"Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей"
Оценка 4.9

"Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей"

Оценка 4.9
docx
20.04.2022
"Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей"
статья экология.docx

Статья «Экология и дошкольник»

Воспитатель: Россанова Я.Ю.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:

дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;

сформировать познавательный интерес к миру растений;

помочь направить активность и энергию детей в правильное русло;

нацелить на помощь в сохранении окружающей природы;

дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;

расширить кругозор;

способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на следующие программы«Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В педагогической работе по ознакомлению дошкольников с растениями мы используем следующие формы«прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия. Однако никто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например«Математика в природе», развитию речи (например«Сказки зимнего леса», занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например«С какой ветки детки?», подвижные игры и т. д. Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.

Занятия, построенные на интеграции, объединяются одной темой. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощенно, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны, у детей наблюдается высокий творческий потенциал. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Метод проектной деятельности мы используем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его, основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники ДОУ.

Использование интегрированного метода обучения способствует целостному восприятию мира ребенком, развивает его самостоятельность, познавательные и творческие способности.

В ходе реализации поставленных целей и задач по экологическому воспитанию старших дошкольников нами были получены следующие результаты:

• разработана программа «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (По всем возрастным особенностям детей дошкольного возраста);

• составлен план «Экологическое окно»;

• разработан краткосрочный проект «Путешествие по экологической тропинке», направление которого было на успешную социализацию детей, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной деятельности;

• разработаны буклеты «Экология в детском саду», «Компоненты технологии экологического воспитания дошкольников», информационные листы в родительском уголке «Экологическое воспитание детей в семье»;

• создан центр природы в групповой комнате, в котором размещены: аквариумные рыбки, комнатные растения, краеведческие материалы, объекты для экспериментирования, дидактические игры природоведческого содержания;

• «Волшебный сундучок», в котором хранится природный материал.

 

 

Литература:

1. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.

2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 


 

Статья «Экология и дошкольник»

Статья «Экология и дошкольник»

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу» , чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу» , чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития

Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не…

Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не…

Экология в детском саду » , «Компоненты технологии экологического воспитания дошкольников », информационные листы в родительском уголке «

Экология в детском саду » , «Компоненты технологии экологического воспитания дошкольников », информационные листы в родительском уголке «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022