Искусство эпохи Возрождения. Высокое Возрождения. Рафаэль.
Ренессансом или Возрождением называется период истории культуры Европы, следующий за средневековьем.
Начинается в Италии, и приходится на начало XIV и последнюю четверть XVI столетия. В средние века
искусство было составной частью жизни, украшало ее. Эпоха Возрождения подтолкнула развитие
изобразительного искусства, как самостоятельной области. Главной идеологией Возрождения стал гуманизм,
провозгласивший человека и его благо наивысшей ценностью. Термин "Возрождение" обозначает возврат к
античному искусству. Интерес к классическим канонам античности стал проявляться еще в XII столетии,
серьезно возник в XV веке.
Высокое Возрождение Относится ко времени вторжений в Италию завоевателей из Франции, Германии,
Испании и Турции. Центр Возрождения под влиянием папских попыток объединения Италии переместился из
других провинций в Рим. Совершенствуется манера художественного классического письма. К этому периоду
относятся работы таких великих мастеров-живописцев как Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана
Вечелио, Донато Браманте. Увеличиваются архитектурные формы, образы человека становятся на
художественных полотнах и настенных росписях более крупными и весомыми. Художники научились опускать
мелкие подробности, акцентируя внимание на гармонии и реальности.
Рафаэль Санти (1483 - 1520) Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Он прожил
недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Рафаэль был поклонником античного искусства и это
повлияло на его творчество. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи
или величественная архитектура. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных
и очень земных. Рафаэль учился у известного художника Перуджино, и огромное влияние на его творчество
оказал знаменитый Леонардо. Он писал картины на религиозные сюжеты, и много портретов живых людей,
которые восхищают до сих пор всех, кто их видит. Умер Рафаэль в 37 лет, в полном расцвете сил.
Творчество Рафаэля Санти воплотило светлые и возвышенные идеалы гуманизма Возрождения. Он прожил
короткую, но насыщенную жизнь. И за это время содержание творчества Рафаэля Санти расширилось до
создания идеала гармонически развитого, прекрасного человека, находящегося в окружении величавого
пейзажа и архитектуры. Обучаясь у Перуджино, будущий художник перенял свободу постановки фигур,
плавность линий. В 17 лет он уже создал ряд картин, полных душевной ясности, гармонии и зрелости –
«Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Обручение Марии». Приехав во Флоренцию, он впитывал в
себя знания местных художников, как губка. Основные идеи Рафаэля Санти флорентийского периода были
пронизаны лирической темой материнской любви (художник потерял мать в 8 лет). Здесь он создал такие
картины: «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Все они имели одинаковый
тип композиции из фигур младенца Христа, Марии и Крестителя на фоне сельского пейзажа. Мазки художника
мягкие, певучие и естественные. В 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим для росписи Ватиканского
дворца. Работал художник над дворцом целых 8 лет, что позволило выдвинуть его в тройку
крупнейших мастеров монументального искусства. Отличительная черта Санти – декоративная система фресок
с аллегорическими фигурами. Римский период был насыщенный не только на фрески, но и на портретные
картины. Рафаэль Санти достижения в области портретной живописи: он нарисовал портреты папы Льва X,
Юлия II, кардинала Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи. Они были острохарактерными и полны жизни.
Но самым величайшим творением мастера остается «Сикстинская мадонна». Это очень глубокий образ, идущей
по облакам, Марии на руках с младенцем. Картина излучает безупречную гармонию, динамичное равновесие,
плавные линейные очертания, свободу и естественность движений.
Мадонна Альба (1511)
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514)
Сикстинская Мадонна (1513-1514)
Афинская школа (1510 - 1511)
Возникновение Холуйской лаковой миниатюрной живописи. Материалы и оборудование
Холуйской лаковой миниатюрной живописи. Основные технологические приёмы.
Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстере) занимались иконописью. С
давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные
связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам. С приходом
Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.
В1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря
таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых
миниатюр неуклонно рос. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис
Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи
работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.
Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным
фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Пишутся самые разнообразные
сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж.
Возрождается и искусство иконописи. Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как
Англия, США, Италия, Испания, Канада.
Основные традиционные приёмы: Все изделия выполняются исключительно вручную. В декорировании
изделий используются художественные и орнаментальные композиции. В росписи используются традиции
иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии. Способы декорирования на
основе сусального и творёного золота, используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя
определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком. Наряду с былинными и сказочными
сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.
Изначальное отличие: Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было
заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В.
Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а
на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи
является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только
более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из
Федоскино. Ещё одно существенное отличие искусства холуя — это большое внимание к изображению
человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег — фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне.
Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.