Искусство Древней Руси
Оценка 4.8

Искусство Древней Руси

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
искусство +1
10 кл—11 кл +1
25.01.2024
Искусство Древней Руси
12 Искусство Древней Руси-1.pptx

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Русское искусство эпохи Средневековья (10-17 вв

Русское искусство эпохи Средневековья (10-17 вв

Русское искусство эпохи Средневековья (10-17 вв.) неразрывно связаны с христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называли православной. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10 в. при великом князе Владимире Святославовиче. Княжеские послы по желанию Владимира побывали в соседних странах и изучали обряды. Именно богослужение в храме Святой Софии в Константинополе покорили послов.

Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в 11 в

Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в 11 в

Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в 11 в. в только-только крещеной стране. В то время византийские мастера приезжали на Русь целыми артелями.

Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского, но имел свои особенности

Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского, но имел свои особенности

Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского, но имел свои особенности. В домонгольское время повсеместно, в том числе в Северо-Восточной Руси, были распространены простые сводные покрытия, обычно с подкрестным камнем. Луковичные главы, предположительно, уже существовали, но не имели широкого распространения. Ранние православные церкви преимущественно строились из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была

Первой каменной церковью Древнерусского государства была

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году при Владимире Святославовиче. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема.

Софийский собор в Киеве, построенный в

Софийский собор в Киеве, построенный в

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Крестово-купольный храм Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в

Крестово-купольный храм Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в

Крестово-купольный храм

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в Византии, использовался в храмовом строительстве Киевской Руси. Четыре, шесть и более столпов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть имела выступы - апсиды, составляющие алтарь храма, в западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй. Алтарь отделён от зала перегородкой с иконами (иконостас).

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Ансамбль Московского Кремля Московский

Ансамбль Московского Кремля Московский

Ансамбль Московского Кремля

Московский Кремль — один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен — все говорит о том, что прежде всего это крепость. Но стоит войти в Кремль — и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Целый город внутри города, который создавался на протяжение многих столетий и сегодня хранит памятники русской архитектуры XIV—XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. Все древние и новые площади Кремля составляют единое градостроительное целое, но у каждой есть своя конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик.

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Жемчужина древней крепости – Соборная площадь

Жемчужина древней крепости – Соборная площадь

Жемчужина древней крепости – Соборная площадь. На ней находятся:
Успенский собор, возведенный по подобию главного храма во Владимире. В нем хоронили церковных иерархов;
Архангельский собор, выстроенный уже по образу Успенского, где находили последний покой князья и цари, вплоть до Ивана Алексеевича Романова;
Благовещенский собор, девятиглавый со всеми золочеными куполами. Его несколько икон приписывают Андрею Рублеву и Феофану Греку;
Колокольня Ивана Великого (81 м) с церковью Иоанна Лествичника, была самым высоким зданием в Москве даже в ХХ веке – с разрушения Храма Христа Спасителя до возведения высотки на Котельнической набережной в 1952 году;
Церковь Ризоположения;
Церковь 12 апостолов.

Храм Василия Блаженного, официально собор

Храм Василия Блаженного, официально собор

Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву  — православный храм на Красной площади в Москве. Построен в 1555—1561 годах. Объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви.

Краткая Характеристика Московского

Краткая Характеристика Московского

Краткая Характеристика Московского Кремля в цифрах
Параметры показатели:
Начало строительства первых деревянных укреплений, год 1156
Дата постройки, год 1482-1495
Площадь, га 27,7
Протяженность стен, км 2,235
Высота стен, м 5-19
Толщина стен, м 3,5-6,5
Число башен 20
Число сохранившихся ворот 4
Высота башен, м до 80,1
Зубцы стен, шт. 1045

Белокаменное зодчество Формирование

Белокаменное зодчество Формирование

Белокаменное зодчество

Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена князя Юрия Долгорукого, строившим много крепостей, возможно, поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси и Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций, стремясь превзойти "мать городов русских".

Белокаменное зодчество этого периода имеет характерные черты: пропорциональные, гармоничные формы, щедрая отделка золотым кружевом, широкое применение скульптуры на фасадах - все это делает владимиро-суздальскую архитектуру…

Белокаменное зодчество этого периода имеет характерные черты: пропорциональные, гармоничные формы, щедрая отделка золотым кружевом, широкое применение скульптуры на фасадах - все это делает владимиро-суздальскую архитектуру…

Белокаменное зодчество  этого периода имеет характерные черты: пропорциональные, гармоничные формы, щедрая отделка золотым кружевом, широкое применение скульптуры на фасадах - все это делает владимиро-суздальскую архитектуру жемчужиной европейского средневекового зодчества.

Дмитриевский собор (Владимир)

Дмитриевский собор (Владимир)

Дмитриевский собор (Владимир)

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Шатровое зодчество Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве

Шатровое зодчество Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве

Шатровое зодчество

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Конструкция шатра обыкновенно очень проста

Конструкция шатра обыкновенно очень проста

Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик. Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика. Встречаются храмы не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы.

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Спаса Преображения
в селе Остров

Новгородская архитектура Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине

Новгородская архитектура Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине

Новгородская архитектура

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).

Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в

Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в

Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Софийский собор (Великий Новгород)

Софийский собор (Великий Новгород)

Софийский собор (Великий Новгород)

Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь)

Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь)

Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь)

Изобразительное искусство При оформлении храмов мастерами

Изобразительное искусство При оформлении храмов мастерами

Изобразительное искусство

При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики. • Мозаика пола. Такая отделка фрагментарно сохранилась в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов. • Мозаика сводов, куполов и стен. В качестве примера подобного декора можно привести прекрасно сохранившиеся шедевры Софии Киевской (1037 – 1067). Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве (вторая половина XI в.) и в Софии Новгородской (1048 – 1050).

Панно и декоры Софии Киевской были выложены русскими мастерами с использованием цветной смальты более 150 оттенков

Панно и декоры Софии Киевской были выложены русскими мастерами с использованием цветной смальты более 150 оттенков

Панно и декоры Софии Киевской были выложены русскими мастерами с использованием цветной смальты более 150 оттенков. В качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской. Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора св. Софии Новгородской, построенного несколько позднее Софии Киевской. Декор этого храма не отличается таким богатством красок, однако также заслуживает внимания. Мастерам удалось использовать всего несколько разных оттенков, но отделка ни в коем случае не выглядит монохромной и неброской.

Мозаика Софии Киевской

Мозаика Софии Киевской

Мозаика Софии Киевской

В Древней Руси техника фрески в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими…

В Древней Руси техника фрески в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими…

В Древней Руси техника фрески в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

Иконопись — вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению

Иконопись — вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению

Иконопись — вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи и миниатюры, произведения иконописи — иконы — представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и других материалах, первоначально в технике энкаустики, позже — главным образом темперы (редко — мозаики), а позднее (в основном с XVIII века) — масляной живописи. Термин употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовой живописи.

Иконописцы Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей

Иконописцы Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей

Иконописцы

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Андрей Рублев (около 1360 - 1428 или 1430) — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.
Дионисий (около 1440—1503/08 год) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий — первый известный по документам русский иконописец светского сословия.

Феофан Грек

Феофан Грек

Феофан Грек

Андрей Рублев

Андрей Рублев

Андрей Рублев

Дионисий

Дионисий

Дионисий

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024