Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В течение трёх лет я использую в образовательном процессе возможности современного
инструмента интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в
классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.
Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет
обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается
обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с
реализацией дидактических принципов?
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и
содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то
использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего
принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать
не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок
развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий
эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.
Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и
техническая обработка.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса
есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают
сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не
потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше.
Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она
применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать
и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает нагляднодейственное и налядно
образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе –
наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации
(схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных
материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых
упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого
увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление
изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить
драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь способ
сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и
торможения не уравновешены. Ещё один важный момент при работе с доской управление демонстрацией (смена слайдов,
создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с
помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски Star Board явилось
действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном
использовании помогло повлиять на качество обучения первоклассников и эффективность
моего учительского труда.
О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе
В процессе обучения использую ИД:
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным
карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для
визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного
программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на
конкретном этапе занятия.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на
уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда
начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка
письма букв и цифр
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной
основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к
каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку,
номер выполняемого задания, где нужно писать.
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли
его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается
концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить
к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или
отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более
того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в
процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и
пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотр.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с
индивидуальной в рамках традиционной классноурочной системы
Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс
помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными
предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении
(используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при
восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со
словарными словами и т.д.
Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию.
Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по
расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя
цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки,
делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».
Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по
определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром.
Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных
документах.
При проведении математических диктантов «Проверь себя» использую таймер из меню
доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться
организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые
позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по
очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с
набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности
интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне.
Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не
просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в
классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности.
Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте
http://schoolcollection.edu.ru/, тренажеры по математике к учебнику Л.Г.Петерсон
http://babydreams.bestnetservice.com/ (в кабинете есть доступ к сети Internet), а так же
готовые авторские программы для начальной школы учителей г.Томска Содержание
данных ЭР соответствует тематическому планированию и специфике преподавания
предметов по программе. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе
«Школа 2100» предназначены для учителей и содержат набор информационных объектов,
которые отображают процессы и явления по предметной области.
Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и
реализации средств и методов обучения.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко
вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей,
ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными. Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать
совершенно не хочется.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих
учащихся и буду использовать ее постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь
учащихся в образовательный процесс.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.