|
Инвентаризация по новым правилам |
|
• выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов; • установление остатка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета; • выявление активов, частично утративших свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревших, а также не используемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения; • выявление
активов и обязательств, не отвечающих критериям признания. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам (ч. 3 ст. 8 Закона о бухучете).
• трех месяцев для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, направленных в длительные рейсы, и тому подобное), запасов (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые в момент инвентаризации будут находиться вне предприятия), текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, обязательств (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование). Проводить годовую инвентаризацию этих активов и обязательств можно не ранее октября 2015 года; • двух месяцев для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование. Проводить годовую инвентаризацию этих активов и обязательств можно не ранее ноября 2015 года; • до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые направятся в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия. При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других неподвижных объектов может проводиться один раз в три года (кроме недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе того, что передано в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых проводится в соответствии с требованиями законодательства об инвентаризации объектов государственной собственности). По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 % [1] всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет. Инвентаризация музейных ценностей проводится согласно срокам, установленным центральным органом исполнительной власти, который осуществляет формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах культуры и искусств, охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей. Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику может проводится в течение года. Инвентаризация книжных памятников проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение десяти лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. В п. 10 разд. I Положения № 879 отмечено, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится согласно Инструкции № 84. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих активов. Однако Инструкция № 84 в соответствии с Приказом № 587 утратила силу. Более того, в п. 2 Приказа № 587 отмечено, что учет драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и материалов, их содержащих, осуществляемый субъектами хозяйствования, которые проводят операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ведется на основании внутренних инструкций, которые разрабатываются ими самостоятельно с учетом методических рекомендаций, утвержденных Минфином Украины. Инвентаризация имущества государственных предприятий, приватизируемых (корпоратизируемых), а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), и оформление ее результатов проводятся согласно Положению № 158. Точные сроки и объекты проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии определяется отдельным письменным приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий (п. 8 разд. I Положения № 879). Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода. В случае получения
отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогрузки товаров или
получения от покупателя претензии по недогрузке товаров проводится выборочная
инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии (п. 9
разд. I Положения № 879). Организация и основные правила проведения инвентаризации
Как и ранее для проведения инвентаризации должна быть создана инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы[2](представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, которое осуществляет ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, производители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия. Если предприятие временно не работает, то может сложиться ситуация, когда инвентаризацию проводить некому, кроме руководителя. Что же делать, если члены постоянно действующей инвентаризационной комиссии уже уволены? В этом случае инвентаризацию будут проводить те, кто остался, например, руководитель и главный бухгалтер. Если же и главного бухгалтера нет, то формально инвентаризацию должен проводить руководитель. В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем предприятия, инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия самостоятельно (абзац 2 п. 1 разд. II Положения № 879). Такой руководитель утверждает приказом измененный состав инвентаризационной комиссии (в лице себя самого), затем проводит инвентаризацию и утверждает ее результаты своей подписью. Все это выглядит абсурдно, но в нормальных условиях руководитель также утверждает результаты инвентаризации, проведенной инвентаризационной комиссией, которую он, как правило, и возглавляет. Следовательно, утверждение результатов инвентаризации, проведенной под личным руководством и собственноручно, не будет считаться нарушением. Если предприятие работает нормально, то по решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества, представители структурного подразделения (службы) внутреннего аудита. В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании должным образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (по их согласию) могут присутствовать при проведении инвентаризации. Согласно пп. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 разд. I НК Украины контролирующие органы имеют право требовать во время проведения проверок от проверяемых налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности. В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или проводят деятельность, подлежащую лицензированию, патентованию и/или сертификации) от проведения такой инвентаризации или непредоставление для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов) применяются меры, предусмотренные ст. 94 «Арест имущества» гл. 9 разд. II НК Украины. Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.
Типовых форм для оформления данных инвентаризации активов и обязательств на сегодняшний день нет. Поэтому, руководствуясь п. 14 Положения № 879, субъекты хозяйствования оформляют инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости в соответствии с требованиями, установленными Положением № 88, для первичных документов с учетом обязательных реквизитов и требований, предусмотренных настоящим Положением. Материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации. В то же время никто не запрещает субъектам хозяйствования доработать формы инвентаризационных описей, утвержденных нормативными документами бывшего СССР и дополнить их необходимыми реквизитами. Исключение — инвентаризация кассы на предприятии, которая должна проводиться и оформляться согласно Положению № 637 (абзац 2 пп. 6.1 п. 6 разд. III Положения № 879). В разд. III «Порядок инвентаризации активов и обязательств» Положения № 879 определены особенности проведения инвентаризации: • основных средств (п. 1 разд. III Положения № 879); • нематериальных активов (п. 2 разд. III Положения № 879); • незавершенных капитальных инвестиций (п. 3 разд. III Положения № 879); • запасов (п. 4 разд. III Положения № 879); • биологических активов (п. 5 разд. III Положения № 879); • наличных, денежных средств и их эквивалентов, бланков документов строгой отчетности (п. 6 разд. III Положения № 879); • дебиторской и кредиторской задолженностей (п. 7 разд. III Положения № 879); • расходов и доходов будущих периодов, обеспечений и резервов (п. 8 разд. III Положения № 879).
