Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1874 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника»
(«Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Основная тема и идея «Записок охотника» - изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Здесь Тургенев дает оценку высоких духовных и нравственных качеств; показывает нравственное оскудение русского дворянства
Идея произведения – это протест против крепостного права.
« Записки охотника состоят из 25 произведений.
Все произведения , которые входят в цикл объединяют тема, общность содержания, взятого из обыденной жизни.
ЧТО ТАКОЕ ЦИКЛ РАССКАЗОВ?
Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)- объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл.
( Википедия)
Что представляет собой русский народ и подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы, как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право – на эти все вопросы можно найти ответ в « Записках охотника»
И. С. Тургенева.
В этот цикл входит и рассказ
« Живые мощи»
Заглавие как ключевое понятие всего рассказаЛингвистический комментарий
1. Мощи – высохшие
останки людей, считаемые церковью святыми.Живые мощи – перен.: о больном , очень исхудалом человеке.толковый словарь С.И.Ожегова2. Мощи – нетленное тело угодника Божьего.толковый словарь В.И.Даля3. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми. Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила» (во мн. ч.) Буквально «силы, способные совершать чудеса»этимологический словарь Н.М.Шанского
РАЗБЕРЕМ ПОНЯТИЕ «МОЩИ»
Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
Видение – призрак, привидение;
Душа – внутренний, психический мир человека;
Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
Троице-Сергиева Лавра
Мощи преподобного Сергия Радонежского
Используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон»
Что такое оксюморон?
НАЗВАНИЕ РАССКАЗА
« Живые мощи»
Хотя такие определения явлений действительности парадоксальны по своей сути, но они, образно говоря, мирно «уживаются» вместе, создавая яркий выразительный образ, который хочет донести до своих читателей художник слова.
Оксюморон – это литературное понятие, которое сочетает в себе два противоположных или противоречивых аспекта в одном выражении.
В переводе с греческого «оксюморон» -«остроумная глупость», что само по себе является оксюмороном.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Ч т о сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
(Ф. Тютчев)
В рассказе Тургенева «Живые мощи» заглавие и эпиграф имеют глубокий смысл.
Не просто терпение, а именно «долготерпение» определяет основную черту характера Лукерье. В героине великое , безграничное терпение.
А заглавие- это основное понятие всего рассказа , которое раскрывает религиозно- философский смысл рассказа в целом.
Цикл рассказов «Записки охотника» обращён к жизни крестьян, наполнен антикрепостническими настроениями. Писатель раскрывает различные стороны народного характера. Особенно привлекательны образы крестьян, в которых воплощена поэтичность, непосредственность, высокая нравственность и чистота народной души. В рассказе «Живые мощи» Тургенев развивает тему долготерпения русского народа в свете христианского гуманизма, создаёт образ крепостной крестьянки, наделённый чертами святой.
ПОЧЕМУ ПОВЕСТВОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕЙЗАЖА, С ПОДРОБНОГО ОПИСАНИЯ ЛИВНЯ, А ЗАТЕМ СОЛНЕЧНОГО УТРА?
«…для охотника дождь — сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами в Белевский уезд. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться!»
…На следующий день я проснулся ранехонько. Солнце только что встало; на небе не было ни одного облачка; всё кругом блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня. Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов. Я даже шапку снял с головы и дышал радостно — всею грудью».
В ПРИРОДЕ ПЛОХАЯ ПОГОДА СМЕНЯЕТСЯ ХОРОШЕЙ, В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РАДОСТЬ ОБРЫВАЕТСЯ ПЕЧАЛЬЮ.
КОГДА МЕНЯЕТСЯ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ?
«Я приблизился — и остолбенел от удивления. Предо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?»
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ КОНТРАСТ В ОПИСАНИИ ПОРТРЕТА БОЛЬНОЙ ЛУКЕРЬИ?
Картина прекрасного летнего утра контрастна тому, что рассказчик увидел в плетёном сарайчике.
«Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу — силится... силится и не может расплыться улыбка».
Рассказчик воспринимает Лукерью как святую. Его поражает необычная внешность, напоминающая икону и в то же время излучающая жизнь, смирение, покой, неземное. Не случайно рассказ называется «Живые мощи». Вспомним: «Мощи — нетленное тело угодника Божия».
РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ
Постепенно внимание рассказчика обращается к внутренней жизни героини
- И так ты всё лежишь да лежишь?- Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?- И нескучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?- Хочешь, я распоряжусь: тебя в больницу перевезут, в хорошую городскую больницу?
КАКОЙ ЛУКЕРЬЯ БЫЛА В ПРОШЛОМ?
«Эта мумия — Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне — высокая, полная, белая, румяная, — хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал, я — шестнадцатилетний мальчик!»
КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЕТ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, КАК ОН ОТНОСИТСЯ К БОЛЬНОЙ ЛУКЕРЬЕ?
Рассказчика изумляло, что она вела разговор почти весело, не напрашиваясь на жалость к себе, понимание. Силилась улыбнуться, кусая пересохшие губы. Наконец собралась петь.
КАК ЖИВЁТ ЛУКЕРЬЯ В НАСТОЯЩЕМ? НАЙДИТЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЮЩИЕ БОГАТЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОИНИ.
