Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"
Оценка 5

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
8 кл
04.12.2017
Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"
- познакомить учеников с разнообразной тематикой казачьих песен, с манерой и характером их исполнения; - показать всю красоту и неповторимость казачьих песен, которые являются проводником от наших предков к молодому поколению; - направить интересы ребят к истокам культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа, побудить их к развитию своего творческого потенциала; - способствовать сохранению исторической памяти и наследия. Дата проведения занятия: 5.10.2017г. Место проведения: «Комната казачьего быта конца XIX начала XX в» МБОУ Дубовская СШ.
конкурс музей.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Дубовская средняя школа  Урюпинского района Волгоградской области» Смотр­конкурс: «Школьный музей: о времени и о себе» Номинация: «Сценарии»  Интерактивное занятие: «Казачья песня – душа народа»                                                             Авторы:  Трофимов Николай Георгиевич,  учитель географии Маркина Мария Никифоровна,                                                                 учитель иностранного языка  МБОУ Дубовская СШ, тел.89044053731                                                 mariya    .2012@  mail    .  markina      .  ru;                                              1 Урюпинск  2017                                  Пояснительная записка     Время неумолимо мчится вперёд. Всё, что с нами произошло еще вчера,  сегодня уже история. Мы должны знать и уважать своё прошлое. Нас, живущих сегодня, конечно,   интересуют вопросы,   откуда мы, где наши исторические корни, какое место занимает наш род  во всём мире?  Именно желание узнать, как жили наши прабабушки   и   прадедушки,   как   был   устроен   их   быт,     и   послужило   причиной создания   в   нашей   школе   музейной   комнаты   конца  XIX    начала  XX  вв. (Приложение№1)           Сегодня   комната   казачьего   быта   —   это   гордость   нашей   школы.   С благоговейным трепетом заходят сюда юные «казачата»,  учащиеся других  школ, гости, жители близлежащих хуторов. Все здесь дышит той атмосферой прошлого, народного,   когда­то   обыденно   простого,   теперь   —   старинного,   редкого, антикварного.    Старинная   деревенская   кровать,  узорные   вышивки,  скатерти   и занавески,   глиняная   и   деревянная   посуда,   прялка,     древние   чугунные   утюги, коромысла   и   старинные   фотографии   переносят   нас   в   мир   нашего   недавнего прошлого.   Мы   словно   оказываемся   в   казачьей   горнице   прошлых   столетий. (Приложение №2)             Наши казачьи хутора и станицы издавна славятся своеобразной песенной культурой   и     кому,   как   не   нашим   детям,   знать   историческое   прошлое   своих предков.   Сегодня   всё   реже   можно   услышать   настоящую   казачью   песню   в   её оригинальном   первозданном варианте. Конечно, многие обычаи сохранились в наших хуторах,  но с годами постепенно уходят носители этих традиций,  наши прабабушки и прадедушки. «Песня – это не писаная, а спетая история народа. 2 Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды»1. В них отражена вся жизнь наших предков с её радостями и невзгодами.      А за окном шумит не прекращающая своего движения   жизнь, неумолимо мчит время, сменяя дни, ночи, года. А здесь время как бы остановилось, и хочется зайти сюда тихо, не потревожив покой этой старины, присесть на край сундука у макета   старинной   глиняной   печи   и   задуматься   о   непреходящих   временных ценностях.   Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы ­ “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере   той   культуры,   в   которой   жили   наши   прадеды,   почувствовать   себя частицей большого исторического прошлого.  Цели и задачи: ­ познакомить учеников с разнообразной тематикой казачьих песен, с манерой и характером  их исполнения; ­   показать   всю   красоту   и   неповторимость   казачьих   песен,   которые   являются проводником от наших предков к молодому поколению; ­ направить интересы ребят к истокам культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа,  побудить их к развитию своего творческого потенциала; ­ способствовать сохранению исторической памяти и наследия. Дата проведения занятия: 5.10.2017г. 1 М.А.Шолохов. 3 Место проведения:   «Комната казачьего быта конца  XIX  начала  XX  в» МБОУ Дубовская СШ. Возраст участников: 10­12 лет Прилагается видеозапись занятия   https  ://   youtu      .  be   /  X   2  xrBXwlrLE Результативность мероприятия:  ­     проведённое   занятие   даёт     детям     знания   о   культурном   богатстве     своих предков и основывается на формировании эмоционально ­ окрашенного чувства сопричастности детей к наследию прошлого, благодаря созданию особой  среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться; ­ исполнение  казачьих  песен  учениками  вместе с этнографическим  ансамблем «Хуторок»; ­ после проведённого   занятия дети записались в вокальную группу, где будут учиться правильному исполнению казачьих песен.                                          Ход занятия. I.Вступительное слово.        Уважаемые гости, ребята нашей школы!   Рады приветствовать вас в нашем музее.   Мы   создали   его   в   этом   году,   но   торжественное   открытие     проводим сегодня.   Его   созданию   предшествовала   большая   подготовительная   работа   по сбору   экспонатов,   их   реставрации,   оформлению   нашей   казачьей   горницы.   