Заключительный этап инвентаризации — учет ее результатов, которые могут быть трех видов: излишки, недостачи и пересортица. Хорошо, если фактическое наличие проинвентаризированных активов соответствует данным бухгалтерского учета, но такое бывает очень редко в случае скрупулезного проведения инвентаризации. Выводы относительно выявленных расхождений между фактическим наличием активов и обязательств с данными бухгалтерского учета, указанные в сличительных ведомостях и предложениях по их урегулированию, отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который составляется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. В протоколе указываются: причины недостач, потерь, излишков, а также предложения по зачету вследствие пересортицы, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач. Предприятия могут добавлять к протоколам другую информацию, которая является существенной для принятия решений в отношении признания и оценки активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности (п. 1 разд. IV Положения № 879). Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (п. 3 разд. IV Положения № 879). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств с данными бухгалтерского учета регулируются предприятием в таком порядке (п. 4 разд. IV Положения № 879): • основные средства, нематериальные активы, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением доходов будущих периодов (доходов специального фонда бюджетного учреждения); • ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и прочие оборотные материальные ценности, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением дохода отчетного периода предприятия (дохода специального фонда бюджетного учреждения); • недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленная при инвентаризации, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков в результате пересортицы. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы; • недостача ценностей
сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списываются
с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере,
определенном в соответствии с законодательством, в случае если виновные
лица не установлены, они зачисляются на забалансовый счет до
момента установления виновных лиц или закрытии дела в соответствии с
законодательством.
Отражение выявленных
при инвентаризации излишков в учете
Отражение в учете
недостач, выявленных при инвентаризации Ведя речь об учете недостач запасов на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей», Минфин Украины, к сожалению конкретного ответа на вопрос, куда же в балансе списать недостачи и порчу запасов в Положении № 879 не дает. Согласно Инструкции № 291 на субсчете 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» ведется учет расчетов по возмещению предприятию причиненных убытков в результате недостач и потерь от порчи ценностей, недостач и хищения денежных средств, если виновный выявлен (установлен). Следовательно, учитывать на субсчете 375 недостачи и порчу активов при отсутствии виновных лиц некорректно. Видимо бухгалтерам придется и далее руководствоваться абзацем 2 пп. «б» п. 12.12 утратившей силу Инструкции № 69, согласно которому при отсутствии конкретных виновников пересортицы, суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх нормы естественной убыли с отнесением их в состав прочих расходов операционной деятельности. Уменьшение суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей на субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» отражается после решения вопроса о виновниках с одновременными записями по дебету субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 716 «Возмещение ранее списанных активов» в сумме, подлежащей возмещению виновниками. Пунктом 6 разд. IV Положения № 879 предусмотрено, что размер убытков от хищения, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется в соответствии с законодательством. В настоящее время
механизм определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения
(порчи) материальных ценностей, кроме драгоценных металлов, драгоценных
камней и валютных ценностей, установлен Порядком № 116. Из сумм, взысканных в соответствии с Порядком № 116, осуществляется возмещение убытков, нанесенных предприятию, учреждению и организации с учетом фактических расходов предприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению. Остаток средств перечисляется в Государственный бюджет. Бюджетными учреждениями в случае установления недостач или потерь, которые возникли вследствие злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь передаются правоохранительным органам, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск (п. 7 разд. IV Положения № 879).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только в отношении запасов одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же материально ответственного лица (п. 5 разд. IV Положения № 879). Министерства, другие органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, согласно которому такой зачет может быть допущен относительно одной и той же группе запасов, если ценности, входящие в ее состав, имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары). В случае взаимозачета недостач и излишков в результате пересортицы, когда стоимость запасов, оказавшихся в недостаче, больше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц. Если лица, виновные в пересортице не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх нормы естественной убыли с отнесением их в состав расходов в порядке, определенном п. 4 разд. IV Положения № 879. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть указаны причины, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц (абзац 4 п. 5 разд. IV Положения № 879). Превышение стоимости запасов, оказавшихся в излишке, по сравнению со стоимостью запасов, оказавшихся в недостаче вследствие пересортицы, относится на увеличение данных учета соответствующих запасов и доходов в порядке, определенном п. 4 разд. IV Положения № 879. Относительно того, как отразить такой обязательный платеж в бухгалтерском учете, нормативные акты ответа не дают. Известно только одно, что обязательство по такому платежу необходимо учесть по кредиту субсчета 642 «Расчеты по обязательным платежам», на котором ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), взимаемые в соответствии с действующим законодательством. А вот в дебет какого счета или субсчета необходимо отнести такую «наценку», подлежащую уплате в бюджет, непонятно. В нашем примере такой обязательный платеж включает наценку на товар с учетом НДС. Если предприятие отразило в учете выбытие товара в результате его недостачи по продажной стоимости, то после возмещения ущерба виновным лицом складывается ситуация, которая близка к продаже товара. При обычной продаже товара сумма такой наценки (без учета НДС) попадет в состав прибыли предприятия. В том случае, когда такая наценка должна быть уплачена в бюджет, нужно уменьшить прибыль от продажи товара. А как это сделать? Проводки дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» счета 90 «Себестоимость реализации» и кредит субсчета 642 «Расчеты по обязательным платежам» счета 64 «Расчеты по налогам и платежам» Инструкция № 291 не предусматривает. Остается только использовать многофункциональный субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Возможно это будет и не совсем правильно по сути операции, но на финансовом результате такая проводка отразится правильно. Ответственности за такую неуплату Порядок № 116 не содержит, поэтому будет правильным обосновать фактические расходы предприятия с учетом наценки и ничего не уплачивать в Государственный бюджет.
|
Инвентаризация: организация и порядок проведения
Как показывает практика, на большинстве предприятий инвентаризация не проводится вообще, а там, где проводится, носит формальный характер. Не все руководители понимают, что инвентаризация является не только необходимым условием ведения учета, но и надежным инструментом для контроля за ведением хозяйственной деятельности.
