Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы
Оценка 4.7

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
30.10.2019
Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы
В статье говориться об используемых мной разнообразных способах активизации процесса обучения. Всего мною было выделено 8 способов: 1. Нестандартные формы организации урока. 2. Проблемные ситуации. 3. Интеграция учебных занятий в начальной школе. 4. Дифференцированное обучение. 5. Использование занимательного материала на уроках. 6. Учебная игра. 7. Использование наглядного и дидактического материала. 8. Внеклассная работа.
статья.docx
Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы Психологические   особенности   младших   школьников,   их   природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность   воспринимать   всё,   что   даёт   учитель,   создают   благоприятные условия для развития познавательной активности. В исследованиях Петерсона Л.Г. проблема развития познавательной активности школьников описана как одна   из   важнейших   проблем   современной   педагогики.   Она   выступает   как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения   умениями   интеллектуальной   деятельности,   самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.  Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению   нового   типа   человека,   который   чувствует   себя   комфортно   при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на   то,   чтобы   уверенно   и   смело   встретить   совершенно   непредвиденную ситуацию. Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет и побуждает   учебную   активность   ребенка,   что   в   целом   детерминирует   его учебное поведение, придает ему личностный смысл и значимость.  Активизация   познавательной   деятельности   ­   это   совершенствование методов,   обеспечивающих   активную   и   самостоятельную   теоретическую   и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. Она предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач,   требующих   от   учащихся   поиска   нового,   отбора   данных,   действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся   на   основе   реальных   действий   с   предметами   должны   сами определить нужные данные и лишь затем ­ пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующем напряжения ума, нельзя воспитать   активность.   Полезны   вопросы,   вызывающие   противоположные мнения,   дискуссии,   обсуждения   составленных   самостоятельных   задач, решений.   Решение   задачи   активизации   познавательной   деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения: 1. Нестандартные   формы   организации   урока.  Урок   был   и   остается основным   звеном   учебно­воспитательного   процесса.   Побудить учащихся   к   активизации,   к   самостоятельному   «творчеству»,   к реализации   скрытых   возможностей   каждого   школьника   позволяют нетрадиционные   формы   организации   урока.   Такие   уроки   дают возможность   развивать   тягу   к   знаниям.   Практика   показывает,   что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на нестандартных уроках. Кроме того, эти уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища,   ответственность,   стремление   не   подвести,   не   отстать   от одноклассников,   учат   работать   с   дополнительной   литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п.  2. Проблемные ситуации. В настоящее время большое внимание уделяют проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения ­ включение учащихся в   творческую   деятельность,   становление   младшего   школьника   как субъекта  учения.  Средством  создания  любой  проблемной  ситуации  в учебном   процессе   являются   учебные   проблемы   (проблемная   задача, проблемное   задание,  проблемный   вопрос).  Каждая   учебная   проблема подразумевает   противоречие.   Именно   противоречие   между познавательными   и   практическими   задачами,   которые   выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.   Следовательно,   если   вводить   в   учебный   процесс   учебные проблемы,   то   управление   процессом   усвоения   есть   управление процессом   выхода   из   проблемной   ситуации,   а   точнее   процессом самостоятельного решения проблемы учениками. 3. Интеграция   учебных   занятий в   начальной   школе.   Интеграция   ­ процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации.   Такой   процесс   обучения   под   влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на   его   результативности:   знания   приобретают   качества   системности, умения   становятся   обобщенными,   усиливается мировоззренческая   направленность   познавательных   интересов учащихся,   более   эффективно   формируется   их   убежденность   и достигается всестороннее развитие личности. В основе таких уроков ­   комплексными, близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Заслуживает внимание и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд. 4. Дифференцированное   обучение. Дифференцированное   обучение   – играет   большую   роль   в   активизации   познавательной   деятельности учащихся, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Учет индивидуальных особенностей детей ­ один из ведущих принципов дидактики.  Разным   ученикам   требуется   разное   время,  разный   объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом.  