным культурным ценностям,   воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми… Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и   культуру,   имеющие   свой   язык   и   свой   «голос».     Можно   сказать,     что некоторые   работники   ДОУ,   к   сожалению,    очень   поверхностно   знакомы   с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?   Чем украшали свой быт?  О чем мечтали?  Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь   времен,   вернуть   утраченные   средства.   Обращение   к   отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим   вниманием,   уважением   и   интересом   относиться   к   истории   и культуре других народов. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению дошкольников к культуре русского народа, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний.        Вот какие знания дают педагоги согласно «Критериям оценки содержания и   методов   воспитания   и   обучения,   реализуемых   в   дошкольном образовательном   учреждении»   по   разделу   «Развитие   представлений   о человеке в истории и культуре»: 1) Педагоги развивают у детей представления об истории цивилизации; 2) Сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности («дома машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины и т.д.»); 3) Знакомят детей со сказками, мифами и легендами народов мира (читают и рассказывают   детям   сказки   и   былины,   известные   сюжеты   Библии, Евангелия,   Корана   и   т.д.;   учат   узнавать   их   героев   в   произведениях изобразительного искусства и т.д.); 4) Рассказывают   о   развитии   труда   человека,   об   охоте,   земледелии, скотоводстве,  как  наиболее  древнем труде, о  современных  профессиях человека и прочее; 5) Рассказывают об изменении условий быта человека; 6) Рассказывают   о   развитии   средств   коммуникации   (о   письменности   и книгопечатании;   почте,   телеграфе,   телефоне;   радио,   телевидении   и компьютерах). Учителя   начальных   классов   через   школьные   учебные   предметы: историю,   окружающий   мир,   иностранный   язык;   музейную   педагогику знакомят учащихся с прошлым России и Удмуртии, воспитывают любовь к большой и малой Родине.  Цель: ­   систематизировать   и   закрепить   знания   педагогов   об   истории   России, Удмуртии  по   разделам:   наши   предки   –   славяне   (их   жизнь,   быт,   труд, одежда,   жилище);   предметы   старины;   народные   праздники,   промыслы; мифология; фольклор русского народа; настоящее и прошлое Удмуртии. ­ формировать чувство причастности педагогов к наследию прошлого России     и Удмуртии. Условия и особенности реализации материала: Возрастной адрес:        Для участия в игре приглашаются 10­14 педагогов. Игра проводится  по типу телевизионной передачи «Счастливый случай». Участники делятся на две   команды,   ведущий   поочередно   задает   каждой   команде   вопросы. Побеждает   команда,     набравшая   наибольшее   количество   баллов.   В   игре   6 раундов. Игру оценивает жюри в составе двух человек. Технические средства: интерактивная доска, магнитофон, аудиозаписи. Путешествие в прошлое России и Удмуртии Разминка «Анаграммы»: Всем   претендентам   на   участие   в   викторине   предлагается   задание:   из предложенных букв составить слово, которое употреблялось   в разговорной речи в Древней Руси. На фланелеграфе по очереди вывешиваются карточки с набором   букв,   зачитывается   задание.   Кто   знает   ответ,   выходит   к   доске   и составляет слово. 1) Старинная мера длины (буквы: и, р, а, н, ш.; слово «аршин»); 2) Старинная мера веса (буквы: о, т, о, з, к, и, л, н; слово: «золотник»); 3) Берестяной кузов, лукошко (буквы: м, н, у, ч, а; слово: «чуман»); 4) Часть прялки – дощечка, на которой сидит пряха (буквы: е, н, д, о, ц; слово «донце») 5) Самая мелкая монета, четверть копейки (к, ш, а, л, п, к, о, у;  слово: «полушка»); Первый  раунд: (после   ответа   на   интерактивной   доске   появляется   комментарий, слайды № 1­10)      В первом раунде участникам предлагается ответить на вопросы о развитии различных   направлений   культуры   Руси.   К   каждому   вопросу   предлагаются четыре  варианта   ответа.   Для   обдумывания   ответа   не   более   5   секунд.   За правильный ответ команда получает один балл. 1) В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома? ( зимой; летом, осенью, весной) 2) Какой день Масленой недели  назывался «широким»? (вторник, среда, четверг, пятница)  3) Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «божьей ладонью»? (печь, стол, лавку, сундук) 4)   Как   называлась   хозяйственная   постройка   крестьянского   двора,   которая строилась на сваях? (хлев, амбар, рига, гумно) 5)   Какое   дерево   крестьянин   сажал   в   середине   места,   выбранного   для строительства избы? (ель, березу, дуб, иву) 6)   Как   называлось   основание   печи   в   крестьянской   избе?   (устье,   шесток, опечек, конек) 7) Назовите художника – автора картин на мотивы русских народных былин и сказок,   среди   которых   «Баба   Яга»   и   «Кощей   Бессмертный».   (Репин, Рябушкин, Крамской, Васнецов) 8)   Что   из     перечисленного   не   является   головным   убором?   (ферязь,  кика, боярка, кокошник) 9)   Назовите   непременный   атрибут   женской   и   мужской   одежды   на   Руси (телогрея, кафтан, кушак, портки) 10)   Как   назывались   бродячие   актеры   на   Руси?   (трубадуры,   пилигримы, скоморохи, сказители) Второй раунд: На втором раунде ведущий задает вопросы о русском фольклоре Вопросы 1. Какие   литературные   произведения   в   древности   было   принято   не рассказывать, а петь? (былины) 2. Няня, которая ходит за ребенком и поет ему песни (пестунья). 3. Протяжная ласковая песня для маленьких детей (колыбельная). 4. Короткие,   состоящие   из   двух   или   четырех   строчек,   песенки, исполняемые подряд на одну мелодию (частушки) 5. Ритмичная   песенка­   приговор,   сопутствующая   игре   с   пальцами, ручками и ножками (потешка) 6. Праздничные   поздравительные зимние песни с пожеланием хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья (колядки). Третий раунд: «Мифология» 1. Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (домовой) 2. Злая старуха – волшебница и ведьма? (Баба Яга) 3. Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей? (Леший) 4. Кто   в  представлении   славян   был   хозяином   воды,   чаще   всего   жил   у мельницы или в омуте? (водяной) 5. Как назывался главный  славянский бог­громовержец? (Перун) 6. Как   назывался   мифический   дух,   который   мог   менять   свой   облик, превращаясь во что угодно?  (оборотень) 7. Какое имя было у кота Бабы Яги? ( Баюн) 8. Как назывались мелкие предметы, которые носили на шее на шнурках? (Обереги) «Предметы старины» 1. Большой   ящик   с   марионетками,   в   котором   разыгрывалось представление на тему Рождества Христова (Вертеп.) 2. Деревянный брус с рукоятью, которым колотили, валяли при стирке (Валек.) 3. Большой тяжелый нож с толстым широким лезвием (Косарь.) 4. Точеная   палочка   для   наматывания   ниток   и   плетения   кружев (Коклюшка.) 5. Полотенце, полотнище, кусок ткани во всю ширину (Ширинка) 6. Холодная   половина   крестьянской   избы,   в   которой   хранилось крестьянское имущество (Клеть.) «Русские народные промыслы» 1. Что   в   переводе   с   греческого   языка   означает   слово   «керамика»? (Глина.) 2. Как называется вятские глиняные игрушки? (Дымковские) 3. Как   называется   гончарные   и   игрушки,   сделанные   из   белой   глины   и расписанные в голубовато­синей гамме? (Гжель.) 4. Искусство   росписи   по   дереву,   особенность   которого   –   украшение предметов такими узорами, как «травка», «кудрины». (Хохлома.) 5. Лаковая миниатюра, возникшая в 1924 году в Ивановской области на основе иконописного промысла. (Палех.) 6. Как   называется   промысел,   прославившийся   изготовлением   жестяных подносов? (Жостово.) «Русский народный костюм» 1. Как называется главная нательная одежда у женщин и мужчин длиной ниже колена? (Рубаха.) 2. Что служило на одежде украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка.) 3. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы?  (Кокошник.) 4. Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не посередине груди? (Косоворотка.) 5. Как назывался крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун.) 6. Как называлось широкое и длинное одеяние монаха или священника? (Ряса.) «Жилище» 1. Как   у   древних   славян   называлась   деревянная   изба   из   цельных неошкуренных бревен? (Сруб.) 2. Как   называлась   оправа   окон,   украшенная   искусной   резьбой? (Наличники.) 3. Как   называлась   верхняя   часть   крыши   –   оберег   дома   от   злых   стен? (Конек.) 4. Чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме? (Ставнями.) 5. Что   располагалось   в   углу   дома,   противоположном   красному   углу? (Печь.) 6. Что в старину называли «распахнутые руки» дома? (Крыльцо.)   