ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
В последнее время педагогика уделяет все больше внимания внедрению инновационных технологий, призванных, прежде всего, улучшить качество образования, мотивировать детей к приобретению новых знаний и ускорить процесс их усвоения. В практике дошкольного образования как одна из инновационных технологий, рассматриваются интерактивные формы обучения, которые предполагают:
- совместный процесс познания в целенаправленном взаимодействии через диалог и полилог;
- взаимодействие детей с образовательной средой, основанное на психологии человеческих отношений.
Рассматривая интерактивное обучение как часть педагогического процесса
T. Я. Аветов и Г. В. Борисов в качестве его ведущих признаков называют: 1) возможность каждой из сторон формировать свои индивидуальные взгляды рассматриваемых вопросов и выбора метода изложения решений; 2) возможность вступить в диалог и его активно поддержать, для решения всех учебных проблем (проблемных ситуаций) на основе взаимности и взаимопонимания; 3) активизацию познавательной деятельности преподавателей и учащихся; 4) умение работать самостоятельно; 5) создание новых смыслов для учеников и учителей в образовательной ситуации, формирование их индивидуального отношения к окружающей действительности; 6) через позитивную и оптимистическую оценку детей, создание для них ситуации успеха; 7) формирование адекватной самооценки участников образовательного процесса.
Таким образом, использование интерактивного обучения должно создать благоприятные условия для оптимизации учебного процесса в свете развития личности ребенка, стимулировать развитие речи, функциональным или коммуникативным аспектом которого, по словам Л. С. Выготского, является когерентность развития языка и мышления. Этот процесс тесно связан с возрастающей сложностью деятельности и форм общения детей с окружающими их людьми.
Общение является необходимым условием личностного развития, особенно для дошкольников. В процессе общения ребенка с ближайшей социальной средой закладываются основы познавательно-коммуникативной деятельности, которая является особой системой взаимодействия между людьми. По словам Г. М. Андреевой, основными процессами коммуникативной деятельности являются: коммуникативный (обмен информацией), интерактивный (регулирование взаимодействия партнеров в общении), перцепционный (организация взаимного восприятия, взаимной оценки и рефлексии в общении).
Самым универсальным средством коммуникации, по мнению О. М. Казарцевoй, является речь, поскольку она реализуется в основном в процессе речевого взаимодействия. Рассматривая речевое общение как процесс взаимодействия, направленного на достижение определенной цели, автор указывает на то, что оно протекает в некоторых видах языковой деятельности, органично включенных в трудовую, социальную, познавательную и т. д. В широком смысле речевое общение понимается как общение между людьми, как взаимодействие для обмена информацией и осуществляется словесными (вербальными) и невербальными средствами. Вербальное общение, следовательно, предполагает использование языка, что означает овладение языком, и чаще всего осуществляется в виде высказываний, вопросов, ответов, комментариев и диалога. Необходимыми критериями речевого общения являются способность вступать в диалог, реагировать, слушать и вести разговор, что подразумевает хорошо развитую когерентную (связную) речь.
Под интерактивным обучением понимается, как правило, использование интернет-ресурсов и информационных технологий в образовательном процессе, которые позволяют работать с электронными учебниками и справочниками в онлайн-режиме в рамках дистанционного обучения и т. д. При определенных условиях они позволяют не только обмениваться сообщениями в режиме реального времени, но и вести интерактивный диалог с партнером. Возможности современных компьютерных программ позволяют учащимся регулировать скорость изучения материала самостоятельно и контролировать результаты своего развития, т. е. управлять процессом обучения. Это делает его визуальным и интересным, но не способствует развитию навыков общения детей, снижает их речевую активность, и отрицательно влияет на развитие связной речи в целом.
Исследователи С. С. Быкова, В. Гриффит, Е. И. Лобастова и др. отмечают, что широкое использование мультимедийных компьютерных технологий, особенно при работе с маленькими детьми, может способствовать развитию зависимого поведения и тормозить их развитие. Дошкольники могут проявлять меньший интерес к игре с обычными игрушками. Это особенно актуально для ролевых игр, которые обычно наиболее интересны для детей. Они начинают заменять естественную игровую деятельность ребенка, в частности сюжетно-ролевую игру, основанную на идеях и отношении ребенка к мнимой или воображаемой ситуации. В исследованиях Л. С. Выготского, Л. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и др. значение сюжетной ролевой игры связывается не только с развитием восприятия, внимания, воображения, памяти, всех видов мышления, но и языка. Во время игры ребенок изучает средства интонационного выражения, улучшает их понимание и совершенствует навыки использования в речи. Все это подчеркивает особое значение сюжетно-ролевых игр для образования дошкольников, особенно детей с общим речевым недоразвитием (ОНР), поскольку этот вид деятельности требует довольно высокого уровня развития речи, формирования лексической и семантической системы речи, усвоения ассоциативных связей, осознания сущности грамматических значений.
