Занятие №1
Коррекционно-образовательные цели. Дать знания о народной игрушке (матрёшка). Активизировать словарь по теме: лошадка, матрёшка, свистулька. Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными). Расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания приставочных, возвратных и невозвратных глаголов. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами; навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (умелый мастер – умелые мастера, два умелых мастера, две расписных матрешки, пять расписных матрёшек).
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствовать качество голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению). Автоматизация правильного произношения сонорных звуков в словах.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание интереса и любви к народному творчеству.
Ход занятия
I.Организационный момент
Логопед приглашает подойти детей к себе и произносит громко слова: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было все понятно. Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорку: «Купила бабуся бусы Марусе». (чистоговорку произносят все вместе медленно и тихо, затем еще раз громко и быстро)
ИГРУШКИ
Дети любят игрушки —
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто
Это не все
Замечают...
Мы молчим, мы не хнычем,
Когда нас бросают, —
Мы ведь знаем, что слезы
От бед не спасают...
Не заметишь обиды
По нашему виду —
Мы ребятам прощаем
Любую обиду!..
Оттого-то, наверное,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют,
Скучают...
Оттого-то не знают
(И знать не хотят!),
Как мы верно и преданно
Любим ребят.Б. Заходер
Беседа о народных игрушках (с опорой на картинки: умелый мастер расписывает матрёшку, а матрёшка раписывается).
2 основная часть. Дети сидят полукругом.
ЛОГОПЕД: Сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках, узнаем, как они появились, из какого материала сделаны. Но сначала послушайте историю, которую мне рассказала одна знакомая девочка. Эта история приключилась у них в детском саду. Слушайте внимательно и запоминайте, мы будем ее обсуждать.
«Однажды Оля принесла из дома не совсем обычную куклу. Сделана она была из дерева. Она была очень красиво расписана. На ней был синий, словно летнее
небо, сарафан с цветочками и такой же платочек. Ее можно было собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получалось много кукол. Эта кукла называлась – матрешка. Ребятам очень понравилась кукла. Все стали рассматривать и восхищаться, до чего же она красивая. Одна Таня стояла немного в стороне и думала: «Подумаешь, матрешка!» Ей не хотелось, чтобы все говорили, какая у Оли замечательная кукла.
Когда дети стали собираться на прогулку, Таня немного задержалась в группе. Она взяла самую маленькую матрешку и спрятала ее.
Вечером Оля обнаружила пропажу. Она сильно расстроилась, так как это был подарок бабушки. Миша увидел, что Оля расстроилась. Он подошел к ней и предложил поискать матрешку. Вдвоем ребята быстро нашли пропавшую куклу».
Анализ рассказа:
- Понравилась вам история? - Вам кого-нибудь стало жалко в этой истории? Почему? - Кого можно пожалеть и почему? - Чей поступок можно назвать неправильным и почему? - Как по-другому можно назвать поступок Тани? (нехороший, плохой, вредный, некрасивый) - Что нужно сказать Тане, чтобы она поняла, что поступила плохо? - Кто-нибудь может рассказать, кого следует похвалить и почему? - Как можно назвать поступок Миши?- Миша поступил, как поступает кто? (настоящий друг) - Как бы вы поступили, если бы увидели, что ваш друг или подруга чем-то огорчены? Я надеюсь, что у нас в группе таких ситуаций не будет, когда кто-то специально совершает нехорошие поступки, чтобы досадить своему товарищу.
ПГ«Игрушки расписные»
Мы игрушки расписные, попарно поочерёдно загибаем пальчики, начиная с большого
Городские вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши ручки крендельком, большие пальцы перекрестить, остальные «встретить» ногтями – «кренделёк»
Щёчки будто яблочки. сделать из рук надутый шарик – «яблочко»
С нами издавна знаком сгибать все пальцы по очереди, попарно: большой «кланяется» большому
Весь народ на ярмарке перекрёст пальцев, «рукопожатие».
3. Игра «Из чего какой?».
Логопед: Ребята, давайте вспомним о какой игрушке была история?
Матрёшка – это народная игрушка. Почему народная? (Потому что делея народ) Правильно. А из чего делал?
4. Работа над слоговой структурой слов: лошадка матрёшка, свистулька
5. Игра: «2-5» со словами из п.4
6. Итог: Логопед: Молодцы, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.