ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
20.03.2018
В статье обсуждаются ассистивные технологии, которые представляют собой устройства и технологии, помогающие людям c ограниченными возможностями здоровья. С помощью этих технологий люди с ограниченными функциями могут улучшить свои способности, а, следовательно, и возможности для того, чтобы жить самостоятельно и участвовать в общественной жизни.
Интеллектуальные инновации в помощь людям.doc
Кузнецова Е.В.,
ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская
академия, г. Киров, Россия
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ
C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье обсуждаются ассистивные технологии, которые
представляют собой устройства и технологии, помогающие людям c
ограниченными возможностями здоровья. С помощью этих технологий
люди с ограниченными функциями могут улучшить свои способности, а,
следовательно, и возможности для того, чтобы жить самостоятельно и
участвовать в общественной жизни.
Люди с ограниченными физическими возможностями как социальная
категория людей нуждаются в большей степени социальной защиты, помощи,
поддержке. Виды социальной защиты определены законодательством,
нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм
их реализации. Следует отметить, что в основном нормативные акты касаются
льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая
направлена на поддержание ограниченной жизнедеятельности.
Однако, людям с ограниченными физическими возможностями кроме
материальной формы помощи и поддержки необходима также помощь,
которая могла бы стимулировать и активизировать их жизнедеятельность,
открыть им новые перспективы, поддержать направления самореализации в
жизни. Открыть новые перспективы людям с ограниченными физическими
возможностями позволяют современные информационные и ассистивные
технологии (англ. Assistant помощник, подручный, ассистент). Они в
буквальном смысле помогают инвалидам распахнуть окно в мир, прежде всего
в мир виртуальный.
Как в России, так и во всем мире очень многие люди ограничены в своих
возможностях в связи с дисфункциями слуха, зрения, речеобразования,
опорнодвигательного аппарата, когнитивными нарушениями. Для помощи,
социальной и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью, а
также пожилых людей в мире существуют специальные государственные
программы, наиболее развитые из которых действуют в Японии, США,
Израиле, Великобритании, Германии, Франции, скандинавских странах
(например, eAccessibility и eInclusion).
В последние годы высшее руководство России обращает большое
внимание на проблемы жизни инвалидов. В мае 2012 года Президентом РФ
была ратифицирована «Конвенция о правах инвалидов», принятая ранее
Генеральной Ассамблеей ООН, ключевой пункт которой состоит в том, чтобы
создать условия для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества на
всех уровнях. Недавно в России был дан старт государственной программе
«Доступная среда», рассчитанной до 2015 года, в рамках которой
предполагается настройка под нужды инвалидов правил работы социальных,
информационных и прочих государственных служб, а также обеспечение
информационной и компьютерной доступности для людей с ограниченными
возможностями, внедрение новых способов взаимодействия и продвижение
новых товаров и услуг, использующих специальные органы и средства
управления, доступные конкретным группам инвалидов.
Кроме того, 30 декабря 2012 года Президент РФ подписал поправки к
закону «О социальной защите инвалидов в РФ», существенно повышающие
статус русского жестового языка глухих у нас в стране, который теперь
является официальным языком общения людей при наличии нарушений слуха
или речи, в том числе в сферах устного использования государственного
языка РФ.
Современное общество прикладывает значительные усилия по
реализации различных информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)
для обеспечения общедоступности информации, сервисов и услуг для людей с
инвалидностью. Такие средства получили название «ассистивные технологии»
(англ. «assistive technology»), т.е. помогающие (вспомогательные) людям c
ограниченными возможностями здоровья и индивидуальными особенностями.
Этот термин неоднократно упоминается в «Конвенции о правах инвалидов»
ООН, «Европейской социальной хартии», паспорте программы «Доступная
среда», проектах ЮНЕСКО и документах, учитывающих международное и
российское законодательство.
Ассистивные устройства и технологии, такие как инвалидные коляски,
протезы, вспомогательные средства передвижения, слуховые аппараты,
приспособления для исправления зрения и специальное компьютерное
оборудование и программное обеспечение, улучшают мобильность, слух,
зрение и возможности для общения. С помощью этих технологий люди с
ограниченными функциями могут улучшить свои способности, а,
следовательно, и возможности для того, чтобы жить самостоятельно и
участвовать в общественной жизни.
Ассистивные средства и технологии могут быть самого разного
характера (программные, механические, электрические, оптические и т.д.) и
назначения: инвалидные креслаколяски, протезы для конечностей, трости,
слуховые аппараты, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы
помощники и роботы телеприсутствия, лифтыподъемники для колясок,
звуковые сигналы светофоров, собакиповодыри с соответствующим
снаряжением, а также пандусы, направляющие на дорогах, и многое другое.
Существуют различные типы ассистивных устройств, и приведенный
ниже список не претендует на исчерпывающий характер, а дает определенные
примеры таких устройств.
