Интерактивные методы обучения в начальной школе
Оценка 4.8

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Оценка 4.8
Педсоветы +3
docx
Междисциплинарный 7
1 кл—4 кл
31.10.2019
Интерактивные методы обучения в начальной школе
Используя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Интерактивные методы обучения в начальной школе.docx
Андреева Марина Вадимовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 Стремительно   развивающиеся   изменения   в   обществе   и   экономике требуют   сегодня   от   человека   умения   быстро   адаптироваться   к   новым условиям,   находить   оптимальные   решения   сложных   вопросов,   проявляя гибкость   и   творчество,   не   теряться   в   ситуации   неопределенности,   уметь налаживать   эффективные   коммуникации   с   разными   людьми   и   при   этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей   каждого   ученика,   воспитание   личности,   готовой   к   жизни   в высокотехнологичном,   конкурентном   мире.   Школа   должна   подготовить выпускника,   обладающего   необходимым   набором   современных   знаний, умений   и   качеств,   позволяющих   ему   уверенно   чувствовать   себя   в самостоятельной жизни.  Особенностью   содержания   современного   начального   образования является   не   только   ответ   на   вопрос,   что   ученик   должен   знать,   но   и формирование   универсальных   учебных   действий   в   личностных, коммуникативных,   познавательных,   регулятивных   сферах,   обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Около 2 400 лет назад древний мыслитель и философ Китая Конфуций  сказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я  делаю, я понимаю». Эти слова подтверждают современные научные исследования, которые доказывают, что Таким   образом,   необходимо,   чтобы   учебный   процесс   происходил  путём постоянного действия и взаимодействия всех учащихся. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого  осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.  основой интерактивного обучения является взаимодействие. Интерактивные   методы   обучения   ориентированы   на   более   широкое взаимодействие   учеников  не  только   с   учителем,  но   и  друг   с  другом   и   на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных   уроках   сводится   к   направлению   деятельности   учащихся   на достижение целей урока. Современная   педагогика   богата   целым   арсеналом   интерактивных методов,   среди   которых   можно   выделить   следующие:   творческие   задания, работа   в  малых   группах,  работа   в  парах,  обучающие   игры  (ролевые   игры, имитации,  деловые   игры  и   образовательные   игры),   использование общественных   ресурсов  (приглашение   специалиста,  экскурсии),  социальные проекты   и   другие   внеаудиторные   методы   обучения   (социальные   проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни   и   сказки),   разминки,   изучение   и   закрепление   нового   материала (интерактивная   лекция,   работа   с   наглядными   пособиями,   видео   ­   и аудиоматериалами,   «ученик   в   роли   учителя»,   «каждый   учит   каждого», мозаика (ажурная пила) и др. Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются: Многоголосье.  Это  возможность  каждого  участника   педагогического процесса   иметь   свою   индивидуальную   точку   зрения   по   любой рассматриваемой проблеме. Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать  помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи. Мыследеятельность.  Она   заключается   в   организации   активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание   учащихся   готовых   знаний,   а   организация   их   самостоятельной познавательной деятельности. Смыслотворчество.  Это  процесс  осознанного создания  учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни. Свобода выбора. Создание ситуации успеха.  Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся. Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается   основа   личности   ребенка.   Как   правило,   в   этот   период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации   из   различных   источников.   А   также   развивается   самооценка школьника и его отношение к учебному процессу. Учитель   начальной   школы   должен   тщательно   планировать   уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников: ­ дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой  форме; ­ у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки; ­ дети в начальной школе не имеют навыков самообразования. Зная эти особенности личности младшего школьника, педагог должен творчески   подходить   к   проведению   урока,  максимально   включать   игровые элементы   в   образовательную   деятельность.   Педагогу   стоит   организовать диалоговое   общение   между   учениками   на   уроке   для   развития   навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать   одновременно   с   несколькими   одноклассниками.   Поэтому   при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со   способами   самостоятельного   получения   информации.   Однако   стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя. Поэтому необходима некоторая адаптация интерактивных приёмов для учащихся начальной школы, создание   на   основе   известных   упражнений   собственных,   отвечающих требованиям программного материала и особенностям учеников. В   своей   практике   я   начинаю   использование   интерактивных   форм   с работы   в   парах,   для   первоклассников   это   важный   этап   в   обучении сотрудничеству   на   уроке.   При   формировании   умения   действовать   в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава. Игровое   сотрудничество,   если   это   способствует   достижению   цели урока, использую на протяжении всего обучения в начальной школе. Вот   некоторые   примеры   интерактивных   упражнений,   используемых мною на уроках. «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий. На основе приёма «Ранжирование» использую упражнение «Что важнее?». При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими. Приём «Верно/Неверно». При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий. При переходе к работе в малых группах использую приём «Один –  два – четыре». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала   отрабатывают   самостоятельно,   затем   обговаривают   в   парах,   далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса. Опять же работа в группах: игра 17 «Исследователи»:   исследуйте   текст,   посчитайте,   сколько   раз   в   нём встречается слово «малина» и т. п. «Сходства   и   различия».  Учащиеся   в   парах   или   малых   группах выделяют   общие   и   отличительные   признаки,   затем   происходит   совместное подведение итогов. Ещё одно, на мой взгляд, интересное  упражнение «Бананы», которое помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка. (Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫР) Зачеркните   в   этой   строке   шесть   букв   таким   образом,   чтобы   буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы) Парную   работу,   работу   в   группах   я   рассматриваю,   как   начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это   определяется   тем,   что   в   начале   учебного   года   большинство первоклассников: ­ не владеют умениями совместной деятельности; ­ не готовы сотрудничать в больших группах; ­ плохо знают друг друга; ­ не   умеют   общаться   с   малознакомыми   сверстниками,   избегают совместной деятельности с ними. Работа   в   парах   является   наиболее   комфортной   формой   организации учебного   процесса,   целью   которого   является   формирование   деловых межличностных отношений. Работа   в   парах   формирует   у   детей   умения   принимать   общую   цель, разделять   обязанности,   согласовывать   способы   достижения   предложенной цели;   соотносить   свои   действия   с   действиями   партнера   по   совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объём материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:  даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;  отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;  во   время   проведения   интерактивных   упражнений   даю   ученикам время   подумать   над   заданием,   чтобы   они   выполняли   его   серьёзно,   а   не механически;  на   одном   занятии   использую   одно   или   два   интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп. Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей: ­ стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; ­ повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых; ­ развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия,  коммуникации; ­ изменение установок и социальных ценностей; ­саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию  с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.                                                                  Используя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных,  прежде   всего,   с   налаживанием   межличностного   взаимодействия путём   внешнего   диалога   в   процессе   усвоения   учебного   материала. Действительно,   между   учащимися   в   группе   неизбежно   возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия   обучающихся   на   основе   учебного   материала   становится мощным фактором   повышения   эффективности учебной деятельности в целом.

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2019