«Интеллектуальные способности детей: виды и факторы их развития»
Оценка 4.6

«Интеллектуальные способности детей: виды и факторы их развития»

Оценка 4.6
pdf
04.12.2024
«Интеллектуальные способности детей:  виды и факторы их развития»
Развитие интеллекта у детей.pdf

              

МБДОУ детский сад №9

 

 

 

 

 

 «Интеллектуальные способности детей: 

виды и факторы их развития»

                                                                                                  Старший воспитатель: 

Краева А.В.

 

                                            г.Ярцево, 2024г.

Важнейшая задача родителей – вырастить интеллектуально развитого ребенка – с гибким мышлением, широким кругозором и умением анализировать. Как же проходит развитие интеллекта у детей?

Каждый родитель хочет для своего ребенка успешной и счастливой жизни. Будущее вашего сына или дочери напрямую зависит от того, какой путь они выберут – как в карьерном и личностном плане, так и с точки зрения жизненных ориентиров. Все это напрямую связано с интеллектом.

Если говорить научным языком, целью интеллектуального развития является рост когнитивных способностей ребенка. Интеллект – это и критическое мышление, и быстрая обучаемость, способность к анализу, языкам и даже творческому проявлению. И хотя человек может повышать свой уровень интеллекта всю жизнь, навык мыслить и искать информацию закладывается именно в детском возрасте. Что влияет больше: период младенчества, раннее детство или школьные годы? 

Особенности развития интеллекта у детей

Навык обрабатывать входящую информацию развивается постепенно, но с самого рождения. Мозг малыша начинает распознавать лица людей, голос, окружающую обстановку, запускаются процессы реакции на внешние сигналы.

В дошкольном возрасте быстро развиваются способности ребенка к познанию: он начинает понимать причину и следствие, появляются навыки рассуждения и устанавливаются связи между различными понятиями. Также дети начинают изучать язык – как с точки зрения словарного запаса, так и с точки зрения грамматики.

Школьный возраст – это время, когда познавательные способности детей прогрессируют еще быстрее за счет расширения круга общения и новой информации. Они учатся мыслить абстрактно, устанавливать связи между фактами и использовать логику для решения задач. Языковые навыки, например, понимание прочитанного и письменное выражение своих мыслей, выходят на новый уровень.

Виды интеллекта

В стандартном понимании существует два типа интеллекта — умственный и эмоциональный. Но есть и более углубленная теория. Психолог Говард Гарднер в 80-х годах XX века исследовал когнитивные способности и академические успехи людей разного возраста и уровня развития. По результатам тестов психолог предположил, что существует восемь типов интеллекта, которые отвечают за разные навыки и умения и почти не связаны друг с другом — мозг работает в этих направлениях автономно. Вот эта классификация:

Логико-математический. Этот тип интеллекта отвечает за работу с цифрами, анализ данных, логические выводы. Дети с развитым логико-математическим интеллектом делают успехи в точных науках, хорошо запоминают даты событий и номера телефонов.

Вербальный (лингвистический). Это речь, словарный запас, хорошее восприятие информации на слух. Когда развит этот тип интеллекта, хорошо идет работа с текстами, ораторское искусство и изучение языков.

Телесно-кинетический. Это осязание, координация, возможности тела. Детямкинестетикам важна обстановка вокруг, тактильные контакты и много движения.

Музыкальный. Дети с развитым музыкальным интеллектом отлично запоминают все на слух, у них развито чувство ритма. Они легко учатся играть на музыкальных инструментах и сочинять мелодии, быстро запоминают мотивы и учат тексты песен.

Визуально-пространственный. Этот тип интеллекта отвечает за ориентировку в пространстве и воображение. Таким людям проще всего усваивать информацию в картинках, образы они запоминают проще всего.

Межличностный. Этот тип интеллекта по Гарднеру схож с общим понятием эмоционального интеллекта человека. Развитая эмпатия, способность эффективно работать в команде, иметь надежные социальные связи. У детей с развитым межличностным интеллектом много друзей, они легко общаются и со сверстниками, и со старшими.

