«Эмоции положительные и отрицательные»
(родительское собрание)
Цели: 1. Закрепить понимание значения эффективного общения.
2. Выявить самооценку учеников класса и ознакомить с результатами их
родителей.
3. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций
у учащихся.
4. С помощью тренинговых заданий закреплять навыки эффективного общения.
Предварительная подготовка:
· тесты для детей «Градусник»
· «Остров невезения»
· «Что у меня на сердце»
· «Нарисуй семейную лесенку»
· «Нарисуй отдыхающую семью».
Форма проведения: семейный совет.
Ход собрания:
На доске эпиграф: «Давай не видеть мелкого в зеркальном отраженье…» (Из песни.)
1.Вступительное слово учителя.
Учитель: Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему значимости общения в жизни человека. Для ребёнка очень важно иметь возможность общения. Ни для кого ни секрет, что в психологической литературе есть описание такого заболевания как «детский госпитализм». Оно проявляется в тех случаях, когда дети лишены общения со взрослыми и сверстниками. Что же такое эмоциональное общение? Эмоциональное общение- это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения. Существует 2 основных вида эмоционального общения: положительное и отрицательное.
Послушайте записи ответов детей на вопрос: «Какой я?» (например, я- добрый, красивый, умный и т. д.)
Общение с родителями: ( После прослушивания записи, родители отвечают на вопрос о мотивах выбора ребёнком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Обмен мнениями.)
Учитель: Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Обращаю ваше внимание на эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребёнка. Это эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания- боль, страх, обида.
На доске: Гнев, злоба, агрессия - эмоции разрушения.
Боль, страх, обида - эмоции страдания.
Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.
Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.
1.По содержанию:
* Материальное общение;
* Кондиционное общение;
* Мотивационное общение;
* Деятельностное общение.
2. По целям:
* Биологическое общение;
* Социальное общение;
3. По средствам:
* Непосредственное общение;
* Опосредованное общение;
* Прямое общение;
* Косвенное общение;
* Вербальное общение;
Общение с родителями: Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные - при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т. д.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать? Перед вами лежат карточки, на которых записаны выражения, рекомендуемые и желательные в общении с ребёнком в семье. Прочитайте и постарайтесь им следовать:
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
· Ты у меня самый умный, (красивый и т.д.)
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
2.Беседа с родителями по результатам тестов, проведённых с учащимися.
1.) Мы с ребятами побывали на «Острове невезения». Ребятам была дана информация о том, что « получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым - в работе. У нас есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами.»
И что же у нас получилось?
А)…раздражает погода;
Б)…сам остров и его название (замкнутое пространство);
В)… «2», маленькая зарплата, еда;
Г)…что надо учить уроки, настроение плохое;
Д)…пьют родители, дома грязно, одежда старая, задают домашнее задание;
Е)…не дружба, ручка плохая.
Вывод: Таким образом, мы увидели, что для ребят является приоритетным. По их мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг них.
2.) После «Острова Невезения» мы с ребятами решили поставить «градусники» учебным предметам. Ребятам дана информация: «(Показ градусника.) Вы знаете, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно -38º,39º,40º,41º (цифры записаны на доске). Нормальная температура человека -36,6º. У него нет тревоги, всё хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35º. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что- либо делать. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть учебные предметы, а вы пофантазируете и напишете ту температуру, которая у вас условно появляется при назывании этого предмета. Например:
* русский язык- 39º;
* математика- 36,6º.
Вывод: Это позволило определить степень тревожности учащихся, которая связана с учебной деятельностью.
· лучше всех относятся к русскому языку, не боятся этого предмета;
· математика на втором месте, только 3 раза «повысилась температура»;
· ИЗО вышло на третье место ( 3 раза повысилась темп. и 3 раза – упадок сил);
· Литературное чтение на 4-ом месте (4 раза повысилась темп. и 2 раза- упадок сил);
· Далее Окр.мир→ Музыка → Трудовое обучение → Физкультура ( 8 раз повысилась темп.)
Теперь и мы с вами можем решить, чем же ещё можно помочь ребятам, чтобы не было такой тревожности и слабости.
Учитель:
* готовиться лучше к урокам;
· не забывать тетради дома;
· не бояться того, что дома будут ругать за провинность, а разберутся и помогут;
· посещать ЛФК; и др.
Предложения родителей:…
3.)Учитель:
_Что же мешает нашим детям?
_А что их воодушевляет?
_На что делать упор при подготовке к уроку?
_На что обратить внимание дома?
Эти вопросы и многие другие не давали мне покоя. И тогда мы с ребятами поиграли в другую игру: «Что у меня на сердце».
Ребятам дана информация после того как я раздала им вырезанные из бумаги сердечки: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.»
