Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма,
основные черты).
В 395 г. н.э. произошло разделение Римской Империи на восточную (Византию) и западную. В Западной части
происходили постоянные переселения народов-варваров со своей культурой и искусством. Карта Европы
кроилась, шли завоевательные войны.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095-1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в
Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11-13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой
Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от "неверных" (мусульман). Отправляясь в Палестину, их
участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название
"крестоносцы". Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не
только рыцари, но и простые жители, и даже дети.
Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура.
Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений
искусства.
Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
Капитель – венчающая часть колонны или столба.
Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
Портал – архитектурно оформленный вход в здание.
Тимпан – углубленная часть арки над входом.
Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма.
Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII
веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого
“романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство
изменился, но название “романское искусство” сохранилось.
В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль –
романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура
романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна,
высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием
отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов,
внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные
преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением
Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость,
замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде
латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания
и искупления грехов. В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми
вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. Важным элементом романской архитектуры была
колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом. Но ведущим началом романского зодчества была
стена.
Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода
практически не сохранилась. В романский период впервые появилась монументальная скульптура.
Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных
входах). Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с
мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме,
окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия. К выдающимся произведениям архитектуры
Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный
ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было
начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке –
архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня.
Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале
работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Церковная архитектура- Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их
главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений.
Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.
Живопись-.Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было
рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.
Скульптура. -В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура.
Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали -
это придавало им большую выразительность и убедительность.
Работа конструкций- Нагрузку передают стены по всей длине собора, Колонны не имеют особенного
значения,Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку.Небольшие объемы здания
Потолки не очень высокие. Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее
несущую способность. Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и
колоннами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.