Общие принципы проведения инвентаризации
Инвентаризация — это один из методов бухучета. В ст. 10 Закона о бухучете указано, что для обеспечения достоверности данных бухучета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются владельцем (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.
Третьим абзацем п. 12 Постановления №419 установлено, что порядок проведения инвентаризации и урегулирования расхождений по фактическому наличию активов и обязательств с данными бухгалтерского учета определяется Минфином. Такой же порядок определяется п. 3 Инструкции №69.
Таким образом, инвентаризация — это инструмент, обеспечивающий достоверность данных бухучета и финотчетности. Ее непроведение является нарушением правил ведения бухучета и может привести к наложению админштрафа в размере от 8 до 15 н. м. д. г. (136 — 255 грн) на основании ст. 164-2 КоАП. Это небольшая сумма, поэтому многие предприятия сознательно идут на нарушение, забывая, что результаты инвентаризации могут использоваться при принятии управленческих решений. Ведь при инвентаризации можно обнаружить товары, срок годности которых истекает, проверить условия их хранения. Можно также обнаружить ТМЦ, частично или полностью утратившие свои первоначальные качества, определить реальную стоимость основных средств, ТМЦ и прочих активов, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Кроме того, при подтверждении финотчетности аудитором согласно международным стандартам аудита аудитор должен удостовериться, что данные учета соответствуют действительности. И одним из наиболее распространенных и простых инструментов такого подтверждения является инвентаризация. При ее отсутствии такого уровня уверенности в достоверности данных достичь почти невозможно.
Учитывая задачи, решаемые должным образом проведенной и оформленной инвентаризацией, ее значение трудно переоценить. Поэтому рассмотрим подробно порядок ее проведения.
В пунктах 3 и 4 Инструкции №69 приведены случаи, когда инвентаризация является обязательной.
Когда инвентаризацию нужно обязательно проводить:
Для проведения инвентаризационной работы приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (при необходимости может дополнительно создаваться рабочая инвентаризационная комиссия). В ее состав входят руководители структурных подразделений, главный бухгалтер. Возглавляется комиссия руководителем предприятия или его заместителем. Такой состав комиссии объясняется тем, что она не проводит инвентаризацию непосредственно, а лишь осуществляет организационно-управленческие функции.
В функции постоянно действующей инвентаризационной комиссии входит:
1) проведение профилактической работы по обеспечению сохранности ценностей;
2) организация проведения инвентаризаций и инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
3) осуществление контроля проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации ТМЦ в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период;
4) проверка правильности определения инвентаризационных разниц, обоснованности предложений по зачету пересортицы ценностей во всех местах их хранения;
5) при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проведения по поручению руководителя предприятия повторной сплошной инвентаризации;
6) рассмотрение письменных объяснений лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей либо другие нарушения, и предложений по регулированию обнаруженных недостач и потерь от порчи ценностей, зачета в результате пересортицы.
Инвентаризацию проводят непосредственно рабочие комиссии, состав которых утверждается приказом руководителя предприятия. В состав таких комиссий входят специалисты, знающие объект инвентаризации. Например, к инвентаризации незавершенного производства стоит привлечь инженеров, технологов, специалистов рабочих специальностей. В то время как инвентаризацию расчетов с контрагентами, начисленных в бухучете резервов и прочих учетных данных стоит проводить с помощью квалифицированных бухгалтеров. Поскольку одной из задач инвентаризации является проверка реальности стоимости зачисленных на баланс активов, то комиссия может воспользоваться услугами субъекта оценочной деятельности в соответствии с Законом Украины от 12.07.2001 г. №2658-III «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине». В письме Госкомпредпринимательства от 16.12.2002 г. №2-221/6694 указано, что при ликвидации предприятия необходимо проводить инвентаризацию и ликвидационная комиссия может воспользоваться услугами профессионального оценщика. Мы считаем, что профессионального оценщика можно привлекать и при любых других основаниях проведения инвентаризации.
Относительно состава рабочей комиссии в Инструкции №69 указаны только два ограничения:
1) запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц одного и того же работника два года подряд (п. 11.2 Инструкции №69);
2) материально ответственное лицо в состав инвентаризационной комиссии не включается, поскольку оно является лицом, которое проверяется.
Если предприятие небольшое, то проводить инвентаризацию может и постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Если она не может обеспечить своевременное проведение инвентаризации, то целесообразно создать рабочие комиссии. Количество рабочих инвентаризационных комиссий не ограничено. Главное, на что следует обращать внимание, — это срок проведения инвентаризации. Количество рабочих комиссий и их состав должны быть такими, чтобы обеспечить необходимые условия для ее проведения в кратчайшие сроки, предусмотренные приказом руководителя.
Членов рабочей комиссии перед началом инвентаризации следует обеспечить документами, в которых они будут отражать результаты инвентаризации. В приложениях к Инструкции №69 приведены только три таких документа, а именно:
1) акт контрольной проверки инвентаризации ценностей (приложение 1 к Инструкции №69);
2) книга регистрации контрольных проверок инвентаризаций (приложение 2 к Инструкции №69);
3) ведомость результатов инвентаризации (приложение 3 к Инструкции №69).
Эти документы больше подходят для обобщения полученных данных, а также для контроля за правильностью проведения инвентаризации.
