Искусство эпохи Возрождения. Позднее Возрождение. Венецианская живопись. Тициан,
Джорджоне, Тинторетто, Веронезе, Билини
В течение XVI века искусство Возрождения распространяется по всей Европе, фактически монополизируя
художественную сцену. Ко Флоренции, которая в то время была центром передовой художественной
деятельности, активно присоединяются другие города, прежде всего Рим и Венеция. Но если вечный город
напрямую наследует искусство Флоренции, то Венеция XVI века, пойдет по совершенно иному, оригинальному
стилистическому пути.
Возрождение в Венецию происходит немного позже, чем в других итальянских городах. На протяжении
большей части XV века в венецианской живописи главенствует византийский стиль, в то время как
единственным новшеством становится введение некоторых готических элементов, пришедших, в основном,
благодаря контактам с Германией.
Во второй половине XV века, с появлением в Венеции Антонелло да Мессины и связью между семьей
Беллини и Андреа Мантенья, стал проявляться стиль искусства возрождения. Андреа Мантенья женился на
дочери художника Якопо Беллини и сестре Джованни и Джентиле Беллини, которые также были художниками,
как и их отец. Элементы, усвоенные Джованни Беллини из живописи Мантеньи и Антонеллы да Мессина,
воплотились в совершенно новом стиле, не исключавшем некоторые позднеготические отголоски. Этим новым
стилем стало Возрождение, которое определяют как венецианское. Главной его особенностью было совершенно
новое использование цвета, что привело к появлению тональной живописи.
Джорджоне –– Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он был
учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих
качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и
исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности
пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял
многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и
фасады домов. Умер от чумы.
ТВОРЧЕСТВО ДЖОРДЖОНЕ Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое
десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо
Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе
которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Техника масляной живописи, к которой
обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные
пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.
«Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея искусства, Вашингтон.«Поклонение волхвов», до 1505,
Национальная галерея, Лондон.«Мадонна Кастельфранко». ок. 1504, Собор св. Либерале, Кастельфранко.
«Три философа», ок. 1507—1508, Музей истории искусств, Вена. так называемый «Концерт» в палаццо Питти
во Флоренции. «Юдифь», ок. 1505, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан (1477 - 1576) Тициан родом из городка Пьеве-ди-Кадоре, принадлежащего в годы жизни художника
Венецианской республике, называемой почти до конца XVIII века Светлейшей. Дата рождения неизвестна, год
варьируется от 1474-го до 1490-го.
На начальном этапе творчество живописца – это преимущественно портреты женщин, среди них
появляются и мадонны. Тициан как художник исследует женское лицо, тело и формирует свой идеал. Это
непременно белокожая, округлых форм, статная и рослая женщина с золотистыми волосами тёплого медового
оттенка, получившего впоследствии название «тициановского». Образы этого периода отличаются
спокойствием и жизнелюбием, краски насыщенны и чисты, что создаёт оптимистичное общее впечатление от
картин.
Фрески о житии католического святого Антония Падуанского (1511);Картина «Цыганская мадонна»
(1511);«Любовь земная и Любовь небесная» (1514);«Женщина с зеркалом» (1514);«Динарий кесаря» (1516).
К концу 1530-х кисть Тициана настолько окрепла и обрела уверенность, что портреты современников
«заговорили» – чувства, мысли и эмоции портретируемых стали явными, а облики красноречивыми. Появились
групповые портреты. Каждая картина была результатом индивидуального подхода мастера буквально во всём:
от композиции до колористического решения.
«Венера и Адонис» (1554),«Венера перед зеркалом» (1555)«Диана и Актеон» (1559),«Кающаяся Мария
Магдалина» (1560-е)«Автопортрет» Тициана (1567) – наиболее известный (в профиль, с кистью в руке).
Тинторетто (Венеция 1518-1594 гг.), был самым известным венецианским художником XVI века после
Тициана. Вся его художественная деятельность прошла в Венеции, наполнив её необыкновенными шедеврами.
Главными характеристиками живописи Тинторетто являются зрелищность, театральность и монументальность
размеров. Его огромные полотна украшают наиболее представительные здания Венеции, такие как Дворец
дожей, школу и церковь Сан-Рокко, церковь Сан-Джорджо Маджоре. У Тинторетто всегда присутствуют
зрелищные эффекты — столпотворение людей, драматическое напряжение в жестикуляциях, а также очень
выразительные контрасты света и тени.
«Чудо Святого Марка» (1548)«Святой Рох во славе» (1564) «Рай» (1588)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.