«Эмоции положительные и отрицательные» (родительское собрание)
Оценка 4.8

«Эмоции положительные и отрицательные» (родительское собрание)

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
10.10.2021
«Эмоции положительные и отрицательные» (родительское собрание)
Цели: 1. Закрепить понимание значения эффективного общения. 2. Выявить самооценку учеников класса и ознакомить с результатами их родителей. 3. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся. 4. С помощью тренинговых заданий закреплять навыки эффективного общения.
эмоции полож. и отриц..doc

                   

«Эмоции положительные и отрицательные»

(родительское собрание)

 

 Цели: 1. Закрепить понимание значения эффективного общения.

             2.  Выявить самооценку учеников класса и ознакомить с результатами  их

               родителей.

             3. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций

                у учащихся.

             4. С помощью тренинговых заданий закреплять навыки эффективного общения.

 

  Предварительная подготовка:

·         тесты для детей «Градусник»

·         «Остров невезения»

·         «Что у меня на сердце»

·         «Нарисуй семейную лесенку»

·         «Нарисуй отдыхающую семью».

  Форма проведения: семейный совет.

 

   Ход собрания:

    

  На доске эпиграф: «Давай не видеть мелкого в зеркальном отраженье…» (Из песни.)

1.Вступительное слово учителя.

 

 Учитель:  Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему значимости общения в жизни человека. Для ребёнка очень важно иметь возможность общения. Ни для кого ни секрет, что в психологической литературе есть описание такого заболевания как «детский госпитализм». Оно проявляется в тех случаях, когда дети лишены общения со взрослыми и сверстниками. Что же такое эмоциональное  общение? Эмоциональное общение- это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения. Существует 2 основных вида эмоционального общения: положительное и отрицательное.

 

  Послушайте записи ответов детей на вопрос: «Какой я?» (например, я- добрый, красивый, умный и т. д.)

 Общение с родителями: ( После прослушивания записи,  родители отвечают на вопрос о мотивах выбора ребёнком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Обмен мнениями.)

 Учитель: Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Обращаю ваше внимание на  эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребёнка. Это эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания- боль, страх, обида.

  На доске: Гнев, злоба, агрессия - эмоции разрушения.

                    Боль, страх, обида - эмоции страдания.

  Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.

  Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.

  1.По содержанию:

    *  Материальное общение;

    *  Кондиционное общение;

    *  Мотивационное общение;

    *  Деятельностное общение.

  2. По целям:

    *  Биологическое общение;

    *  Социальное общение;

  3. По средствам:

    *  Непосредственное общение;

    *  Опосредованное общение;

    *  Прямое общение;

    *  Косвенное общение;

    *  Вербальное общение;

 

 Общение с родителями: Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций?  (Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные - при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т. д.) Как формировать  положительные эмоции? С чего начинать?    Перед вами лежат карточки, на которых записаны выражения, рекомендуемые и желательные в общении с ребёнком в семье. Прочитайте и  постарайтесь им следовать:

 При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:

·         Ты у меня самый умный, (красивый и т.д.)

·         Как хорошо, что у меня есть ты.

·         Ты у меня  молодец.

·         Я тебя очень люблю.

·         Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.

·         Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

·         Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

2.Беседа с родителями по результатам тестов, проведённых с учащимися.

  1.) Мы с ребятами побывали на «Острове невезения». Ребятам была дана информация о том, что « получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым - в работе. У нас есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами.»

    И что же у нас получилось?

 А)…раздражает погода;

 Б)…сам остров и его название (замкнутое пространство);

 В)… «2», маленькая зарплата, еда;

 Г)…что надо учить уроки, настроение плохое;

 Д)…пьют родители, дома грязно, одежда старая, задают домашнее задание;

 Е)…не дружба, ручка плохая.

  Вывод: Таким образом, мы увидели, что для ребят является приоритетным. По их мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг них.