Постановлением Госкомстата от 28.12.89 г. №241 «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» были утверждены унифицированные формы первичных документов. В частности, это документы для оформления результатов инвентаризации (далее — Постановление №241). На сегодня данный документ является действующим1. В связи с этим предприятия могут использовать первичные документы, утвержденные Постановлением №241. Правомерность применения данных форм первичных документов подтверждается также в письмах Госкомстата Украины от 30.01.2003 г. №03-04-05/18 и от 26.05.2004 г. №03-04-05/41 (см. «ДК» №48/2007). Предприятие может самостоятельно разработать форму первичных документов для отражения результатов инвентаризации (с учетом всех необходимых реквизитов), но, как показывает практика, приведенных форм вполне достаточно.
1 Постановлением ВРУ от 12.09.91 г. №1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Перед началом инвентаризации материально ответственные лица должны предоставить расписку, что все документы, подтверждающие поступление и выбытие ценностей, переданы в бухгалтерию, материальные ценности оприходованы на склад, а выбывшие списаны в расходы. Форма и содержание расписки включены в шапку первичных документов, утвержденных Постановлением №241, поэтому материально ответственным лицам остается только подписать их и проставить дату.
Инвентаризации по своему виду делятся на плановые и внеплановые. При проведении плановой инвентаризации материально ответственные лица заранее предупреждаются об этом для того, чтобы подготовить материальные ценности к проверке. При проведении внеплановых (внезапных) инвентаризаций все ТМЦ готовятся к проверке в присутствии инвентаризационной комиссии (п. 8 Инструкции №69).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
В соответствии с п. 11.8 Инструкции №69 при инвентаризации ТМЦ их перевес, обмер, подсчет проводятся в порядке размещения ценностей в этом помещении, не допуская беспорядочного перехода комиссии от одного вида ценностей к другому.
При инвентаризации ТМЦ нужно знать, что:
При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение пломбируется и комиссия переходит в следующее помещение. Инвентаризационные описи составляются отдельно на ТМЦ, находящиеся в пути; отгруженные товары и ценности, не оплаченные в срок покупателями; и ТМЦ, находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке).
Количество товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может проверяться на основании первичных документов на оприходовании ценностей при обязательной выборочной проверке в натуре ценностей в некоторых упаковках.
На приходных документах на ТМЦ, поступившие на объект и принятые во время его инвентаризации материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее председателя делается отметка «после инвентаризации» с ссылкой на дату описи, где записаны эти ценности. На расходных документах о ТМЦ, отпущенных со склада во время инвентаризации с разрешения руководителя предприятия и главного бухгалтера в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее председателя делается отметка и они заносятся в отдельную опись в порядке, аналогичном для ценностей, поступивших во время инвентаризации. Это делается для того, чтобы не приостанавливать хоздеятельность предприятия на срок проведения инвентаризации и одновременно контролировать фактическое наличие ТМЦ.
На материальные ценности, уже прошедшие подсчет, члены рабочей комиссии прикрепляют инвентаризационный ярлык (ф. №Інв-2).
Результаты инвентаризации ТМЦ отражаются в Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по ф. №Інв-3. Результаты инвентаризации ТМЦ, находящихся в пути, отражаются в Акте инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (ф. №Інв-6), который заполняется в одном экземпляре на основании документов, подтверждающих это.
В случаях если проведение инвентаризации является обязательным, инвентаризации подлежат также материальные ценности, не принадлежащие предприятию, но учет которых ведется на забалансовых счетах (п. 5 Инструкции №69). Для оформления результатов инвентаризации таких ценностей используется Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (ф. №Інв-5). В этот же документ вносится информация о материальных ценностях, переданных предприятием на ответственное хранение другим предприятиям (на основании первичных документов, поскольку фактически ценности находятся у хранителя).
Расхождения фактических данных с данными, отраженными в бухучете, относительно ТМЦ отражаются в Сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. №Інв-19).
Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
В пункте 11.7 Инструкции №69 указано: «В инвентаризационных ведомостях приводятся данные о дате приобретения или сооружения не отраженных в бухгалтерском учете основных средств. При инвентаризации проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, которые подтверждают право собственности предприятия на них. При выявлении пригодных для использования объектов основных средств, остаточная стоимость которых равняется нулю, постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссией оформляется предложение об определении их справедливой стоимости». Ведь сама комиссия не имеет права производить оценку ОС, а только вносит предложения. Для оформления данных инвентаризации ОС применяется Инвентаризационная опись основных средств (ф. №Інв-1).
При инвентаризации ОС и НА нужно знать, что:
В случаях если проведение инвентаризации является обязательным, инвентаризации подлежат также имущество и материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учет которых ведется на внебалансовых счетах (п. 5 Инструкции №69). Отдельно от инвентаризационной описи собственных ОС составляется инвентаризационная опись относительно арендованных основных средств, которые находятся в распоряжении предприятия и учет которых ведется на внебалансовых счетах. Инвентаризационная опись составляется комиссией в одном экземпляре по каждому местонахождению ценностей и должностного лица, ответственного за хранение ОС.
Расхождения фактических данных с данными, отраженными в бухучете, относительно ОС, отражаются в Сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. №Інв-18).
При инвентаризации нематериальных активов в первую очередь проверяются документы, на основании которых были отражены нематериальные активы в учете. Также проверяются договоры, согласно которым предприятие получило право пользования такими активами. Поскольку Постановлением №241 не предусмотрен отдельный документ для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов, можно использовать ф. №Інв-1, предварительно модифицировав ее с учетом особенностей НА.
