Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики
Оценка 4.8

Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики

Оценка 4.8
docx
20.01.2021
Интерактивные занятия музейной педагогики  как средство обогащения словаря дошкольников     словами краеведческой тематики
Музейная педагогика.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 «Беломорочка»»

г. Северодвинск

 

 

 

Интерактивные занятия музейной педагогики

как средство обогащения словаря дошкольников   

словами краеведческой тематики

для детей 4 -7 лет

 

             

 

                                                                           Костенкова Н.Г.

                                                                           учитель – дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников    словами краеведческой тематики

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Известный писатель Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Поэтому так важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь именно, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству. Обогащение словаря детей исконно русскими словами – это и есть воспитание любви к родному языку.

При чтении русских народных сказок обратили внимание на то, что дети не всегда правильно воспринимали сведения о назначении того или иного предмета в быту прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить детей к народной культуре. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях.

На помощь пришла сравнительно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей для взрослого – это место, где  собирают, изучают и  хранят истинные культурные ценности, а для ребенка – это, прежде всего,  мир пока незнакомых ему вещей. Но как сделать так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и  обеспечивал активную речевую и познавательную деятельность детей в процессе приобщения  к культурно-историческому наследию своей страны, формировал у них патриотические чувства и развивал духовность. Поэтому для обучения детей была выбрана нетрадиционная форма - интерактивные занятия музейной педагогики, как наиболее эффективная и рациональная. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить.

Неразработанность вопроса в методическом аспекте определяет актуальность проблемы изучения возможности интерактивных занятий музейной педагогики как средства обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики.

Цель исследования: выявить возможности интерактивных занятий музейной педагогики как средства обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики.

Поэтому возникла необходимость создания в группе музея северной избы, которая  выполняла бы функцию демонстрации предметов народного быта и соответственно насыщала содержание детской речи словами краеведческой тематики.

Создавая такой музей, мы придерживались принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию.

В своей работе мы учитывали принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики.

Методика предусматривала работу над обогащением словаря.

 

     Для ознакомления с предметным миром по методике В.И.Логиновой выделили три группы интерактивных занятий:

1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;

 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе, сравнение предметов;

3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Вся работа была построена на проведении серии интерактивных занятий в северной «избе». Почерпнув сведения из самых  разных источников, мы постарались воссоздать в помещении группы основные детали обстановки северной избы (печь, стол, лавка, детская кроватка и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Насыщение среды предметами рукотворного мира происходило постепенно, по мере ознакомления (Приложение 1).

Введение образа Хозяюшки (педагог) позволило привлечь внимание детей и создать благоприятную обстановку.

Система интерактивных занятий представлена в 3 этапа: вводный, основной и заключительный.

             На вводном этапе было проведено одно занятие «К нам гости пришли», целью  которого было установление контакта с детьми, создание позитивного настроения, положительного   эмо­ционального фона, настрой детей на совместную работу. В план вводного занятия входило знакомство детей с устройством избы, обстановкой. Детей познакомили с понятием «печь», узнали о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными.

      Цель основного этапа – обогатить словарь дошкольников словами краеведческой тематики.

         Занятия были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. При демонстрации использования предметов подчеркивалась их историческая преемственность с современными аналогами (пещера- изба- многоэтажный дом; валек - чугунный утюг на углях- электрический утюг и т.д.) Особое внимание уделялось обогащению словаря за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок- кувшин; лапти - тапки; лавка- скамейка).

     Ознакомление с предметами шло поэтапно: сначала ознакомление с внешним видом, их назначением; затем восприятие частей, деталей; знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны; определение соответствия материала назначению предмета.

        Каждое занятие подразумевало включение новых слов и закрепление знакомых.  Занятия основной части отличаются  более подробным анализом предметов домашнего обихода.

         С большим интересом дети восприняли занятие «Посидим у самовара» (Приложение 2).

Использование игровых приемов: сюрпризность появления самовара, игровые действия с ним привлекли внимание детей, побудили к общению с педагогом, активизировали речь.

На занятии «Бабушкин сундук » смогли научиться держать в руках ухват и достать с помощью него чугунок, пошевелить угли кочергой. С удовольствием расставили на столе старинную посуду: самовар, тарелки, чугунки, деревянные ложки, протирая ее расписным полотенцем.

  Занятие «День рождения на Руси» познакомило с традициями и обычаями, связанными с рождением малыша. Выполнив задание вместе с родителями, здесь смогли рассказать о значении своего имени.

История о том, как стиралось и выпрямлялось белье, произвело впечатление на детей, так как в обычной жизни им не приходится сталкиваться с подобными трудностями. Каток, валёк, чугунный утюг на углях  - предметы необходимые для глажения,  которые не видели раньше, хотя название этих предметов встречалось в сказках (Приложение 3).

         Организация таких занятий предполагала не только обогащение словаря, но и познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки предлагались соответствующие загадки, использовались пословицы и поговорки.

Исключительные возможности для обогащения  словаря детей создает творческая художественная деятельность детей, например изготовление из соленого теста и разрисовывание козулей, выкладывание узора на коврах, разрисовывание рамок мезенской росписью и т.д. (Приложение 4).

          Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в словарь детей, использовались различные дидактические игры и упражнения, например, 1)«Доскажи словечко» У нее доска и палка — Это бабушкина... (прялка). Кашу варит всем дружок, круглобокий... (чугунок). 2) Игра «Цепочка слов»подчеркивает историческую преемственность с современными аналогами: Валек- чугунный утюг, электрический утюг;  скамья — лавка — диван. 3) «Словесное лото, или Кому что» - карточки с картинками (матушка, прялка, люлька, хозяйка, веретено, чугун, ведро, младенец и др.).

Одним из средств обогащения словарного запаса краеведческой тематики является художественная литература, созданная северными писателями.

           Использование мультимедийных технологий позволило организовать видеоэкскурсии. Цель видеоэкскурсий – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь краеведческой тематики. Здесь предоставляется возможность соединять слово с образом предмета, обеспечивается знакомство  детей с точным наименованием объекта. Во время подобных экскурсий обращали внимание на цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов, материал, из которого они сделаны. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Таким образом, в процессе проведения работы мы старались    обогатить словарь детей словами краеведческой тематики в процессе использования интерактивных занятий музейной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.     Предметно – развивающая среда

 

Средняя группа

 

 

 

 

                                                                  

 

                                       

                                                     Старшая группа


                                       Подготовительная группа

 

2.     Художественная деятельность детей.

 

 

 

                                              


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Беломорочка»» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Беломорочка»» г

Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики

Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем

Вся работа была построена на проведении серии интерактивных занятий в северной «избе»

Вся работа была построена на проведении серии интерактивных занятий в северной «избе»

Занятия были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними

Занятия были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними

Приложение 3). Организация таких занятий предполагала не только обогащение словаря, но и познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен…

Приложение 3). Организация таких занятий предполагала не только обогащение словаря, но и познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен…

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства: - осуществление полисенсорного восприятия материала; - объединение аудио-, видео- и анимационных…

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства: - осуществление полисенсорного восприятия материала; - объединение аудио-, видео- и анимационных…

Приложение 1. Предметно – развивающая среда

Приложение 1. Предметно – развивающая среда

Старшая группа

Старшая группа

Художественная деятельность детей

Художественная деятельность детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2021