«+» _когда не мою посуду; _ не делаю уроков;
_ мамино хорошее настроение; _ хорошая погода;
_ весело, легко; _ помощь от родителей;
_ подарки, цветы, добрые слова; _ вся семья дома и дружная;
_ играть, танцевать; _ничего не болит;
_ потому что живу;
«-« _сижу дома, когда наказан; _плохая погода;
_плохое мамино настроение; _ грубые слова;
_ ссора с другом; _ болею, кашляю;
_ не хожу в школу; _ любимому животному плохо;
_ утром вставать тяжело;
Вывод: Эта диагностика помогла мне и вам сейчас увидеть причины переживаний учащихся. А нужно это для того, чтобы найти пути их преодоления.
_ Если причина «погода» - одежда нужна удобная, тёплая.
_ Если причина «2» - учить надо вовремя, делать домашнее задание;
_ Если причина «вставать тяжело»- ложиться вовремя, включать по утрам музыку;
Общение с родителями: Какие пути преодоления можете предложить вы? (Ответы.)
4.)Учитель: Ребятам было предложено нарисовать лесенку и расположить на ней членов семьи. Цель этого теста заключалась в том, чтобы выявить эмоциональное отношение ребёнка к себе в семье.
(Родители рассматривают рисунки своих детей.)
Учитель: По этому тесту выяснилась «звёздность» членов семьи место ребёнка в семье, где он сам себя видит.
· Хороший показатель, если ребёнок изобразил себя в середине или после родителей.
· Если ребёнок стоит на первых ступеньках, это показывает эгоцентричность отношения ребёнка к себе: ребёнок ставит свои интересы выше всего.
· Так же надо задуматься тем родителям, где ребёнок поставил себя на последнем месте. Значит он себя недооценивает. Помогите ему подняться по ступенькам вверх.
5.) Учитель: На одном из классных часов ребятам было предложено нарисовать членов семьи вечером за отдыхом. Подчёркивалось, что именно во время отдыха.
(Родители рассматривают рисунки своих детей.)
Учитель: На что надо обратить внимание?
· В идеале ребёнок должен был изобразить всю семью, сидящую за столом или перед телевизором. Тут надо смотреть, к какому взрослому он сидит ближе.
· Если ребёнок посадил за стол или у телевизора папу, себя, братика или сестру, а мамы нет. Где мама? Мама работает. Ей отдыхать совсем некогда.
· Если ребёнок указывает себя обособленно или одного у телевизора, то это показывает, что ему одиноко.
· Если ребёнок рисует родителей отдыхающими, а себя рисует отчуждённым, выполняющим какую-либо работу. О чём это может говорить? (Размышления родителей.) Конечно, ребёнок чувствует, что не в состоянии отдохнуть не только физически, но и душевно.
· Если ребёнок рисует всю семью, но не отдыхающей. Можно подумать, что здесь нет традиций семейного отдыха.
· Если ребёнок рисует себя без лица. Он не видит себя как личность. Ребёнок разрывается между телевизором и креслом. Родителей не изображено. Как бы вы это расценили? (Размышления родителей.)
· Если ребёнок изображает комнату, в которой чистота и порядок , а вокруг никого нет. Как можно объяснить такое на ваш взгляд? (Размышления родителей.)
3.Просмотр фотоматериалов школьных праздников в классе.
Задача родителей: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребёнка в праздниках, обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.
4. Упражнения для родителей.
а)Упражнение «Зеркало».
Цель: отработка невербального вида общения.
Правила: Передаётся какое- либо настроение, сообщение, со стояние «гримасой» соседу слева. «Гримаса» передаётся по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику. Гримасы передаются разные, выражающие положительные и отрицательные эмоциональные состояния.
Обсуждение:
· Каков механизм узнавания чувства?
· Какие мышцы задействованы?
· Что вы видите и чувствуете, когда передаётся какое- либо сообщение?
б) Упражнение «Эстафетная палочка».
Цель: актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.
Правила: ведущий произносит любое предложение ( смысл его не важен). Задача следующего участника - начать своё предложение с последнего слова предыдущей фразы.
Обсуждение:
· Легко ли было придумывать своё предложение?
· Что мешало или помогало в процессе придумывания?
Учитель: Я думаю, что эти упражнения вы можете выполнять дома в кругу семьи.
5. Общение с окружающими.
И ещё хочется сказать вот о чём: человек силён памятью. Всё в жизни повторяется. Люди часто живут по мудрости народной: «Как аукнется, так и откликнется». Надо уметь быть благодарным и помнить о тех , кто делает вам добро. И платить тем же. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Вот несколько советов, которые помогут вам общаться с друзьями, взрослыми, со всем живым:
_ Поверьте в себя.
_ Относитесь к другим так, как бы вы хотели , чтобы они относились к вам.
_Как вы к людям, так и они к вам.
_Не обижайтесь. Умейте оправдать своего обидчика.
_ Осознавай свои действия и их возможные результаты.
6. Разное.
Использованная литература:
1. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Изд-во: «ВАКО»,М.: 2005.
2. Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Изд-во: «ВАКО», 2005.
3. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. Классные часы в 1-4 классах. Изд-во: «Учитель». Волгоград, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.