Инвентаризация незавершенного производства, незавершенного капитального строительства и незавершенного ремонта
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся около рабочих мест и не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а фиксируются в описях ТМЦ или в отдельных описях.
В соответствии с п. 11.9 Инструкции №69 при инвентаризации незавершенного производства, незавершенного капитального строительства и незавершенного ремонта в инвентаризационных описях указываются наименование задела, стадия и степень готовности, количество или объем работ. Количество сырья и материалов, входящих в состав неоднородной массы или смеси в незавершенном производстве, определяется техническими расчетами в порядке, предусмотренном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Поэтому при инвентаризации незавершенного производства стоит включать в состав комиссии технолога или иное лицо, которое сможет произвести такие подсчеты.
Относительно построенных объектов, фактически введенных в действие полностью или частично, но принятие и ввод в действие которых не оформлены соответствующими документами, а также относительно завершенных, но по каким-либо причинам не введенных в действие объектов в отдельных инвентаризационных актах указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию данных объектов.
Для отражения результатов инвентаризации незавершенного капитального ремонта ОС используется Акт инвентаризации незавершенных ремонтов основных средств (ф. №Інв-10). А вот для результатов инвентаризации незавершенного производства типовая форма не предусмотрена. Это объясняется тем, что на каждом предприятии существуют свои особенности технологических процессов. Даже на предприятиях одной отрасли технологические процессы могут существенно отличаться. Поэтому предприятие может самостоятельно разработать такую опись, указав в ней все необходимые реквизиты первичного документа, или модифицировать ф. №Інв-10.
Инвентаризация бланков строгой отчетности
При инвентаризации бланков строгой отчетности инвентаризационной комиссии необходимо проверить фактическое наличие бланков строгой отчетности и правильность их оформления. Также проверяется правильность ведения журнала учета бланков строгой отчетности и наличие аннулированных бланков.
Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценностей и бланков документов строгой отчетности применяется Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф. №Інв-16), которая составляется в двух экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально ответственного лица.
Инвентаризация кассы и ценных бумаг
Порядок проведения инвентаризации кассы и ценных бумаг в Инструкции №69 не установлен, однако он урегулирован в п. 4.10 Положения №637.
Рабочая комиссия проверяет наличие денежных средств путем полного пересчета всей наличности, имеющейся в кассе, ценных бумаг, чековых книжек и т. п. Инвентаризация касс проводится на каждом предприятии в сроки, установленные руководителем, с покупюрным пересчетом всех наличных средств и проверкой других ценностей, хранящихся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяется с данными учета по книгам учета. Наличность, которая хранится в кассе, но не подтверждена кассовыми документами, считается излишком наличности в кассе. В случае применения предприятием в расчетах РРО сверяется сумма имеющейся наличности на месте проведения кассиром расчетов с суммой, указанной в отчете РРО (в РК и КУРО). При выявлении при инвентаризации недостачи или излишка ценностей в кассе в Акте указывается сумма недостачи или излишка и выясняются обстоятельства их возникновения. Излишек денежных средств приходуется в кассе и зачисляется в доход предприятия. Результаты инвентаризации оформляются в виде Акта результатов инвентаризации имеющихся денежных средств (приложение 7 к Положению №673). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. Один его экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (для материально ответственного лица, сдавшего ценности, материально ответственного лица, принявшего ценности, а также бухгалтерии).
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием названия, серии, номера, номинальной и балансовой стоимости, сроков их погашения. Инвентаризация ценных бумаг, переданных предприятием на хранение депозитарию или банку, заключается в сверке остатков, отраженных на соответствующих счетах бухучета предприятия, с данными выписок этих организаций.
Акт результатов инвентаризации имеющихся денежных средств (приложение 7 к Положению №673) используется и для отражения результатов инвентаризации ценных бумаг.
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами
При инвентаризации расчетов, в соответствии с п. 11.11 Инструкции №69, всем дебиторам и кредиторам предприятие направляет выписки, или акты сверки задолженности о состоянии расчетов, которые предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности. Контрагенты обязаны в течение 10-ти дней со дня получения выписок подтвердить задолженность или заявить свои возражения.
На счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно согласованные суммы. В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались не выясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, вытекающих из записей в бухучете и признаваемых ею правильными (об этом также речь идет в письме Минфина от 18.09.2007 г. №31-34000-10-10/18896). Расчеты с банками, другими финансовыми учреждениями и налоговыми органами должны быть обязательно ими согласованы. Оставление в учете неурегулированных сумм по данным расчетам не допускается.
Если по какому-либо виду задолженности было установлено, что срок исковой давности по ней истек, к акту инвентаризации расчетов прилагается справка о такой дебиторской или кредиторской задолженности с указанием лиц, виновных в истечении срока исковой давности дебиторской задолженности, а также названия и адреса дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности.
Оформляются результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами в форме Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. №Інв-17). Задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в справке (приложение к ф. №Інв-17), на основании которой такие суммы заносятся в Акт по ф. №Інв-17. Несмотря на то, что в Постановлении №241 указано, что справка составляется на суммы любой задолженности, в Инструкции №69 речь идет только о задолженности, по которой истек срок исковой давности. Поскольку основным документом, регулирующим порядок проведения инвентаризации, является Инструкция №69, а Постановлением №241 утверждены только формы первичных документов, которые мы используем, то, бесспорно, требования Инструкции №69 в данном случае имеют большую юридическую силу.