1) Минимально технические или нетехнические варианты для
доступа к компьютеру. Эти типы ассистивной технологии варьируются от стульев с регулируемой высотой сидения до варианта с удерживаемой во рту
палочкой или до указки, удерживаемой головой/подбородком для печати на
клавиатуре для людей, которые не могут использовать свои кисти и руки, но
могут использовать свою шею или верхнюю часть туловища.
2) Дисплеи. Обеспечение большего контраста или большей цветности,
которые улучшают видимость, увеличивают значки или отдельных частей
экрана, а шрифты на дисплеях также изменяются для улучшения видимости.
3) Альтернативные дисплеи. Программы для чтения с экрана, которые
произносят выведенный на экран текст; синтезаторы речевого вывода,
которые читают компьютерную информацию; или дисплеи Брайля, которые
преобразуют текст в шрифт Брайля.
4) Звуковые дисплеи. Уведомляющие звуки компьютера преобразуются
в визуальные подсказки, которые помогают плохо слышащим или глухим
пользователям компьютеров.
5) Добавление субтитров. С помощью субтитров содержание видео
или звуковых файлов выводится в текстовом формате для людей с дефектами
слуха.
6) Повышение скорости ввода или поддержка грамотности. Это
достигается с помощью программного обеспечения, которое предсказывает
или заканчивает слово, что помогает пользователям, которые медленно
вводят текст с клавиатуры.
7) Мышь и другие координатноуказывающие устройства,
используемые наряду с мышью или вместо нее. Примерами являются
джойстики или трекболы, указатели мыши, управляемые движением головы,
отслеживаемым с помощью технологии инфракрасного или ультразвукового
излучения, переключатели (например, ножные педали) вместо мыши и
сенсорные экраны.
8) Приложения, управляемые глазами. Определенные физические
дефекты не позволяют людям использовать мышь и, следовательно,
компьютер. Управляемые глазами приложения позволяют им использовать
компьютер, при этом глаза управляют программным обеспечением для
выполнения операций щелчка и перемещения курсора по экрану компьютера.
9) Входы переключателя. Переключатели дыхания управляются
мышью пользователя и заменяют собой кнопочные переключатели, а
переключатели движения учитывают движение пользователя вместо
прикосновения к кнопке или нажатия на нее.
10) Клавиатуры. Миниатюрные клавиатуры для людей с
ограниченным диапазоном движений или усилий или увеличенная клавиатура
для людей с плохой регуляцией движений. Кроме того, имеются клавиатуры
Брайля, которые обеспечивают ввод, используя интерфейс Брайля.
11)
Распознавание речи.
Голосовые команды или тексты
распознаются и выполняются. Каждому пользователю удобнее использовать
файл с массивом данных голоса для оптимального распознавания голоса
системой. 12) Устройства Брайля. Примеры устройств Брайля: принтеры
Брайля, КПК с интерфейсом для слепых, который может использоваться для
ввода или вывода информации, или транслятор Брайля (выводит текст на
дисплей Брайля).
В Конвенции о правах инвалидов (статьи 20 и 26), резолюции Всемирной
ассамблеи здравоохранения WHA58.23 и принятых ООН Стандартных
правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов подчеркивается
важность ассистивных устройств. Государствам предлагается содействовать
обеспечению доступа к ассистивным устройствам и технологиям по
умеренной стоимости, а также способствовать обучению инвалидов,
специалистов и работников абилитационных и реабилитационных служб.
ВОЗ с сотрудничающими центрами и партнерами способствует
проведению этой деятельности путем:
1) разработки нормативных руководящих принципов;
2) организации региональных и страновых семинаров, совещаний и
симпозиумов для содействия и поддержки в обеспечении доступа к
ассистивным устройствам;
3) оказания содействия в разработке национальной политики и
программ в отношении ассистивных устройств и технологий с особым
акцентом на развитие кадровых ресурсов;
4) создания базы данных о наличии соответствующих ассистивных
устройств и технологий.
По данным Министерства здравоохранения РФ, в России насчитывается
около 14 млн. людей с инвалидностью (а это 10% населения страны), из
которых около 700 тыс. детейинвалидов, и каждый год порядка 1 млн.
человек впервые признаются инвалидами, что обусловлено целым комплексом
причин (экологическими, техногенными, медицинскими, психологическими и
др.).
Таким образом, использование ассистивных устройств людям с
ограниченными возможностями здоровья позволяет не только сделать
возможным и улучшить качество обучения лиц с выраженными двигательными
нарушениями (в том числе и возможность получения высшего образования),
оно дает возможность приобретения профессии, позволяющей не выходя из
дома активно участвовать в жизни общества, чувствовать себя нужным,
полезным его членом, развиваться и жить полноценной жизнью, а также
улучшает качество жизни человека с ограниченными возможностями
здоровья.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.