«Интерактивная деятельность учащихся как путь развития познавательных навыков у младших школьников при реализации программы «Разговор о правильном питании»

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конкурс (2).docx

 

 

 

Паспорт  конкурсной работы

 

Название

конкурсной работы

 

«Интерактивная деятельность учащихся как путь развития познавательных навыков у младших школьников при реализации программы «Разговор о правильном питании»

 

Автор, должность

Барышникова Евгения Владимировна, учитель начальных классов

Название образовательной организации

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 имени И.И.Вехова ст.Александрийской»

 

МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова ст.Александрийской

 

Адрес,  электронная почта, контактный телефон

357840, Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Александрийская,                                    пер.Библиотечный,4,

тел. 8 919 753 0749

evgeniya.vyrodova@mail.ru

 

Возраст учащихся

9-10 лет

 

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании»

Вторая  часть программы «Разговор о правильном питании» по рабочей тетради «Две  недели в лагере здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование                                                                      второй части программы «Разговор о правильном питании» 4 класс

 

Дата

Тема занятия

 

Формы реализации

1

06.09.

Давайте познакомимся!

Беседа о здоровом питании, наши пищевые привычки

2

13.09.

Из чего состоит наша пища.

Игра «Угадай блюдо по описанию»,

практическая работа

3

20.09.

Здоровья  в порядке – спасибо зарядке.

Игра «Что можно есть спортсмену», игра «Полезные продукты», составление меню для спортсмена.

4

27.09

Закаляйся, если хочешь быть  здоров.

Составление комплекса упражнений для младшего школьника. Веселые физминутки

5

04.10

Как правильно питаться, если ты-спортсмен.

Составление меню для спортсмена.

6

11.10.

Овощи и фрукты -витаминные продукты

Праздник урожая

7

18.10.

Как правильно убирать мусор

Порядок вокруг нас. Сортировка мусора                   (виды отходов)

8

25.10.

Где и как готовят пищу

Экскурсия в  пищеблок школы

9

 

08.11.

Блюда из зерна

Игра     -    путешествие     по литературным произведениям. Любимое блюдо литературного героя из зерна. Творческое задание.

10

15.11

Молоко          и молочные продукты.

Практическая работа «Молочное меню». Молочные блюда сказочных героев.

11

22.11.

Почему нужно беречь лесные богатства

Экскурсия в лес «Чем тебя накормит лес»

Меню из лесных продуктов.

12

29.11.

Удивительные превращения зерна

Игра-обсуждение, разгадывание кроссворда

Участие в викторине по питанию

13-14

06.12.

Почему нужно беречь воду

Беседа «Чистая вода – залог здоровья»          Тест «Питьевая вода, нормы употребления воды»

15

13.12.

20.12.

Вода и другие полезные напитки

 

Виртуальная экскурсия на консервный завод,

Составление рецептов витаминных напитков

16

27.12.

11.01.

Где растет чай?

Викторина о чае. Что ты знаешь о чайной церемонии?

17-18

 

18.01.

Рыба или мясо?

Мое мясное меню.

 Практическое занятие «Конкурс хозяюшка»

19

 

25.01.

Что можно приготовить из рыбы

Мое рыбное меню. Практическое занятие

20

7.02.

Дары морских глубин.

Викторина « В глубинах морских». Что мы знаем о морепродуктах? Экскурсия в магазин «Моё море»

21

14.02.

Что помогает быть сильным и ловким. О пользе шоколада.

Экскурсия на шоколадную фабрику.Пратикум

23

24.03.

Как     правильно накрыть стол.

Практическая работа «Сервировка стола», беседа о правилах поведения за

столом. Конкурс «Хозяюшка»

24

6.03.

Как правильно вести себя за столом.

Практическая работа. Ролевая игра «Мы пришли в гости»

 

25

14.03.

21.03.

Плох обед, коли хлеба нет (2ч)

Заочная экскурсия  «Хлебзавод». Викторина «Пословицы и поговорки о хлебе».

Выставка хлебобулочных изделий (Хлебная азбука)

26

4.04.

Время для булочки.

Конкурс-викторина, практическое занятие

приготовление бургеров и бутербродов.

27

11.04.

Пора ужинать

 

Составление меню «Мой ужин».

28-

29

28.04.

25.04.

Правила здорового питания.

Дневник здорового питания «Моё недельное меню». Игра «Съедобное и несъедобное». Составление правил питания, поведение за столом

30-

31

05.05.

 

Кулинарный конкур «Хозяюшка»

Практическое занятие.

32

16.05.

Кулинарное   путешествие  (блюда казачьей кухни)

Конкурс рисунков «Хлеб всему голова».

Игра      -      проект «Кулинарный альбом моего класса». 

33

20.05.

Необычное путешествие

 Конкурс «Если ты Робинзон Крузо», составление меню.

34

23.05.

Олимпиада здоровья

Праздник

 

Список литературы

 

1.Самарская Н. А., Якубова И. Ш. Состояние фактического питания детей в общеобразовательных организациях  2018; 66 (1): 17–22.

2. Почивалов А. В., Погорелова Е. И., Панина О. А. Факторы риска здоровья школьников и пути их профилактики. 2020; 5: 54–55.

3.Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Бешенков С. А., Зимнюкова  Н.  Н. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах  Управление образованием: теория и практика. 2020; 1 (37): 99–116.