Внутриличностный. Этот тип интеллекта развит у интровертов. Им комфортно быть в уединении, лучше всего они учат что-то или работают в тишине и покое. Внутриличностный интеллект отвечает за способность к самопознанию, позволяет заглянуть в себя и проанализировать свои чувства и эмоции.

Натуралистический (природный). Этот тип интеллекта присущ людям, находящимся в ладах с природой, любящим изучать окружающую среду. Детинатуралисты очень любят животных и растения, играют на природе с большим вдохновением, получают отличные оценки по биологии и естествознанию.

             Говард     Гарднер     также     предположил     и     девятый     тип     интеллекта     —

экзистенциальный (духовный). Люди с развитым экзистенциальным началом часто задаются вопросами о смысле жизни и своем месте в этом мире, нередко обращаются к какой-либо религии, много рефлексируют и философствуют.

 

Полезные факты о развитии интеллекта у детей

 

Скорость развития ребенка сопряжена с

генетикой

Не стоит сравнивать своего ребенка с другими – у каждого способности к усвоению и обработке информации индивидуальны. Шаблона, согласно которому должен развиваться ребенок, не существует.

Чем      больше         вы разговариваете с ребенком, тем быстрее развивается его интеллект

Согласно статистике, ребенок, с которым вербально взаимодействуют с раннего возраста, лучше понимает чужую речь и выражает свои мысли.

Среда напрямую влияет на       интеллектуальное

развитие ребенка

Если ребенок может взаимодействовать с разными объектами и получать информацию о них, он получает навыки анализа раньше.

Занятия          в             игровой форме положительно влияют на интеллект малыша

Игра – главный способ познания и изучения мира для ребенка. Так он без стресса получает новую информацию и учится ее интерпретировать.

Сон – важный этап Именно во сне происходит восстановление и интеллектуального развития укрепление связей между нейронами в мозге.

 

Факторы окружающей среды и опыт раннего детства оказывают значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Например, ребенок, который живет в языковой среде с постоянным вниманием от взрослых, быстрее учится общаться и разговаривать. А опыт решения задач помогает развить критическое мышление и способность выводить логические умозаключения.

 

Пошаговая инструкция для развития интеллекта у детей младшего дошкольного возраста

Развитие умственного потенциала в дошкольном возрасте особенно важно – мозг находится в стадии формирования, закладывается когнитивная база. В этом возрасте дети начинают мыслить и анализировать, как устроен мир вокруг них.

Расскажем, что предпринять, чтобы помочь ребенку на этом пути.

Создайте комфортную обстановку вокруг

Ничто не должно не препятствовать изучению мира. Позаботьтесь об организации безопасной и поддерживающей среды, в которой ребенок может свободно исследовать мир и общаться с окружающими. Это поможет развить у него самостоятельность, уверенность в себе и любознательность.

Развивайте моторику и координацию ребенка

Давайте малышу задания, которые помогут развивать моторику рук, ног и глаз. Например, рисуйте вместе с ним, лепите из пластилина, играйте с мячом, делайте простые упражнения. Можно поиграть в прятки и догонялки. Это развивает отдельные зоны мозга, которые отвечают за структурное мышление.

Общайтесь с ребенком

Рассказывайте ему об окружающих предметах, говорите, что будете сейчас делать. Когда ребенок сможет отвечать хотя бы небольшими словами, поддерживайте его желание общаться, задавайте ему вопросы. Самое главное – проявляйте заинтересованность!

Загадывайте ребенку загадки

Начинайте с самых простых загадок и помогайте ребенку искать ответ. Со временем давайте ему больше самостоятельности в поиске отгадки – с каждым найденным решением мозг малыша будет опираться на все новые и новые нейронные связи.