Осуществлять   дифференцированный   подход   необходимо комплексно:   на основе учета психологической диагностики учащихся;   введение   новых   предметов,   новых   форм   обучения   на   разных ступенях обучения;   правом   на   творческое   самовыражение,   вариативность определения содержания обучения, выборов форм и методов. 5. Использование   занимательного   материала  на   уроках.   В.   А. Сухомлинский   выступал   за   то,   чтобы   чудесный   мир   природы,   игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие   ребенка   и   в   учебном   процессе   школы.   Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс,   развивает   познавательную   активность,   наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей. Форма занимательных  упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Использовать такой материал можно на разных   этапах   урока:   во   время   проверки   домашнего   задания,   при изучении нового материала, при его закреплении. 6. Учебная   игра.   Одни   из   эффективных   средств   развития   интереса   к учебному   предмету   наряду   с   другими   методами   и   приемами, используемыми   мною   на   уроках,   является   дидактическая   игра.   В процессе   игры   учащиеся   незаметно   для   себя   выполняют   различные упражнения,   где   им   приходится   сравнивать   множества,   выполнять арифметические   действия,   тренироваться   в   устном   счете,   решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе,   они   стремятся   быть   быстрыми,   собранными,   ловкими, находчивыми,   четко   выполнять   задания,   соблюдать   правила   игры.   В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей   развиваются   чувство   ответственности,   коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает   у   детей   бодрое   рабочее   настроение,   облегчает   преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес   детей   к   учебному   предмету,   к   познанию   ими   окружающего мира.   Игра   формирует   устойчивый   интерес   к   учению   и   снимает напряжение. Многие игры и упражнения строятся с учётом различной степени трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем   знаний.   Однако   игра   не   должна   быть   самоцелью,   а   должна служить   средством   развития   интереса   к   предмету.   Чтобы   она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:   правила игры должны быть простыми и точно сформированными;  материал игры посилен для всех детей;    игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети;  подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым.       «Хорошая игра похожа на хорошую работу» ­ писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно­воспитательном процессе детей. 7. Использование   наглядного   и   дидактического   материала. Наглядность   содействует   выработке   у   учащихся   эмоционально­ оценочного   отношения   к   соблюдаемым   знаниям.   Проводя самостоятельные   опыты,   ученики   могут   убедиться   в   истинности приобретаемых   знаний,   в   реальности   тех   явлений   и   процессов,   о которых   им   рассказывает   учитель.   Средства   наглядности   повышают интерес   к   знаниям,   делают   более   легким   процесс   их   усвоения, поддерживают   внимание   ребенка.   В   зависимости   от   дидактических функций различаются следующие виды наглядности:   естественная   (растения,   животные,   полезные   ископаемые   и   т.п.); функция ­ знакомство учащихся с реальными объектами природы;  экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т.п.); функция ­ знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;  картинная   (картины,   рисунки,   фотографии,   диапозитивы,   кино); функция   ­   познакомить   с   какими­то   фактами,   предметами, явлениями через их отражение;   объемная   (макеты,   муляжи,   геометрические   фигуры);   функция   ­ знакомство   с  теми   предметами,  где  объемное   изображение  играет роль в восприятии;  звуковая   (грамзаписи,   магнитофонные   записи,   радио);   функция   ­ воспроизведение звуковых образов;    символическая   и   графическая   (чертежи,   схемы,   карты,   таблицы); функция ­ развитие абстрактного мышления, знакомство с условно­ обобщенным, символическим отображением реального мира;   смешанная (учебный звуковой кинофильм); функция ­ воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. 8. Внеклассная   работа. Внеклассная   работа   в   младших   классах преследует несколько целей: повысить уровень развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям, углубить представления об использовании   сведений   на   практике,   привить   некоторые   навыки самостоятельной работы воспитать настойчивость, волю и упорство в достижении цели. Внеклассные мероприятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них   и   чтобы   каждый   ученик,   исходя   их   своих   индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. Сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне. Таким   образом,   познавательная   активность   учащихся   является необходимым   условием   эффективного   обучения.   Развивая   познавательную активность, педагог вызывает интерес и побуждает мотивацию школьников не только   выучить   что­то   новое,   но   и   научиться   применять   это   знание   на практике.

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Средства развития познавательной активности обучающихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019