 

 

Краткое описание методики

      В системе начального образования воспитание учащихся в трудовой, нравственной, эстетической и экологической областях играет ключевую роль. Программа кружка «Разговор о правильном питании»  органично объединяет эти направления.  Успешная адаптация человека к окружающей среде неразрывно связана с умением вести здоровый образ жизни, где сбалансированное питание является одним из основополагающих факторов. Необходимо не только овладеть навыками приготовления пищи, но и понимать принципы рационального питания.  Эстетическое оформление блюд и сервировка стола свидетельствует о развитом вкусе человека.

       В рамках кружка «Разговор о правильном питании», помимо изучения основ здорового питания, дети приобретают навыки кулинарного мастерства. Практическая часть программы включает занятия по приготовлению бутербродов, салатов, закусок и десертов. Весь курс структурирован таким образом, чтобы наряду с практической деятельностью дети получали информацию о составе блюд, их энергетической ценности, узнавали историю их происхождения, знакомились с различными видами столовых приборов и посуды, а также усваивали правила гигиены и техники безопасности.

Цель программы:                                                                                                                                         - воспитать у школьников осознание важности заботы о собственном здоровье, акцентируя внимание на значении правильного питания как ключевого элемента для его сохранения и укрепления.

Задачи:                                                                                                                                                                               -изучение основных аспектов гигиены, распорядка дня и питания, а также информации о продуктах питания различных категорий, включая значимость растительных продуктов, правила приготовления пищи и сохранения витаминов,   формировать стремление к соблюдению режима и гигиены питания;                                                                                                                    -воспитывать  культуру поведения за столом, полезные привычки правильного питания;

        Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» основана на самой программе, методическом пособии для учителей, рабочей тетради для учащихся и информационных материалах для родителей, разработанных специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, а также на методическом пособии «Разговор о правильном питании» авторов М.М. Безруких и Т.А. Филипповой. Примерное тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» для каждого класса (с 1 по 4) составлено с расчётом на 1 час в неделю.

       Сосредоточив внимание на задачах урока, направленных на формирование универсальных учебных действий (УУД), можно сделать занятия по основам правильного питания увлекательными для учеников, способствуя развитию их личности и раскрытию творческого потенциала. Качество усвоения знаний зависит от характера и разнообразия видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные универсальные действия охватывают общеучебные и логические навыки, а также умение ставить и решать проблемы.

       Основными формами деятельности предполагаются:                                                                                   - классные часы;                                                                                                                                                                                       - экскурсии на пищеблок школьной столовой, в продовольственный магазин и на хлебопекарное предприятие;                                                                                                                                                       - практические занятия, уроки-исследования и уроки-эксперименты;                                                        - праздники урожая и другие мероприятия;                                                                                                                            - конкурсы (рисунков и плакатов на тему здорового питания, сказок и т.д.);                                            - викторины, просмотр видеороликов и ярмарки полезных продуктов;                                                                         - сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры и интерактивные игры.

Оценка эффективности методики. 

        Согласно опросам родителей, программа "Разговор о правильном питании" действительно способствует формированию у детей полезных навыков и привычек в области рационального питания, а также готовности следовать правилам здорового питания и определенным вкусовым предпочтениям. Дети начинают самостоятельно выбирать более полезные продукты и блюда для своего рациона. Кроме того, большинство родителей отмечает, что программа "Разговор о правильном питании" положительно влияет на организацию и структуру питания в семье, делая их более эффективными и полезными.  В результате последнего исследования было установлено, что среди детей молочные продукты занимают более высокие позиции в списке любимых продуктов (60%), за ними следуют каши (85%), а также фрукты, овощи и соки (90%). Ребята реже упоминают кондитерские изделия, чипсы, сухарики и газированные напитки в качестве своих любимых продуктов, и многие из них считают эти продукты опасными. Также увеличилось число детей, которые ежедневно употребляют молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки и рыбу. При этом наблюдается значительное снижение уровня заболеваемости. Кроме того, по мнению большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" способствует улучшению организации и структуры питания в семье, делая их более эффективными и полезными.

Формы работы с родителями по программе «Разговор о правильном питании».

1. Анализ семей воспитанников и сбор данных о семейных традициях. 

2.Проведение родительских собраний, предоставление рекомендаций и консультаций с участием различных специалистов по вопросам здорового питания. 

3. Организация выставок работ детей и родителей в классе,экскурсий. 

4. Создание поделок из вторичных материалов, полезных для использования. 

5. Проведение совместных праздников и развлекательных мероприятий.

6.Консультации. Встречи со специалистами по вопросам правильного питания.

     7.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по вопросу здорового образа жизни.

Способы организации работы:                                                                                                                                     Групповая работа и работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дискуссии и т.д.).  Фронтальная работа подразумевает взаимодействие со всеми учащимися. В этом формате учитель может проводить беседы, рассказывать истории, читать статьи или предоставлять информационные материалы. Индивидуальная работа играет важную роль в развитии практических навыков и умений, включает ответы на анкеты, решение проблемных заданий и выполнение санитарно-гигиенических норм.                                              Методы:                                                                                                                                                                          Проблемный и частично-поисковый – (творческие задания: «Режим для моей семьи», «Любимые блюда мамы», «Чем тебя накормит лес»). Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный – (беседы, вопросы, тесты, анкетирование).


 

Скачано с www.znanio.ru