Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма, основные черты).

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (11).docx

Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма,

основные черты).

В 395 г. н.э. произошло разделение Римской Империи на восточную (Византию) и западную. В Западной части

происходили постоянные переселения народов-варваров со своей культурой и искусством. Карта Европы

кроилась, шли завоевательные войны.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095-1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в

Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11-13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой

Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от "неверных" (мусульман). Отправляясь в Палестину, их

участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название

"крестоносцы". Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не

только рыцари, но и простые жители, и даже дети.

Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура.

Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений

искусства.

Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.

Капитель – венчающая часть колонны или столба.

Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание.

Тимпан – углубленная часть арки над входом.

Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.

Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.

Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма.

 

Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII

веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого

“романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство

изменился, но название “романское искусство” сохранилось.

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль –

романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура

романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна,

высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием

отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов,

внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные

преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением

Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость,

замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде

латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания

и искупления грехов. В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми

вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. Важным элементом романской архитектуры была

колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом. Но ведущим началом романского зодчества была

стена.

Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода

практически не сохранилась. В романский период впервые появилась монументальная скульптура.

Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных

входах). Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с

мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме,

окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия. К выдающимся произведениям архитектуры

Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный

ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было

начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке –

архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня.

Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале

работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура- Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их

главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений.

Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Живопись-.Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было

рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

Скульптура. -В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура.

Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали -

это придавало им большую выразительность и убедительность.

Работа конструкций- Нагрузку передают стены по всей длине собора, Колонны не имеют особенного

значения,Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку.Небольшие объемы здания

Потолки не очень высокие. Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее

несущую способность. Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и

колоннами.


 

Посмотрите также