Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики

  • docx
  • 20.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Музейная педагогика.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 «Беломорочка»»

г. Северодвинск

 

 

 

Интерактивные занятия музейной педагогики

как средство обогащения словаря дошкольников   

словами краеведческой тематики

для детей 4 -7 лет

 

             

 

                                                                           Костенкова Н.Г.

                                                                           учитель – дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

Интерактивные занятия музейной педагогики как средство обогащения словаря дошкольников    словами краеведческой тематики

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Известный писатель Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Поэтому так важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь именно, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству. Обогащение словаря детей исконно русскими словами – это и есть воспитание любви к родному языку.

При чтении русских народных сказок обратили внимание на то, что дети не всегда правильно воспринимали сведения о назначении того или иного предмета в быту прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить детей к народной культуре. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях.

На помощь пришла сравнительно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей для взрослого – это место, где  собирают, изучают и  хранят истинные культурные ценности, а для ребенка – это, прежде всего,  мир пока незнакомых ему вещей. Но как сделать так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и  обеспечивал активную речевую и познавательную деятельность детей в процессе приобщения  к культурно-историческому наследию своей страны, формировал у них патриотические чувства и развивал духовность. Поэтому для обучения детей была выбрана нетрадиционная форма - интерактивные занятия музейной педагогики, как наиболее эффективная и рациональная. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить.

Неразработанность вопроса в методическом аспекте определяет актуальность проблемы изучения возможности интерактивных занятий музейной педагогики как средства обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики.

Цель исследования: выявить возможности интерактивных занятий музейной педагогики как средства обогащения словаря дошкольников словами краеведческой тематики.

Поэтому возникла необходимость создания в группе музея северной избы, которая  выполняла бы функцию демонстрации предметов народного быта и соответственно насыщала содержание детской речи словами краеведческой тематики.

Создавая такой музей, мы придерживались принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию.

В своей работе мы учитывали принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики.

Методика предусматривала работу над обогащением словаря.

 

     Для ознакомления с предметным миром по методике В.И.Логиновой выделили три группы интерактивных занятий:

1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;

 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе, сравнение предметов;

3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Вся работа была построена на проведении серии интерактивных занятий в северной «избе». Почерпнув сведения из самых  разных источников, мы постарались воссоздать в помещении группы основные детали обстановки северной избы (печь, стол, лавка, детская кроватка и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Насыщение среды предметами рукотворного мира происходило постепенно, по мере ознакомления (Приложение 1).

Введение образа Хозяюшки (педагог) позволило привлечь внимание детей и создать благоприятную обстановку.

Система интерактивных занятий представлена в 3 этапа: вводный, основной и заключительный.

             На вводном этапе было проведено одно занятие «К нам гости пришли», целью  которого было установление контакта с детьми, создание позитивного настроения, положительного   эмо­ционального фона, настрой детей на совместную работу. В план вводного занятия входило знакомство детей с устройством избы, обстановкой. Детей познакомили с понятием «печь», узнали о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными.

      Цель основного этапа – обогатить словарь дошкольников словами краеведческой тематики.

         Занятия были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. При демонстрации использования предметов подчеркивалась их историческая преемственность с современными аналогами (пещера- изба- многоэтажный дом; валек - чугунный утюг на углях- электрический утюг и т.д.) Особое внимание уделялось обогащению словаря за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок- кувшин; лапти - тапки; лавка- скамейка).

     Ознакомление с предметами шло поэтапно: сначала ознакомление с внешним видом, их назначением; затем восприятие частей, деталей; знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны; определение соответствия материала назначению предмета.

        Каждое занятие подразумевало включение новых слов и закрепление знакомых.  Занятия основной части отличаются  более подробным анализом предметов домашнего обихода.

         С большим интересом дети восприняли занятие «Посидим у самовара» (Приложение 2).

Использование игровых приемов: сюрпризность появления самовара, игровые действия с ним привлекли внимание детей, побудили к общению с педагогом, активизировали речь.

На занятии «Бабушкин сундук » смогли научиться держать в руках ухват и достать с помощью него чугунок, пошевелить угли кочергой. С удовольствием расставили на столе старинную посуду: самовар, тарелки, чугунки, деревянные ложки, протирая ее расписным полотенцем.

  Занятие «День рождения на Руси» познакомило с традициями и обычаями, связанными с рождением малыша. Выполнив задание вместе с родителями, здесь смогли рассказать о значении своего имени.

История о том, как стиралось и выпрямлялось белье, произвело впечатление на детей, так как в обычной жизни им не приходится сталкиваться с подобными трудностями. Каток, валёк, чугунный утюг на углях  - предметы необходимые для глажения,  которые не видели раньше, хотя название этих предметов встречалось в сказках (Приложение 3).

         Организация таких занятий предполагала не только обогащение словаря, но и познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки предлагались соответствующие загадки, использовались пословицы и поговорки.

Исключительные возможности для обогащения  словаря детей создает творческая художественная деятельность детей, например изготовление из соленого теста и разрисовывание козулей, выкладывание узора на коврах, разрисовывание рамок мезенской росписью и т.д. (Приложение 4).

          Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в словарь детей, использовались различные дидактические игры и упражнения, например, 1)«Доскажи словечко» У нее доска и палка — Это бабушкина... (прялка). Кашу варит всем дружок, круглобокий... (чугунок). 2) Игра «Цепочка слов»подчеркивает историческую преемственность с современными аналогами: Валек- чугунный утюг, электрический утюг;  скамья — лавка — диван. 3) «Словесное лото, или Кому что» - карточки с картинками (матушка, прялка, люлька, хозяйка, веретено, чугун, ведро, младенец и др.).

Одним из средств обогащения словарного запаса краеведческой тематики является художественная литература, созданная северными писателями.

           Использование мультимедийных технологий позволило организовать видеоэкскурсии. Цель видеоэкскурсий – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь краеведческой тематики. Здесь предоставляется возможность соединять слово с образом предмета, обеспечивается знакомство  детей с точным наименованием объекта. Во время подобных экскурсий обращали внимание на цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов, материал, из которого они сделаны. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Таким образом, в процессе проведения работы мы старались    обогатить словарь детей словами краеведческой тематики в процессе использования интерактивных занятий музейной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.     Предметно – развивающая среда

 

Средняя группа

 

 

 

 

                                                                  

 

                                       

                                                     Старшая группа


                                       Подготовительная группа

 

2.     Художественная деятельность детей.