 

   2.) После «Острова Невезения» мы с ребятами решили поставить  «градусники» учебным предметам. Ребятам дана информация: «(Показ градусника.) Вы знаете, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно -38º,39º,40º,41º (цифры записаны на доске). Нормальная температура человека -36,6º. У него нет тревоги, всё хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35º. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что- либо  делать. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть учебные  предметы, а вы пофантазируете и напишете ту температуру, которая у вас условно появляется при назывании этого предмета. Например:

                                                         * русский язык- 39º;

                                                         * математика- 36,6º.

  Вывод: Это позволило определить степень тревожности учащихся, которая связана с учебной деятельностью.

·         лучше всех относятся к русскому языку, не боятся этого предмета;

·         математика на втором месте, только 3 раза «повысилась температура»;

·         ИЗО вышло на третье место ( 3 раза повысилась темп. и 3 раза – упадок сил);

·         Литературное чтение на 4-ом месте (4 раза повысилась темп. и 2 раза- упадок сил);

·         Далее Окр.мир→ Музыка → Трудовое обучение → Физкультура ( 8  раз повысилась темп.)

 Теперь и мы с вами можем решить, чем же ещё можно помочь ребятам, чтобы не было такой тревожности и слабости.

 Учитель:

 * готовиться лучше к урокам;

·         не забывать тетради дома;

·         не бояться того, что дома будут ругать за провинность, а разберутся и помогут;

·         посещать ЛФК; и др.

  Предложения родителей:…

 

3.)Учитель:

 _Что же мешает нашим детям?

 _А что их воодушевляет?

 _На что делать упор при подготовке к уроку?

 _На что обратить внимание дома?

  Эти вопросы  и многие другие не давали мне покоя. И тогда мы с ребятами поиграли в другую игру: «Что у меня на сердце».

  Ребятам дана информация  после того как я раздала им вырезанные из бумаги сердечки: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне  сердечка  напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.»

 «+» _когда не мою посуду;                           _ не делаю уроков;

        _ мамино хорошее настроение;             _ хорошая погода;

        _ весело, легко;                                       _ помощь от родителей;

        _ подарки, цветы, добрые слова;          _ вся семья дома и дружная;

        _ играть, танцевать;                                _ничего не болит;

        _ потому что живу;

 «-«  _сижу дома, когда наказан;                   _плохая погода;

        _плохое мамино настроение;                _ грубые слова;

        _ ссора с другом;                                    _ болею, кашляю;

        _ не хожу в школу;                                 _ любимому животному плохо;

        _ утром вставать тяжело;

 

  Вывод: Эта диагностика помогла мне и вам сейчас увидеть причины переживаний учащихся. А нужно это для того, чтобы найти пути их преодоления.

  _ Если причина «погода» - одежда нужна удобная, тёплая.

  _ Если причина «2»           - учить надо вовремя, делать домашнее задание;

  _ Если причина «вставать тяжело»- ложиться вовремя, включать по утрам музыку;

  Общение с родителями: Какие пути преодоления можете предложить вы? (Ответы.)

 

4.)Учитель: Ребятам было предложено нарисовать лесенку и расположить на ней членов семьи. Цель этого теста заключалась в том, чтобы выявить эмоциональное отношение ребёнка к себе в семье.

   (Родители рассматривают рисунки  своих детей.)

   Учитель: По этому тесту выяснилась «звёздность» членов семьи место ребёнка в семье, где он сам себя видит.

·         Хороший показатель, если ребёнок изобразил себя в середине или после родителей.

·         Если ребёнок стоит на первых ступеньках, это показывает эгоцентричность отношения ребёнка к себе: ребёнок ставит свои интересы выше всего.

·         Так же надо задуматься тем родителям, где ребёнок поставил себя на последнем месте. Значит он себя недооценивает. Помогите ему подняться по ступенькам вверх.

 

  5.) Учитель: На одном из классных часов ребятам было предложено нарисовать членов семьи вечером за отдыхом. Подчёркивалось, что именно во время отдыха.

    (Родители рассматривают  рисунки своих детей.)

