Правила игры
В игре принимает участие несколько команд.
ФОНЕТИКА. Вопрос 2.
20 баллов
Укажите слова, в которых есть звук [о]:
комета;
просвет;
перо;
волна;
колёса
ОТВЕТ: колёса, перо
ФОНЕТИКА. Вопрос 3.
30 баллов
Сколько звуков [ш] встречается
в предложении?
Бьют парнишку по фуражке,
чтоб пожил он в деревяшке.
ОТВЕТ: 4
ФОНЕТИКА. Вопрос 4.
40 баллов
Приведите примеры слов
с непроизносимым согласным,
которые являются синонимами или антонимами слов:
письменный,
добросовестный,
весёлый,
отдельный
устный
честный
радостный
совместный
ФОНЕТИКА. Вопрос 5.
50 баллов
Укажите ошибочное суждение:
В слове «чувствовал» – 9 звуков.
В слове «ещё» все согласные звуки мягкие.
В слове «здравствуйте» все согласные звуки твёрдые.
В слове «резко» буква з обозначает [с].
ОТВЕТ: вариант 3 – «здравствуЙТе»
ФОНЕТИКА. Вопрос 6.
60 баллов
За каким сонорным звуком спрятано большое, просторное помещение?
ОТВЕТ: за-Л
СИНТАКСИС. Вопрос 1.
10 баллов
Расставьте пропущенные знаки препинания.
Укажите грамматические основы.
Над полями и лесами всё ярче и ярче светит солнышко.
Потемнели в полях дороги посинел на реке лёд.
,
СИНТАКСИС. Вопрос 2.
20 баллов
Найдите ошибки в схемах:
[ О и О ].
[ - = ] и [ - =].
[ О а О].
[ О , О].
,
СИНТАКСИС. Вопрос 3.
30 баллов
Какой пример не является
словосочетанием?
1) вечер наступил
2) получил приказ
3) в своей школе
4) на родной земле
5) белый снег
СИНТАКСИС. Вопрос 4.
40 баллов
Составьте с данными словами пары словосочетаний, в которых эти слова будут разными частями речи
ПРОСТОЙ
ГНЁТ
ПИЛА
СИНТАКСИС. Вопрос 5.
50 баллов
Расставьте в тексте знаки препинания так,
чтобы наследники не разорились.
ЗАВЕЩАНИЕ ПРАВИТЕЛЯ
Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую.
,
СИНТАКСИС. Вопрос 6.
60 баллов
В "Российской грамматике" М. В. Ломоносова, напечатанной в Петербурге в 1755г., в главе "О знаках" перечислены знаки препинания и даны правила их употребления. Всего этих знаков восемь. Названия первых четырех не расходятся с современными: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак. Остальные четыре знака мы теперь тоже употребляем, но называем их по-другому.
Какой знак препинания
в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова носит название вместительный?
СКОБКИ ( )
ЛЕКСИКА. Вопрос 1.
10 баллов
Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.Сытый голодного не разумеет.Мир строит – война разрушает.Старый друг лучше новых двух.Друг спорит, а недруг поддакивает.
ЛЕКСИКА. Вопрос 2.
20 баллов
Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте
свой ответ.
ОТВЕТ: слова родственные, с общим латинским корнем аква – вода
Бывает русая, бывает острая.
Что это? Как называются такие слова в русском языке. Назовите определение.
ЛЕКСИКА. Вопрос 3.
30 баллов
ОТВЕТ: Коса. Омонимы.
ЛЕКСИКА. Вопрос 4.
40 баллов
Найдите общее определение к каждой «тройке» слов. Назовите эти прилагательные.
Подушка, характер, требования
Работа, хлеб, кофе
Проспект, архитектор, предложение (или член предложения)
Время, копия, наука
ОТВЕТ: мягкий, чёрный, главный, точный
Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.
ЛЕКСИКА. Вопрос 5.
50 баллов
В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий».
В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение».
ЛЕКСИКА.
ОТВЕТ НА ВОПРОС 5 (50 баллов)
ЛЕКСИКА. Вопрос 6.
60 баллов
Русская поговорка гласит:
«Не было ни гроша, да вдруг алтын!»
А сколько это алтын?
ОТВЕТ: Алтын – это 3 копейки
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 1.
10 баллов
Объясните значение фразеологизма Яблоку негде упасть
ОТВЕТ: 1. То же, что Шагу негде ступить. [Кизяковский:] Публики — яблоку негде упасть (Б. Ромашов. Воздушный пирог). 2. Очень тесно. В кубриках, и без того тесных, яблоку негде упасть. Душно
(А. Гущин. Курс, проложенный огнём).