Проводите простые опыты вместе с детьми

Безопасные эксперименты с водой, пищевыми красителями, магнитами очень нравятся малышам, а их мозг с каждым опытом получает новую информацию и строит новые нейронные связи. Можно использовать подручные средства, но если вам или ребенку этого недостаточно – приобретите специальные наборы для раннего развития. А если привлечь к таким играм других детей, получится настоящее представление.

Путешествуйте с ребенком

Даже небольшие поездки расширяют кругозор и дают новый опыт взаимодействия со средой. Ребенок учится адаптироваться к разным обстоятельствам, узнает новые места, а иногда и погружается в незнакомую для него культуру.

 

Интеллектуальное развитие ребенка – это длительный процесс, который требует терпения и упорства. Родители могут помочь детям развивать свои умственные способности, создавая благоприятную атмосферу в доме, обучая ребенка новым навыкам и увлечениям и общаясь с ними. Самое важное, чтобы этот процесс детям нравился и поощрялся родителями. Задача родителей – не только учить ребенка мыслить и анализировать, но и помогать ему с малых лет учиться с удовольствием, тренировать психические функции, воображение и укреплять нейронные связи.

Что влияет на интеллект и способность работать с информацией? Уровень гормонов в крови. Если говорить простым языком: есть группа гормонов во главе с дофамином, окситоцином, мелатонином и эндорфином. Когда эти гормоны преобладают, мы активны, бодры, легко усваиваем информацию. Они вырабатываются в тот момент, когда мы предвкушаем результат, являемся частью команды, становимся лидерами или имеем возможность им стать.

Игровые процессы способствуют выработке гормонов и как следствие улучшенному усвоению информации, мы буквально испытываем удовольствие от процесса. Поглощая большое количество контента и листая ленту в соцсетях, ребенок получает много дофамина, чувство исключительности и причастности к чему-то большему. Для улучшения работы интеллекта необходимо прекратить бесконтрольно потреблять контент и оставить только ту информацию, которая нужна для решения конкретной задачи. Важно выработать умение контролировать входящую информацию, отключить уведомления и отписаться от того, что не нужно в данный момент.

В интеллектуальном развитии ребенка не последнюю роль играет формирование эмоционального интеллекта. Его наличие способствует снижению уровня стресса и развитию навыка разрешать стрессовые ситуации, налаживать контакты и строить связи с другими людьми, созданию тесных и надежных отношений, принятию эффективных решений, а не спонтанных, ведомых эмоциями. Кроме того, эмоциональный интеллект серьезно влияет на академические успехи и успехи в жизни будущего взрослого.

 

Уровень интеллектуального развития нередко определяет, как будет складываться жизнь человека, кем он станет, как будет взаимодействовать с миром. Поэтому пользу развития способностей сложно переоценить — чем больше стараний, тем шире выбор и спектр возможностей для человека.

 

 

МБДОУ детский сад №9 «Интеллектуальные способности детей: виды и факторы их развития»

МБДОУ детский сад №9 «Интеллектуальные способности детей: виды и факторы их развития»

Важнейшая задача родителей – вырастить интеллектуально развитого ребенка – с гибким мышлением, широким кругозором и умением анализировать

Важнейшая задача родителей – вырастить интеллектуально развитого ребенка – с гибким мышлением, широким кругозором и умением анализировать

Телесно-кинетический. Это осязание, координация, возможности тела

Телесно-кинетический. Это осязание, координация, возможности тела

Занятия в игровой форме положительно влияют на интеллект малыша

Занятия в игровой форме положительно влияют на интеллект малыша

Безопасные эксперименты с водой, пищевыми красителями, магнитами очень нравятся малышам, а их мозг с каждым опытом получает новую информацию и строит новые нейронные связи

Безопасные эксперименты с водой, пищевыми красителями, магнитами очень нравятся малышам, а их мозг с каждым опытом получает новую информацию и строит новые нейронные связи

Уровень интеллектуального развития нередко определяет, как будет складываться жизнь человека, кем он станет, как будет взаимодействовать с миром

Уровень интеллектуального развития нередко определяет, как будет складываться жизнь человека, кем он станет, как будет взаимодействовать с миром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2024