      Учитель: На что надо обратить внимание?

·         В идеале ребёнок должен был изобразить всю семью, сидящую за столом или перед телевизором. Тут надо смотреть, к какому взрослому он сидит ближе.

·         Если ребёнок посадил за стол или у телевизора папу, себя, братика или сестру, а мамы нет. Где мама? Мама работает. Ей отдыхать совсем некогда.

·         Если ребёнок указывает себя обособленно или одного у телевизора, то это показывает, что ему одиноко.

·         Если ребёнок рисует родителей отдыхающими, а себя рисует отчуждённым, выполняющим какую-либо работу. О чём это может говорить? (Размышления  родителей.) Конечно, ребёнок чувствует, что не в состоянии отдохнуть не только физически, но и душевно.

·         Если ребёнок рисует всю семью, но не отдыхающей. Можно подумать, что здесь нет традиций семейного отдыха.

·         Если ребёнок рисует себя без лица. Он не видит себя как личность. Ребёнок разрывается между  телевизором и креслом. Родителей не изображено. Как бы вы это расценили? (Размышления  родителей.)

·         Если ребёнок изображает комнату, в которой чистота и порядок , а вокруг никого нет. Как можно объяснить такое на ваш взгляд? (Размышления родителей.)

 

 3.Просмотр фотоматериалов школьных праздников в классе.

   Задача родителей: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребёнка в праздниках, обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.

 

 4. Упражнения для родителей.

  а)Упражнение «Зеркало».

      Цель: отработка невербального вида общения.

      Правила: Передаётся какое- либо настроение, сообщение, со стояние «гримасой» соседу слева. «Гримаса» передаётся по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику. Гримасы передаются разные, выражающие положительные и отрицательные  эмоциональные состояния.

      Обсуждение:

·         Каков механизм узнавания чувства?

·         Какие мышцы задействованы?

·         Что вы видите и чувствуете, когда передаётся какое- либо сообщение?

 

 б)  Упражнение «Эстафетная палочка».

      Цель: актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.

      Правила: ведущий произносит любое предложение ( смысл его не важен). Задача следующего участника - начать своё предложение с последнего слова предыдущей фразы.

      Обсуждение:

·         Легко ли было придумывать своё предложение?

·         Что мешало или помогало в процессе придумывания?

 Учитель: Я думаю, что эти упражнения вы можете выполнять дома в кругу семьи.

 5. Общение с окружающими.

   И ещё хочется сказать вот о чём: человек силён памятью. Всё в жизни повторяется. Люди часто живут по мудрости народной: «Как аукнется, так и откликнется». Надо уметь быть благодарным и помнить о тех , кто делает вам добро. И платить тем же. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Вот несколько советов, которые помогут вам общаться с друзьями, взрослыми, со всем живым:

 _ Поверьте в себя.

 _ Относитесь к другим так, как бы вы хотели , чтобы они относились к  вам.

 _Как вы к людям, так и они к вам.

 _Не обижайтесь. Умейте оправдать своего обидчика.

 _ Осознавай свои действия и их возможные результаты.

 

  6. Разное.

 

 

 

                                        Использованная литература:

1.      Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Изд-во: «ВАКО»,М.: 2005.

2.      Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Изд-во: «ВАКО», 2005.

3.      И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. Классные часы в 1-4 классах. Изд-во: «Учитель». Волгоград, 2006.

     


Эмоции положительные и отрицательные» (родительское собрание)

Эмоции положительные и отрицательные» (родительское собрание)

Мотивационное общение; *

Мотивационное общение; *

Например: * русский язык- 39º; * математика- 36,6º

Например: * русский язык- 39º; * математика- 36,6º

Учитель : Ребятам было предложено нарисовать лесенку и расположить на ней членов семьи

Учитель : Ребятам было предложено нарисовать лесенку и расположить на ней членов семьи

Упражнение «Эстафетная палочка»

Упражнение «Эстафетная палочка»
Скачать файл