Под термином «Северное Возрождение» принято понимать художественную культуру европейских стран ( период к. XV – н. XVI в), расположенных к северу от Италии: Нидерландов, Германии, Франции и Англии.
Так же как и в Италии, главным содержанием художественной культуры здесь были идеи гуманизма, прославляющие физическую и духовную красоту Человека.
Использование этого термина очень условно, так как в каждой из этих стран Возрождение имело разные временные рамки и особый национальный характер.
Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.
Вершиной архитектуры Возрождения стало здание нового королевского дворца Лувра.
Подлинный шедевр французского Возрождения – романтический охотничий замок Шамбор, некогда окруженный укрепленной террасой и рвом, наполненным водой.
Нидерланды. Сер. XVI в., арх. Корнелис Флорис. Ратуша в Антверпене. 1561 – 1564 гг. Основной трехэтажный горизонтально-протяженный объем дополнен центральным ризалитом, воспроизводящим обычную для Нидерландов композицию вертикально построенного здания с развитым фронтоном-щипцом.
Энергичная пластика архитектурных форм центральной части с полуциркульными окнами, сдвоенными колоннами и нишами с медальонами эффектно оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее. Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Рустованная стена нижнего этажа разделена простыми арочными проемами.
На одной из самых красивых площадей Европы, Гранд-Плас, в историческом центре Брюсселя стоит знаменитая брюссельская ратуша, выстроенная в позднеготическом архитектурном стиле, один из важнейших символов бельгийской столицы. Высота башни составляет 96 метров, благодаря чему по ней можно прекрасно ориентироваться в городе. На самом верху башни — пятиметровая, отливающая на солнце золотом статуя:
архангел Михаил, покровитель Брюсселя, и побежденный демон у его ног.
Германия. Городской бюргерский дом становится основным элементом нового архитектурного комплекса. Высокая крыша с несколькими этажами – признак богатства и достатка владельца дома.
Бюргер (от немецкого слова «бург» — замок, крепость, город) — житель западноевропейского средневекового города. Как и рыцарь, монах, крестьянин, бюргер — одно из главных действующих лиц средневековой истории.
Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине.
Женский портрет. Рогир ван дер Вейден. 1450 – 1460 гг.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400)
тике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту.
Ганс Гольбейн Младший, художник немецкого Возрождения, почти совсем не занимался религиозной живописью и меньше других немецких живописцев связан со средневековой традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна – портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характерис-
Ханс Хольбейн младший. Послы. 1533 г.
«Корабль дураков. Ок. 1500 г.
Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Куда держит он путь? К каким берегам должен пристать? Где закончится его бесконечное странствие? …
Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жены, отъявленные бездельники, ловкие шарлатаны и шуты…
Иероним Босх (ок. 1450 – 1516). Нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Творчество Босха вызывало огромный интерес у современников, не менее популярным оно остается и в наши дни.
«Сад земных наслаждений» (ок. 1510 г.) — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности…
Пи́тер Бре́йгель Ста́рший известный также под прозвищем «Мужицкий» —нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художниковПитера Брейгеля Младшего («Адского») иЯна Брйгеля Старшего («Райского»). Брейгель любил создавать многолюдные композиции, в которых запечатлел традиции нидерландского народа.
Картина, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам . На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. Некоторые пословицы распространены до сих пор, некоторые постепенно утрачивают своё значение:
Нести огонь в одной руке и воду в другой.
Значение - Быть двуличным.
Биться головой о стену Пытаться достичь невозможного
«Флама́ндские посло́вицы», 1559 г.
Калеки - Питер Брейгель Старший. 1568.
Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя в картине «Калеки». На фоне зеленой травы теснятся жалкие калеки, человеческие обрубки, некогда бывшие полноценными людьми. В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль. А красные кирпичные стены, намертво стискивающие пространство, еще больше усиливают ощущение трагичности происходящего в мире.
Питер Брейгель. «Художник и знаток». Перед нами своего рода притча – о зрячем и слепом. Художник держит в руке кисть, знаток держится за кошелек. Художник духовно зряч, но беден. Знаток духовно слеп, но богат.
Брейгель в своей картине создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству.
На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом в правой руке, воспринимавшимся как символ на Страстей Христовых. Надпись в верхней части картины справа от указания года 1493 звучит следующим образом: My sach die gat als es oben schtat
Альбрехт Дюрер - сын ювелира, приехавшего в Нюрнберг из Венгрии в середине XV в. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии. Дюрер был первым западным художником, написавшим в течение своей жизни несколько автопортретов. Благодаря им можно проследить эволюцию живописца. Свой первый автопортрет Дюрер написал в 1484 г. в возрасте 13 лет, эта гравюра на серебре хранится в венской
галерее Альбертина.
Автопортрет Дюрера (1493)
из Лувра — самое раннее изобра-
жение подобного рода, дошедшее
до наших дней.
и переводится как: мои дела определяются сверху. Этим самым Дюрер выражает свою преданность Богу, которая подчёркивается чертополохом в его руке.
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500) - самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника. Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета.
Автопортрет (1498)
На полотне подпись художника: «Я написал это с себя / Мне было двадцать шесть лет» Поза художника очень спокойна и уверена. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Его лицо и шея освещены светом, падающим в комнату, и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно. По сравнению с более ранним автопортретом, у него здесь настоящая борода, которая была необычным
атрибутом для молодых
мужчин того времени.
«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди, законченная в 1514 году. «Меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий . «…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у неё раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.