И сегодня мы с гордость можем сказать, что теперь есть музей в нашей школе, где уже   проведены   экскурсии   для   наших   учеников.   (Приложение№   3).   Сюда   вы будете приходить на уроки краеведения и другие интересные   мероприятия. А сегодня   наше   занятие   посвящается   казачьей   песне,   с   её   неповторимым 4 противопоставлением   нижнему   голосу многоголосием   и   протяжностью,   с   верхнего   подголоска   (дишканта).     Всю   красоту   казачьей   песни   нам   покажут участники этнографического ансамбля «Хуторок» под руководством Подкопаева Н.В.  Они  у   нас  сегодня   в  гостях.    Вы  услышите     исполнение  казачьих   песен сегодня, почувствуете и сами   сможете   «сыграть» одну из таких песен. В них «горела» казачья душа. ­   Ребята,   какие   казачьи   песни   вы   знаете?   (дети   называют…   исторические, хороводные, плясовые и т.д.) ­ Как слагались песни?  Наши предки не имели письменности, вот почему первым жанром исторической литературы считалась песня.   Уходил казак в   военный поход, тосковал по дому и слагал об этом песню. Казачка ждала его, горевала, мечтала о встрече и тоже слагала свою песню. Их перепевали другие казаки и казачки, передавались песни из поколения в поколение. Многие из них дошли до наших дней.  (Приложение№4) II. Основная часть. Ознакомление с видами казачьих песен. 1.Женские песни, «бабьи».            Нельзя считать себя казаком, если не знаешь и не соблюдаешь традиций и обычаев   своего   народа.   Эти   знания   бережно   передавались   из   поколения   в поколение. Особое место в жизни занимала песня. А песня у казаков раздольная, как степь. Наш народ сумел из века в век сохранить это наследие. Песни о любви составляют значительную часть лирических песен. Тема любви неисчерпаема, как неисчерпаема человеческая жизнь и многообразие человеческих судеб. У каждого человека своё представление о счастье. Каждый по­ своему страдает и радуется, мечтает и надеется.  5 В песне «Под грушей» дети услышали   высокий подголосок «дишкант». На протяжении почти  всей  многовековой истории  тяжело складывалась жизнь казачки.   Трудные   испытания,   выпавшие   на   её   долю,   только   закалили мужественный характер женщины. За внешней застенчивостью порою скрывался сильный   и   неукротимый   нрав.   Испытывая   сильные   душевные   муки,   она   была готова на отчаянные поступки. Об этом поётся   в лирической   жалобной песне «Жёлта роза».         Небывалой   красотой   и   силой   характера   испокон   веков   и   до   наших   дней славилась казачка. Смесь восточных и славянских кровей, особый вольный образ жизни сделал их необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками.  Звучит песня «В саду при долине». (Приложение№5) 2. Плясовые.   «Был казак душой не робок, В боевых бывал походах. Лихо шашкой он владел, Знал немало славных дел, Но любовь  не вражья пуля Прямо в сердце атакует, Не укрыться, не сбежать, Только грудью принимать!»  Исполняется песня «Как на горке, на горе»    3.  Исторические песни.               Более всего казаки  любили воинские, походные, «служивые» песни. Их пели и в семьях, и на службе. Исполнялись они и стариками, и детьми, и женщинами. Для 6 таких  песен характерен большой развёрнутый сюжет, повествующий о важном событии.   Тема   героизма,   победа   в   бою,   смерть   на   чужбине   –   типичные повествования   в   исторических   песнях.   Они   могли   быть       удалые,   весёлые, грустные,   страдальческие.   Особенность   этих   песен   в   том,   что   они   довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко   передаётся   сила   народа,  лучшие   особенности   национального   характера. Необходимо   также   отметить,   что   широкому   распространению   исторических песен,   их   жизнестойкости   способствовали   напевность,   яркость   и   образность языка. Исполняются песни «25 июня», «Всем, всем казак был доволен». III. Практическое занятие с детьми.     Учащиеся исполняют  песню «В саду при долине». IV. Заключение.       Спасибо всем. Еще будет много встреч. Хотелось бы научить наших детей петь такую красоту. Это очень сложно, но нам, учителям, хочется, чтобы наши дети  росли достойной сменой своим бабушкам и дедушкам, мамам и папам,  чтобы   знали они свою малую родину, чтобы приезжали сюда, возвращались, любили ее,  гордились тем, что они родились и выросли в   казачьем крае, богатом своими  традициями и культурой. Они должны понять, что такое малая родина . А малая  родина ­ это, может быть, как раз вот этот музей, который мы создали для того,  чтобы вы приобщались к своим истокам, увидели, как жили ваши бабушки и  дедушки. Ведь нет Родины большой без той, которая зовется малой…    Друзья мои, сегодня мы провели такое занятие неслучайно.  Может быть, кто­  то захочет услышать и понять эту песню, научиться её  петь, может у кого­ то  возникнет интерес к нашему прошлому, которое все дальше и дальше уходит  от  нас. Но время идет, и мы, конечно, не сможем все это удержать, но знать и  понимать казачью песню надо, хотя это очень сложно.  И вы в этом только что  убедились, прослушав песни.  Казачья песня ­ это мини спектакль, не зря говорят: « Казачью песню «играют», а не поют». 7 ­ Давайте попробуем еще спеть плясовую песню (Хор поёт, а учащиеся танцуют)          8

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"

Интерактивное занятие " Школьный музей: о времени и о себе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017