Русский язык и литература
5 класс
§ 84. Интересное о спорте (1-урок)
Вы научитесь:
– кратко отвечать на вопросы;
– выявлять по опорным словам содержание текста;
– находить главные и второстепенные члены предложения.
Вы сможете:
– переводить слова и словосочетания на родной язык;
1-задание. Ознакомьтесь с информацией. Какие слова помогли вам узнать, когда и где проходили первые Олимпийские игры?
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры
в Греции. Они проходили в городе Олимпии. Во время соревнований прекращались все войны и по всей Греции устанавливался мир.
2-задание. Упр. 506 Ответьте устно на вопросы.
1) Где ты живёшь? В каком городе (селе, посёлке)?
2) Где находится твоя школа?
3) Где вы занимаетесь на уроке физкультуры?
4) Куда ты идёшь после школы
3-задание. Упр.507. Спишите. Определите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое выделенное слово. Каким членом предложения являются выделенные слова?
В нашем посёлке есть только одна школа. За школой находится футбольное поле. Я вышел из дома и направился к стадиону. Сегодня на воротах стоит Санжар. Ансар во время игры отсутствовал. На стадионе мы играли в футбол. Потом пошли домой.
Учимся применять правило
Обстоятельство (пысықтауыш) – второстепенный член предложения, который обозначает, как или каким образом (г д е ? к у д а ? о т к у д а ? к о г д а ? п о ч е м у ? з а ч е м ? и т.п.) совершается действие. Обычно обстоятельство относится к сказуемому и выражается существительным в косвенных падежах или наречием (үстеу). Обстоятельство подчёркивается в предложении пунктиром с точками:
Штаб-квартира МОК находится (г д е?) в Швейцарии.
3-задание. Упр. 509 Послушайте текст. О чём вы узнали? На какие вопросы отвечают и с какими словами в предложении связаны выделенные слова?
Немного найдётся на Земле маленьких городков, названия которых знал бы весь мир. К ним относится Регби, который находится около Лондона.
В этот ряд можно поставить и городок Бадминтон, куда прибыл в 1872 году из Индии герцог Бофорт. Он привёз странные мячи с перьями и ракетки
для новой игры. На родине она называлась «пунэ». На английских берегах ей дали другое имя – в честь Бадминтона.
Игру, похожую на бадминтон, знали в Китае. Об этом говорится в записках знаменитого путешественника Марко Поло.
Во Франции была когда-то игра под названием «летающий петух». В Японии играли в «ойбане» – «летающее перо»: в крупные вишни втыкали гусиные перья и подбрасывали их специальными деревянными ракетками.
Бадминтон быстро обрёл признание. Из города Бадминтона мяч с перьями перелетает в другие английские города.
(Из книги «Спорт мира и мир спорта»)
5-задание. Упр. 507 Спишите. Определите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое выделенное слово. Каким членом предложения являются выделенные слова?
В нашем посёлке есть только одна школа. За школой находится футбольное поле. Я вышел из дома и направился к стадиону. Сегодня на воротах стоит Санжар. Ансар во время игры отсутствовал. На стадионе мы играли в футбол. Потом пошли домой.
6-задание. Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.
Укажите верные (В) или неверные (Н) ответы.
1) Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает, как или каким образом совершается действие.
2) Обычно обстоятельство относится к сказуемому.
3) Обычно обстоятельство выражается существительным в косвенных падежах или наречием.
4) Обстоятельство отвечает на вопросы какой? чей?.
5) Обстоятельство подчёркивается в предложении пунктиром с точками.
§ 84 Интересное о спорте (2-урок)
Вы научитесь:
– кратко отвечать на вопросы;
– выявлять по опорным словам содержание текста;
– находить главные и второстепенные члены предложения;
– определять синтаксическую роль слов в предложении.
Вы сможете:
– выделять с помощью интонации важное по смыслу слово
в предложении;
– составлять «толстые» и «тонкие» вопросы по содержанию
художественных произведений и отвечать на них;
– переводить слова и словосочетания на родной язык.
Вспомним правила:
Дополнение (толықтауыш) – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Обычно дополнение выражается существительным или местоимением в косвенных падежах.
Обстоятельство (пысықтауыш) – второстепенный член предложения, который обозначает, как или каким образом (г д е ? к у д а ? о т к у д а ? к о г д а ? п о ч е м у ? з а ч е м ? и т.п.) совершается действие. Обычно обстоятельство относится к сказуемому и выражается существительным в косвенных падежах или наречием (үстеу). Обстоятельство подчёркивается в предложении пунктиром с точками:
Заполните таблицу, опираясь на правила:
Вопросы |
Дополнение |
Обстоятельство |
Название второстепенного члена на родном языке? |
|
|
Что обозначает? |
|
|
На какие вопросы отвечает? |
|
|
К каому члену предложения относится? |
|
|
Какой частью речи выражается? |
|
|
Как подчёркивается в предложении? |
|
|
6-задание. Прочитайте. О чём вы узнали?
А. Современные Олимпийские (...?) игры начали проводить (...?) с 1896 года. На открытии Олимпийских игр команды выстраиваются (...?) в алфавитном порядке – по первым буквам названий своих стран. Но впереди всегда шествует команда (...?) из Греции. С 1920 года на всех Олимпиадах поднимают флаг Греции и звучит её государственный гимн.
В 1913 году МОК утвердил символику Игр – эмблему и флаг. Пять колец разного цвета изображены (...?) на олимпийском флаге. Они означают (...?) единство пяти континентов, участвующих в Олимпийских играх. Голубой – это Европа, жёлтый– Азия, чёрны – Африка, зелёный – Австралия, красный – Америка.
Б. Президент МОК Пьер де Кубертен ввёл хорошую (...?) традицию. Это зажжение (...?) Олимпийского огня (...?) у храма Зевса в Олимпии и его доставка факельной эстафетой (...?) на Олимпийский стадион (...?) к моменту открытия Игр. На весь мир Кубертена прославило его произведение «Ода спорту». В оде заключительными строками являются: «О спорт! Ты – мир!» Слово мир – это пароль (...?) для всех спортсменов, которые участвуют в Олимпиаде.
Штаб-квартира МОК находится (...?) в Лозанне, Швейцарии. Пьер де Кубертен в своём завещании просил похоронить его (...?) в Лозанне, а своё сердце – в Олимпе.
Выполните задания :
1. спишите текстығ проставив в скобках подходящие вопросы.
2. Переведите на родной язык словосочетание в алфавитном порядке.
3. Подберите синоним к существительным страна, традиция.
4. Подберите антонимы к словам: открытие, современный, зажжение, заключительный.
5. Разберите предложения из текста по членам предложения и обозначьте их графически.
1) Современные Олимпийские (...?) игры начали проводить (...?) с 1896 года.
2) Это зажжение (...?) Олимпийского огня (...?) у храма Зевса в Олимпии и его доставка факельной эстафетой (...?) на Олимпийский стадион (...?) к моменту открытия Игр.
6. Составьте два «толстых» и два «тонких» вопроса к тексту.
7. Составьте синквейн к слову олимпиада.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.