– Лукерья не держит зла на мужа, который женился на другой, оправдывает его, радуется за него: «И какая уж я ему могла быть подруга... А жену он нашёл себе хорошую, добрую, и детки есть у них... не оставаться же ему холостым».
– Лукерья ещё думает, как помочь чем-то другим. Девочку-сиротку учит народным песням.
– Девушки крестьянские зайдут, погуторят; странница забредет, станет про Иерусалим рассказывать, про Киев, про святые города.
– Я хоть грамоте знаю и читать завсегда охоча была … А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану господу богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту Отче наш, Богородицу, акафист Всем скорбящим — да и опять полеживаю
себе безо всякой думочки.
А отношение её к природе — яркое свидетельство своеобразной, поэтической натуры русской крестьянки. Для Тургенева — человек неотделимая часть природы, и отношение к природе — мера нравственной оценки человека.
– Лукерья не просто любит цветы, птиц, животных, она живёт внутри природы.«Вижу прекрасно и всё слышу, всё. Крот под землёю роется — я и то слышу...Гречиха в поле зацветёт или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу... воробей залетит или бабочка — мне очень приятно...»«Ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!»«А то раз... заяц близко сел... всё носом водит и усами дёргал — настоящий офицер! И на меня смотрел. Понял, значит, что я ему не страшна».«Какие вы, господа охотники, злые!»«Вся-то она, ласточка, не больше жука...»«Полевые цветы хороши, пахнут ещё лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!»
КОМУ, ПО МНЕНИЮ ХУДОЖНИКА, БЛИЗКА РУССКАЯ КРЕСТЬЯНКА ЛУКЕРЬЯ ПО СВОЕЙ ДУХОВНОЙ СИЛЕ, ТЕРПЕНИЮ И МУЖЕСТВУ?
В русской житийной литературе изображены святые, их чудесное рождение. Они, служа Богу, совершают подвижнический подвиг, защищают свой народ и родину от врагов, совершают чудеса, но также прославляются и святые, которые смиренно выносили тяжёлые испытания, соблюдая христианские заповеди. В рассказе Тургенева образ такой святой.
14 июля 1572 году был обнаружено место захоронения святой девы Гликерии Новгородской. Пролежав в земле более пятидесяти лет, тело праведницы оказалось нетленным. Сохранились сведения, что после предания тела земле, многие страждущие находили исцеление от посещения могилы Гликерии и обращения к ней в молитве.
Святые мощи усопшей праведницы Гликерии Новгородской с соблюдением всех торжественных обязательств были положены архиепископом Новгородским Леонидом во храме, возведенном в честь святых мучеников Фрола и Лавра. В этот же день стали твориться многократные чудеса исцеления. Все это послужило основанием для канонизации и причисления праведной Гликерии Новгородской к лику святых.
ИСТОКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - В ПРАВОСЛАВИИ.
ВЕРА В БОГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРУ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен
Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.
Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.
Духовную силу и волю Лукерьи укрепляет истинная вера в Бога. Лукерья знает и до конца чувствует, что Он любит её, что её ожидает новая, вечная жизнь:«Да и на что я стану Господу Богу наскучивать? О чём я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне Крест — значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать». Смиренная Лукерья, соблюдающая Божьи заповеди, с её желанием добра ближним, самопожертвованием, готовностью помочь, сама страдающая, тяжелобольная, не думает о своей исключительности, считая себя обыкновенным человеком. Лукерья вот-вот умрёт, а в таком состоянии человек живёт и думает не так, как в здравии. Тургенев говорит о рассказе: «Всё это истинное происшествие».Под пером великого художника реальный образ становится образом огромной обобщающей силы. Понятно, Лукерья — главная героиня рассказа.
ИСТОКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - В ПРАВОСЛАВИИ.
ВЕРА В БОГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРУ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ ОБ ОБРАЗЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ?
Богатый барин, не знающий сколько у него земли, страстный охотник, поэтически влюблённый в неброскую красу русской природы. По сочувствию судьбе Лукерьи можно судить и о его отношении к русскому народу. Чтобы глубоко понять страдания больного человека, надо побывать на его месте: «Да, барин, милый, кто другому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай!» В этих словах много правды. Однако мы видим и чувствуем, что рассказчик глубоко понимает Лукерью, сострадает, любит, наконец, предлагает помощь. Лукерье нельзя много говорить, но она впервые не может наговориться, потому что чувствует рядом человека большого сердца, который разделяет с ней горе и понимает её.
В рассказе два героя:
русская крестьянка, великая страдалица, почти святая, и писатель — великий в любви к своему народу.
Образ Лукерьи будто вобрал в себя всё от русского народа : по природе своей веселый, открытый, любящий петь, водить хороводы, широкий гуляния, внутри он терпелив, смиренен, готовый в страданию и состраданию. Лукерья – некий собирательный образ русского народа , образ крестьянской России того времени.
«Живые мощи» - это призыв Тургенева нас не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, которая составляет смысл жизни любого человека.
«И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не писал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель».
Я.П. Полонский
1883 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.