ОНР оказывает негативное влияние на развитие и организацию детских игр. Для данной категории детей характерны: слабая мотивация к игровой деятельности, отсутствие способности планировать действие, быстрая утомляемость, лучшее понимание речи, чем ее активное использование, ограниченное коммуникационной ситуацией. Недостаточный языковой опыт, несовершенство имеющихся языковых средств приводит к трудностям в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Из-за недостаточно сформированных навыков диалога общение детей во время игры короткое и примитивное. Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что дети с общим речевым недоразвитием могут освоить сюжетно-ролевую игру только под руководством взрослого. Ведущая и руководящая роль взрослого во время игры побуждает детей к общению и стимулирует их речевую активность.
Широкое использование компьютерных (интерактивных) форм обучения, исключающих возможность активного общения, находится в явном противоречии с генетически оригинальной (межиндивидуальной) функцией языка, решающую роль, в становлении которой играют факторы коммуникативного характера. Это подтверждают исследования Н. М. Аксариной, M. Ю. Кистяковской, R. A. Spitz, Н. М. Щелованова и др., которые отмечают, что одним из первых и наиболее ярких проявлений госпитализма является задержка или полное отсутствие развития речи из-за отсутствия общения. По мнению Г. М. Лямина, М. И. Попова и др. ничто не делает в жизни и поведении детей столь необходимыми для освоения речи и ее использования, как императивное руководство речевой деятельностью дошкольников взрослым, побуждающее вопросами типа: «Что это такое?» и инструкциями типа: «Скажи, назови, повтори!» к адекватному речевому ответу.
Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал в своих работах связь языкового развития детей вообще и связной речи в частности с усложнением их деятельности и форм общения, с развитием мышления и других психических процессов. По его мнению, процесс фрагментации мысли и ее воссоздания в словах характеризует переход от мысли к языку. Это оправдывает настойчивые рекомендации методистов и педагогов (Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина и др.) для расширения языкового опыта детей и стимулирования их речевого развития, повысить внимание к коммуникативному взаимодействию с дошкольниками. Необходимо как можно больше говорить и чаще общаться с детьми, отмечая, что, как особый вид коммуникативной задачи, потребность понимать язык и выражать вербальный ответ возникает у ребенка только в процессе общения со взрослым.
Важно помнить, что владение языком детьми происходит не только в процессе подражания и воспроизведения речевых паттернов, оно основано на бессознательном присвоении языковых средств и правил, через осознание языковых явлений и обобщений.
Таким образом, интерактивное обучение является перспективным и, несомненно, интересным направлением, которое помогает в определенной степени учитывать психологические возможности и индивидуальные особенности отдельных категорий детей и обеспечить им доступ к полноценному образованию. Позволяет, погрузив в мир виртуальной реальности, обогатить их знания об окружающем мире. Однако общение с компьютером в какой-то мере безлично для ребенка, что приводит к снижению межличностного взаимодействия и сокращает время естественного языкового общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это не позволяет воспитывать у дошкольников целостные представления о взаимоотношениях, не стимулирует их к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Список использованных источников
1. Аблаева, К. Е. Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста / К. Е. Аблаева. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 21-2. – С. 28–33.
2. Айвазян, О. О. Коммуникация и речь / О. О. Айвазян. – Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – №3 (103). – С. 123–127.
3. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-методич. пособие / Л. С. Вакуленко. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 272 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1084313(дата обращения 31.03.2020). – ISBN 978-5-16-108507-3. – Текст : электронный.
4. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Елкина.– Текст : непосредственный //Ярославский педагогический вестник. = 2009.– №1(58). – С. 142–147.
5. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника : учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 175 с. – ISBN 978-5-358-05037-2 –Текст : непосредственный.
6. Лобастова, Е. И. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников / Е. И. Лобастова, С. С. Быкова. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95545.htm.
7. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / [В. В. Ветрова, Д. Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др.]; Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 207 с. – Текст : непосредственный.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.