Инвентаризация расходов будущих периодов, резервов и обеспечения будущих расходов и платежей
Инвентаризация расходов будущих периодов и резервов будущих расходов и платежей, в соответствии с п. 11.10 Инструкции №69, заключается в проверке обоснованности остатка указанных сумм на дату инвентаризации, соответствия утвержденному распорядительным документом руководителя предприятия перечню создаваемых резервов.
С этой целью члены инвентаризационной комиссии проводят анализ бухгалтерских счетов 39 «Расходы будущих периодов», 69 «Доходы будущих периодов» и 47 «Обеспечение будущих расходов и платежей», на которых отражаются расходы и доходы будущих периодов, а также создаваемые резервы. Анализ данных счетов проводится в соответствии с П(С)БУ 16 «Расходы», П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 11 «Обязательства».
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете мы рассмотрим в следующих материалах.
Нормативная база
Годовая инвентаризация в 2015 году будет проводиться по новым правилам, предусмотренным Положением № 879 (во многом повторяющим Инструкцию № 69, но содержащим некоторые отличия). Проводить инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой финансовой отчетности придется всем юридическим лицам, созданным согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Для плательщиков налога на прибыль результаты такой инвентаризации будут иметь существенное значение, так как активы и обязательства, не отвечающие критериям признания, не должны отражаться в финансовой отчетности. Их необходимо списать с соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Поделиться:
|
Другие статьи вы можете прочитать на сайте онлайн-журнала "Консультант Бухгалтера"
Вопрос сохранности материальных ценностей — актуальная тема не только для государственных предприятия, но и для частного бизнеса (коммерческих структур). Человечество не придумало более эффективного метода проверки имущества субъектов хозяйствования нежели инвентаризация. Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение наличия и состояния материальных и других ценностей, основных средств и взносов предприятий, расчетов и обязательств, сверка фактического наличия с данными бухгалтерского учета, урегулирование выявленных разниц и отражение результатов инвентаризации в учете. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете). Плательщики налога на прибыль знают, конечно же, что в 2015 году изменился порядок определения объекта налогообложения в разд. III НК Украины. То есть, финансовый результат до налогообложения, отраженный в финансовой отчетности, с 2015 года является главным показателем для расчета налога на прибыль. Именно это обстоятельство обязывает плательщиков налога на прибыль быть весьма ответственными при составлении финансовой отчетности, для достоверного которой требуется проведение инвентаризации. Если годовая инвентаризация не будет проведена на должном уровне, то это сразу же поставит под сомнение достоверность показателей финансовой отчетности у контролирующих органов. С 1 января 2015 года инвентаризация проводится субъектами хозяйствования в соответствии с новым Положением № 879, пришедшим на смену легендарной Инструкции № 69. Во время инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом обеспечиваются: • выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов; • установление остатка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета; • выявление активов, частично утративших свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревших, а также не используемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения; • выявление активов и обязательств, не отвечающих критериям признания. Сроки проведения инвентаризации на предприятиях Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам (ч. 3 ст. 8 Закона о бухучете). В зависимости от значимости инвентаризации в жизнедеятельности субъекта хозяйствования, собственникомопределяется периодичность проведения инвентаризаций, как сплошных, так и выборочных. В новом Положении № 879несколько изменен подход к предельным срокам проведения годовой инвентаризации активов и обязательств. Так п. 10 разд. I Положения № 879 требует проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой финансовой отчетности в следующие периоды до даты баланса: • трех месяцев для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, направленных в длительные рейсы, и тому подобное), запасов (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые в момент инвентаризации будут находиться вне предприятия), текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, обязательств (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование). Проводить годовую инвентаризацию этих активов и обязательств можно не ранее октября 2015 года; • двух месяцев для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование. Проводить годовую инвентаризацию этих активов и обязательств можно не ранее ноября 2015 года; • до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые направятся в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия. При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других неподвижных объектов может проводиться один раз в три года (кроме недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе того, что передано в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых проводится в соответствии с требованиями законодательства об инвентаризации объектов государственной собственности). По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 %[1] всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет. Инвентаризация музейных ценностей проводится согласно срокам, установленным центральным органом исполнительной власти, который осуществляет формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах культуры и искусств, охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей. Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику может проводится в течение года. Инвентаризация книжных памятников проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение десяти лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. В п. 10 разд. I Положения № 879 отмечено, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится согласно Инструкции № 84. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих активов. Однако Инструкция № 84 в соответствии с Приказом № 587утратила силу. Более того, в п. 2 Приказа № 587 отмечено, что учет драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и материалов, их содержащих, осуществляемый субъектами хозяйствования, которые проводят операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ведется на основании внутренних инструкций, которые разрабатываются ими самостоятельно с учетом методических рекомендаций, утвержденных Минфином Украины. Инвентаризация имущества государственных предприятий, приватизируемых (корпоратизируемых), а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), и оформление ее результатов проводятся согласно Положению № 158. Точные сроки и объекты проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии определяется отдельным письменным приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Предприятия, находящиеся на временно оккупированнойтерритории и/или территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий (п. 8 разд. I Положения № 879). Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода. В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогрузки товаров или получения от покупателя претензии по недогрузке товаров проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии (п. 9 разд. I Положения № 879). Организация и основные правила проведения инвентаризации Состав инвентаризационных комиссий Как и ранее для проведения инвентаризации должна быть создана инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы[2](представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, которое осуществляет ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, производители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия. Если предприятие временно не работает, то может сложиться ситуация, когда инвентаризацию проводить некому, кроме руководителя. Что же делать, если члены постоянно действующей инвентаризационной комиссии уже уволены? В этом случае инвентаризацию будут проводить те, кто остался, например, руководитель и главный бухгалтер. Если же и главного бухгалтера нет, то формально инвентаризацию должен проводить руководитель. В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем предприятия, инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия самостоятельно (абзац 2 п. 1 разд. II Положения № 879). Такой руководитель утверждает приказом измененный состав инвентаризационной комиссии (в лице себя самого), затем проводит инвентаризацию и утверждает ее результаты своей подписью. Все это выглядит абсурдно, но в нормальных условиях руководитель также утверждает результаты инвентаризации, проведенной инвентаризационной комиссией, которую он, как правило, и возглавляет. Следовательно, утверждение результатов инвентаризации, проведенной под личным руководством и собственноручно, не будет считаться нарушением. Если предприятие работает нормально, то по решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества, представители структурного подразделения (службы) внутреннего аудита. В случае проведения инвентаризации по судебному решениюили на основании должным образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (по их согласию) могут присутствовать при проведении инвентаризации. Согласно пп. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 разд. I НК Украиныконтролирующие органы имеют право требовать во время проведения проверок от проверяемых налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности. В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или проводят деятельность, подлежащую лицензированию, патентованию и/или сертификации) от проведения такой инвентаризации или непредоставление для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов) применяются меры, предусмотренные ст. 94 «Арест имущества» гл. 9 разд. II НК Украины. Инвентаризация проводится полным составоминвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица. Документальное оформление результатов инвентаризации Типовых форм для оформления данных инвентаризации активов и обязательств на сегодняшний день нет. Поэтому, руководствуясь п. 14 Положения № 879, субъекты хозяйствования оформляют инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости в соответствии с требованиями, установленными Положением № 88, для первичных документов с учетом обязательных реквизитов и требований, предусмотренных настоящим Положением. Материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации. В то же время никто не запрещает субъектам хозяйствования доработать формы инвентаризационных описей, утвержденных нормативными документами бывшего СССР и дополнить их необходимыми реквизитами. Исключение — инвентаризация кассы на предприятии, которая должна проводиться и оформляться согласно Положению № 637 (абзац 2 пп. 6.1 п. 6разд. III Положения № 879). В разд. III «Порядок инвентаризации активов и обязательств» Положения № 879 определены особенности проведения инвентаризации: • основных средств (п. 1 разд. III Положения № 879); • нематериальных активов (п. 2 разд. III Положения № 879); • незавершенных капитальных инвестиций (п. 3 разд. III Положения № 879); • запасов (п. 4 разд. III Положения № 879); • биологических активов (п. 5 разд. III Положения № 879); • наличных, денежных средств и их эквивалентов, бланков документов строгой отчетности (п. 6 разд. III Положения № 879); • дебиторской и кредиторской задолженностей (п. 7 разд. III Положения № 879); • расходов и доходов будущих периодов, обеспечений и резервов(п. 8 разд. III Положения № 879). Отражение результатов инвентаризации в учете Заключительный этап инвентаризации — учет ее результатов, которые могут быть трех видов: излишки, недостачи и пересортица. Хорошо, если фактическое наличие проинвентаризированных активов соответствует данным бухгалтерского учета, но такое бывате очень редко в случае скрупулезного проведения инвентаризации. Выводы относительно выявленных расхождений между фактическим наличием активов и обязательств с данными бухгалтерского учета, указанные в сличительных ведомостях и предложениях по их урегулированию, отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который составляется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. В протоколе указываются: причины недостач, потерь, излишков, а также предложения по зачету вследствие пересортицы, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач. Предприятия могут добавлять к протоколам другую информацию, которая является существенной для принятия решений в отношении признания и оценки активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности (п. 1 разд. IV Положения № 879). Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (п. 3 разд. IVПоложения № 879). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств с данными бухгалтерского учета регулируются предприятием в таком порядке (п. 4 разд. IV Положения № 879): • основные средства, нематериальные активы, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением доходов будущих периодов (доходов специального фонда бюджетного учреждения); • ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и прочие оборотные материальные ценности, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением дохода отчетного периода предприятия (дохода специального фонда бюджетного учреждения); • недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленная при инвентаризации, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков в результате пересортицы. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы; • недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством, в случае если виновные лица не установлены, они зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытии дела в соответствии с законодательством. Отражение выявленных при инвентаризации излишков в учете Пример 1. В ходе инвентаризации, проведенной на предприятии по состоянию на 1 октября 2015 года, выявлен излишек компьютера. Подробнее на http://kb.consult.ua/index.php?option=com_consultant&view=news&task=full&id=6601 Пример 2. По результатам проведенной инвентаризации на складе подрядной организации выявлен излишек строительных материалов Подробнее на http://kb.consult.ua/index.php?option=com_consultant&view=news&task=full&id=6601 Отражение в учете недостач, выявленных при инвентаризации Ведя речь об учете недостач запасов на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей», Минфин Украины, к сожалению конкретного ответа на вопрос, куда же в балансе списать недостачи и порчу запасов в Положении № 879 не дает. Согласно Инструкции № 291 на субсчете 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» ведется учет расчетов по возмещению предприятию причиненных убытков