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 2.
20 баллов
Подберите фразеологизм
к его толкованию:
1)Овладевать собой, успокаиваться.
2) Усиленно думать над трудным вопросом.
ОТВЕТ: Брать себя в руки.
Ломать голову.
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 3.
30 баллов
Назовите фразеологизм и его значение.
Ответ: Заметать следы - уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чем-либо.
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 4.
40 баллов
Назовите фразеологизм и его значение.
Вспомните еще один фразеологизм со словом язык. Назовите его значение.
Фразеологизм «тянуть за язык»
подразумевает под собой: заставлять человека говорить что-либо конкретное против его воли, давать обещание, проболтаться. Буквально означает выведывать информацию.
ФРАЗЕОЛОГИЯ.
ОТВЕТ на вопрос 4 (40 баллов)
Держать язык за зубами. Длинный язык.
Острый язык. Вертится на языке. Развязать язык. Соскочить с языка. Язык без костей. Язык заплетается.
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 5.
50 баллов
Многие фразеологизмы корнями уходят в далёкое прошлое, тесно связаны с жизнью народа, его историей.
Попробуйте отгадать фразеологизм по его происхождению.
В старину некоторые помещики очень любили полакомиться этими речными обитателями. Однако зимой ловить их было чрезвычайно трудно, поэтому на промысел отправляли провинившихся крестьян. После многочасового купания работники зачастую заболевали.
Как же грозился помещик, если хотел кого-нибудь серьёзно наказать?
Я тебе покажу, где раки зимуют
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 6.
60 баллов
В далёкой древности четверг был днём Перуна – «бога грома». В этот день ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну часто оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением.
Какое это выражение?
После дождичка в четверг
ФОЛЬКЛОР. Вопрос 2.
20 баллов
Угадай сказку по словам,
которые в ней упоминаются:
Каравай, свадьба, ковёр,
Кощей Бессмертный, стрела, игла
«Царевна-лягушка»
ФОЛЬКЛОР. Вопрос 3.
30 баллов
Соберите 2 пословицы:
в других, рот, и сам, того,
не разевай, не любишь, на чужой, не делай, каравай, чего
1. На чужой каравай рот не разевай.
2. Чего в других не любишь,
того и сам не делай
ФОЛЬКЛОР. Вопрос 4.
40 баллов
Закончите пословицы:
Всякая пословица…
недаром молвится
Терпение и труд…
всё перетрут
Кончил дело…
гуляй смело
Что посеешь…
то и пожнёшь
Корень ученья горек…
зато плод сладок
ФОЛЬКЛОР. Вопрос 5.
50 баллов
Что такое постоянные эпитеты?
Подберите их к следующим словам:
Поле
Лес
Девица
Солнце
Молодец
Чистое
Дремучий
Красная
Ясное
Добрый
ФОЛЬКЛОР. Вопрос 6.
60 баллов
Назовите жанр
этого фольклорного произведения
Ты умница-разумница,
Ты умница-разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.
Потешка
ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 1.
10 баллов
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора.
Сейчас это работник, поддерживающий порядок во дворе.
ОТГАДАЙТЕ СЛОВО ПО ЕГО ЗНАЧЕНИЮ
Дворник
ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 2.
20 баллов
Что с точки зрения происхождения объединяет такие женские имена, как
Евгения, Яна, Ольга,
Стефания, Клавдия?
Эти женские имена образованы
от мужских имён
ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 3.
30 баллов
Слова маникюр,
манипуляция,
манжета,
мануфактура
Произошли от общего латинского корня «ман».
Что означает этот корень?
РУКА
ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 4.
40 баллов
В старину на Руси замужняя женщина любого сословия не могла появиться на людях с непокрытой, простой головой.
Это считалось позором.
Каким сейчас словом (глаголом),
не таким обидным, называют
факт позора?
Опростоволоситься
ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 5.
50 баллов
1) Раньше – человек, за плату получающий помещение и питание в чужой семье. Сейчас – тот, кто живёт за чужой счёт.
2) Раньше – богатое женское платье для бала. Сейчас – грубая рабочая одежда.
ОТГАДАЙТЕ СЛОВА ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ
НАХЛЕБНИК, РОБА
ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 6.
60 баллов
Глагол «робеть» (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова «робя», то есть «ребёнок».
Подумайте, что в устах нашего прапрадеда означало восклицание «Не робей!».
Что он хотел передать этой фразой?
«Не робей!» буквально означает
«Не будь, как ребёнок!»
«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.