В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?», как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически?
Познакомимся с приёмами формирования универсальных учебных действий.
Формирование УУД.docx
"Формирование УУД в начальной школе"
«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Универсальные учебные действия это навыки, которые надо закладывать
в начальной школе на всех уроках.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то
есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления
своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых
условиях?», как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?
Как же это воплотить практически?
Познакомимся с приёмами формирования универсальных учебных
действий.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:
1.
2.
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
3.
4.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая
их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать
свою жизненную позицию в отношении мира.
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в
которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Обучающиеся должны научится понимать смысл таких понятий как
«добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».
На Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и
поступки героев художественных произведений с точки зрения
общечеловеческих норм.
Для формирования личностных УУД можно предложить такие
задания:
Работа над проектами.
Творческие задания на уроках.
Например, такие:
Написать минисочинение.
Придумать загадку.
Составить тест.
Написать отзыв.
На уроках литературного чтения можно использовать карточки с клише
для выражения своего отношения к произведению.
так …
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а)
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства… Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные
универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию,
регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные УУД включают:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения,
его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив,
потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее
превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется
определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его
ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с
пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для
каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или
для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к
целеполаганию является эффективным и современным.
Для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю
необходимо обратить особое внимание на:
1.
2.
Побуждение учащихся к достижению цели.
Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на
диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей
не только отвечать на них, но и придумывать свои).
3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут
пригодиться полученные новые знания?»)
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Последовательность применения данного приема такова:
Самостоятельное решение
Коллективная проверка результатов
Выявление причин разногласий результатов или затруднений
выполнения
Постановка цели урока.
Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный
мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова
«Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».
Группировка Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием
своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21,
72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после
шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).
Верите ли вы, что…
Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах,
дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в
таблице «+», а если нет, то «». В конце урока снова возвращаемся к
утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».
Земля – это одна из планет солнечной
системы.
Солнце – ближайшая к нам звезда,
раскалённый шар.
Температура Солнца достигает 7000
градусов.
Масса Земли в 330 тысяч раз больше
массы Солнца.
Специалистов, изучающих астрономию,
называют астронавтами.
Земля движется вокруг Солнца.
Наблюдать за Солнцем можно, глядя в
бинокль, подзорную трубу.
Исключение Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным
неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному
ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир
по теме урока "Дикие животные".
2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих
действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности,
контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их
коррекции. Для формирования умения планировать в работе можно
использовать прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».
Например, детям дано задание составить кроссворд по русскому со
словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы:
1.
2.
3.
Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
Выбрать несколько слов из списка.
Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они
пересекались.
4.
Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
5.
Далее проводится обсуждение:
Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении
кроссворда?
Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала
начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).
Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем
случае нельзя переставлять.
3. Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная
деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь
процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий,
отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые
действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но
и предотвращать возможность их появления.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка –
рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать
стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Приемам действия контроля необходимо специально учить.
Дети должны уметь:
выделять критерии оценки,
фиксировать их определённым образом,
проводить пооперационный контроль,
проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Для формирования действий контроля у младших школьников можно
использовать следующие приёмы и задания:
На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например,
«Лесенка»
«Числоконтролер»
сверка с образцом (готовым ответом);
выполнение задания по алгоритму;
взаимоконтроль с товарищем;
взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля
ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а
полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность. Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно
использовать на уроках математики:
решение обратной задачи;
проверка полученных результатов по условию задачи;
решение задачи различными способами;
моделирование;
примерная оценка искомых результатов (прикидка);
Оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной
самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не
считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать
собственные действия.
прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал
школьниками);
На начальном этапе обучения оцениванию можно использовать
«линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить
любые параметры работы.
прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа
действия;
(учитель говорит, что какойто сказочный персонаж (Незнайка) написал
эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать
количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут).
Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.
прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение
возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и
т.п.);
прием «умные вопросы»; (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать
нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос
учителю…»).
прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом
«заданий») (карточки)
Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно
позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ
решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их
конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения
задачи;
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества:
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно
сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для
работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах
повторяются правила работы в группе.
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
"Формирование УУД в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.