Четвертый раунд:        Православная  Русь немыслима без церковных праздников. Обе команды получают   по   листу   бумаги,   разделенный   на   4   части   с   надписями:   Зимние праздники,   Весенние   праздники,   Летние   праздники,   Осенние   праздники, распределяют праздники по временам года (весь перечень на интерактивной доске). Зимние праздники Екатерина­Санница (7декабря) День Наума­Грамотника (14 декабря) Никола Чудотворец (19 декабря) Рождество Христово (7 января)  Святки (с 7 по 19 января) Крещение Господне (19 января) Сретение Господне (15 февраля)) Масленица (последняя неделя перед Великим постом) Весенние праздники Сороки (22 марта) Благовещение (7 апреля) Пасха (первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния) Красная горка (первое воскресенье после Пасхи) Егорьев день (6 мая) Летние праздники День святой Троицы  (через 50 дней после пасхи) Праздник Ивана Купалы (7 июля) Осенние праздники Рождество  Пресвятой Богородицы (21 сентября) Покров Пресвятой богородицы (14 октября) Кузьминки (14 ноября) Пятый раунд: 1. Какое название имеет канун Рождества?  (Сочельник.) 2. Что символизирует масленичный блин? (Солнце) 3. Какую народную зимнюю забаву изобразил на своей картине художник В.И.Суриков? (Взятие снежного городка) 4. Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня? (Святки) 5. Как называется последний день Пасхальной недели? (Красная горка) 6. Как   еще   в   народе   называют   Троицу?  (Пятидесятница.   Троицу празднуют на 50 день после Пасхи). Заключительный раунд «Удмуртия»: 1. Что означает черный цвет на гербе Удмуртии? (солнце и жизнь; земля и стабильность; нравственная чистота) 2. Кто был избран первым президентом Удмуртии? (Устинов, Тубылов, Волков) 3. Кто   основатель   Ижевского   железоделательного   завода?   (Шувалов, Дерябин, Калашников) 4. Какую  продукцию  выпускали  и  выпускают  предприятия   Удмуртии  в послевоенный   период   и   в   настоящее   время?   (оборудование   для нефтедобычи;   мотоциклы,   автомобили,   спортивное   и   боевое   оружие; медицинское оборудование; магнитофоны) 5. Какие народы, родственные удмуртам по языку, проживают за границей России? (финны, марийцы, эстонцы, венгры) 6. Укажите олимпийских чемпионов по зимним видам спорта ­ выходцев из Удмуртии (Черезов, Медведцев, Кулакова, Тихонова) 7. Этот   цветок   имеет   несколько   названий.   Одно   из   них   –   «лазоревый цветок».   Как   его   называют   в   удмуртских   песнях   и   преданиях? (италмас, зангари, инвожо, ошмес) 8. Укажите самого крупного зверя, обитающего в лесах Удмуртии (кабан, медведь, рысь, лось) 9. Какие полезные ископаемые добываются в Удмуртии? (торф, нефть, уголь, железная руда) 10.  Русские встречают гостей хлебом и солью, а как принято встречать гостей у удмуртов? (хлебом, медом, маслом; хлебом, медом; табанями; перепечами) 11. Во время весеннего цикла «акашка» удмурты демонстрировали этому животному   уважение,   водили   его   в   избу,   принимали   как   почетного гостя, угощали пивом. Что это за животное? (корова, лошадь,  баран, свинья) 12.  Что   варят   в   котлах   и   чем   угощают   всех   во   время   Гербера   и Гронбыдтона? (каша, кутья, кисель, суп, уха) 13.  Национальная   кухня   удмуртов   не   включает:   перепечи,   пельмени, кокрок, манты.  14.  Хозяин земли. Любит ходить по межам в белой одежде. Знал когда сеять, когда урожай снимать (ВУКУЗЁ, КЫЛДЫСИН) 15.  Хозяин   леса.   Тело   –   кривая   сосна,   голова   –   чага   (ТЭЛЬКУЗЁ, ВУМУРТ) 16.  Хозяин хлева. Сам вершок, деревяшка деревяшкой, а на нем шерсть мохнатая (ИНМАР, ГИДМУРТ) Итоги: объявляется команда – победитель, вручаются призы. Список литературы: 1. Гжель. Наглядно­дидактическое пособие для детей 3­7 лет. – М.:  Мозаика­Синтез, 2003. 2. Дымковская игрушка. Наглядно­дидактическое пособие для детей 3­7  лет. – М.: Мозаика­Синтез, 2003. 3. ж. Управление ДОУ № 4/2009 г., с. 76­87 4. Мой Ижевск: Книга для чтения по краеведению/ Сост. Аскарова О.Е. и  др. – Ижевск: Удмуртия, 2006. – 160 с. 5. Николаева Е.А. Друг к другу с добром. Пособие для работников ДОУ. – Ижевск: Удмуртия, 2004. – 112 с. 6. Песни солнечного леса. Стихотворения и поэмы удмуртских поэтов /Сост. А. Шкляев. – М.: Современник, 1989. ­ 470 с. 7. Сборник документов по аттестации и аккредитации дошкольных  образовательных учреждений /Сост. Стеркина Р.Б. – Министерство  образования РФ, 1996. ­ 125 с. 8. Удмуртия. Навеки с Россией/ Сост. А.Р. Балтин, В.И. Чулков. –  Ижевск: Регион­Пресс, 2008. – 304 с. 9. Удмуртские народные сказки. – Ижевск: Удмуртия, 2003. – 144 с.   10. Хохлома. Изделия народных мастеров. Наглядно­дидактическое  пособие для детей 3­7 лет. – М.: Мозаика­Синтез, 2003.

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"

Интеллектуально-познавательнаяя игра "Путешествие в прошлое России и Удмуртии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017