в результате недостач и потерь от порчи ценностей, недостач и хищения денежных средств, если виновный выявлен (установлен). Следовательно, учитывать на субсчете 375 недостачи и порчу активов при отсутствии виновных лиц некорректно. Видимо бухгалтерам придется и далее руководствоваться абзацем 2 пп. «б» п. 12.12 утратившей силу Инструкции № 69, согласно которому при отсутствии конкретных виновников пересортицы, суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх нормы естественной убыли с отнесением их в состав прочих расходов операционной деятельности. Уменьшение суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей на субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» отражается после решения вопроса о виновниках с одновременными записями по дебету субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 716 «Возмещение ранее списанных активов» в сумме, подлежащей возмещению виновниками. Пример 3. В ходе инвентаризации товарно-материальных ценностей, проведенной на складе предприятия оптовой торговли, была установлена недостача Подробнее на http://kb.consult.ua/index.php?option=com_consultant&view=news&task=full&id=6601 Пунктом 6 разд. IV Положения № 879 предусмотрено, что размер убытков от хищения, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется в соответствии с законодательством. В настоящее время механизм определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, кроме драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей, установлен Порядком № 116. Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки согласно национальным стандартам оценки. В случае определения размера убытков, приведших к нанесению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, размер убытков определяется согласно методике оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Из сумм, взысканных в соответствии с Порядком № 116, осуществляется возмещение убытков, нанесенных предприятию, учреждению и организации с учетом фактических расходовпредприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению. Остаток средств перечисляется в Государственный бюджет. Бюджетными учреждениями в случае установления недостач или потерь, которые возникли вследствие злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь передаются правоохранительным органам, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск (п. 7 разд. IV Положения № 879). Отражение в учете выявленных при инвентаризации пересортиц Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицыдопускается только в отношении запасов одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же материально ответственного лица (п. 5 разд. IV Положения № 879). Министерства, другие органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, согласно которому такой зачет может быть допущен относительно одной и той же группе запасов, если ценности, входящие в ее состав, имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары). В случае взаимозачета недостач и излишков в результате пересортицы, когда стоимость запасов, оказавшихся в недостаче, больше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц. Если лица, виновные в пересортице не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх нормы естественной убыли с отнесением их в состав расходов в порядке, определенном п. 4 разд. IV Положения № 879. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть указаны причины, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц (абзац 4 п. 5 разд. IV Положения № 879). Превышение стоимости запасов, оказавшихся в излишке, по сравнению со стоимостью запасов, оказавшихся в недостаче вследствие пересортицы, относится на увеличение данных учета соответствующих запасов и доходов в порядке, определенномп. 4 разд. IV Положения № 879. Пример 4. По результатам инвентаризации, проведенной на складе предприятия оптовой торговли, у одного и того же материально ответственного лица выявлены недостачи и излишки Подробнее на http://kb.consult.ua/index.php?option=com_consultant&view=news&task=full&id=6601
Если закупочная цена сыра голландского у поставщика не изменилась, а виновное лицо возместило предприятию ущерб в сумме, которая превышает фактические расходыпредприятия на приобретение новых материальных ценностей, то формально в такой ситуации предприятие должно перечислить в Государственный бюджет разницу между продажной и закупочной ценой (с учетом НДС) недостачи 1,5 кгсыра голландского. Такая разница, исходя из данных примера 4, составит 36 грн {[96 грн — (60 грн х 1,2)] х 1,5 кг}. Относительно того, как отразить такой обязательный платеж в бухгалтерском учете, нормативные акты ответа не дают. Известно только одно, что обязательство по такому платежу необходимо учесть по кредиту субсчета 642 «Расчеты по обязательным платежам», на котором ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), взимаемые в соответствии с действующим законодательством. А вот в дебет какого счета или субсчета необходимо отнести такую «наценку», подлежащую уплате в бюджет, непонятно. В нашем примере такой обязательный платеж включает наценку на товар с учетом НДС. Если предприятие отразило в учете выбытие товара в результате его недостачи по продажной стоимости, то после возмещения ущерба виновным лицом складывается ситуация, которая близка к продаже товара. При обычной продаже товара сумма такой наценки (без учета НДС) попадет в состав прибыли предприятия. В том случае, когда такая наценка должна быть уплачена в бюджет, нужно уменьшить прибыль от продажи товара. А как это сделать? Проводки дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» счета 90 «Себестоимость реализации» и кредит субсчета 642 «Расчеты по обязательным платежам» счета 64 «Расчеты по налогам и платежам» Инструкция № 291 не предусматривает. Остается только использовать многофункциональный субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Возможно это будет и не совсем правильно по сути операции, но на финансовом результате такая проводка отразится правильно. Ответственности за такую неуплату Порядок № 116 не содержит, поэтому будет правильным обосновать фактические расходы предприятия с учетом наценки и ничего не уплачивать в Государственный бюджет.
Список использованных документов
НК Украины — Налоговый кодекс Украины Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» Инструкция № 69 — Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.1994 г. № 69(утратила силу) Инструкция № 84 — Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утверждена приказом Минфина Украины от 06.04.1998 г. № 84 (утратила силу) Инструкция № 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291 Положение № 158 — Положение об инвентаризации имущества государственных предприятий, приватизируемых (корпоратизируемых), а также имущества государственных предприятий и организаций, передаваемых в аренду (возвращаемых после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденное Постановлением КМУ от 02.03.1993 г. № 158 Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 Положение № 879 — Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 г. № 879 Порядок № 116 — Порядок определения размера убытков от хищений, недостачи, уничтожения (порчи), материальных ценностей, утвержденный Постановлением КМУ от 22.01.1996 г. № 116 Приказ 587 — Приказ Минфина Украины от 22.06.2015 г. № 587 «О признании такими, которые утратили силу, некоторых приказов Министерства финансов Украины» |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.