Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма, основные черты).
Оценка 4.8

Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма, основные черты).

Оценка 4.8
docx
МХК
10.07.2022
Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма, основные черты).
Новый документ (11).docx

Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма,

основные черты).

В 395 г. н.э. произошло разделение Римской Империи на восточную (Византию) и западную. В Западной части

происходили постоянные переселения народов-варваров со своей культурой и искусством. Карта Европы

кроилась, шли завоевательные войны.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095-1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в

Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11-13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой

Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от "неверных" (мусульман). Отправляясь в Палестину, их

участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название

"крестоносцы". Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не

только рыцари, но и простые жители, и даже дети.

Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура.

Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений

искусства.

Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.

Капитель – венчающая часть колонны или столба.

Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание.

Тимпан – углубленная часть арки над входом.

Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.

Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.

Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма.

 

Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII

веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого

“романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство

изменился, но название “романское искусство” сохранилось.

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль –

романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура

романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна,

высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием

отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов,

внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные

преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением

Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость,

замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде

латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания

и искупления грехов. В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми

вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. Важным элементом романской архитектуры была

колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом. Но ведущим началом романского зодчества была

стена.

Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода

практически не сохранилась. В романский период впервые появилась монументальная скульптура.

Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных

входах). Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с

мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме,

окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия. К выдающимся произведениям архитектуры

Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный

ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было

начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке –

архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня.

Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале

работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура- Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их

главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений.

Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Живопись-.Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было

рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

Скульптура. -В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура.

Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали -

это придавало им большую выразительность и убедительность.

Работа конструкций- Нагрузку передают стены по всей длине собора, Колонны не имеют особенного

значения,Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку.Небольшие объемы здания

Потолки не очень высокие. Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее

несущую способность. Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и

колоннами.


 

Искусство Средних веков Западной

Искусство Средних веков Западной

Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений

Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений

Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира

Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира

В романский период впервые появилась монументальная скульптура

В романский период впервые появилась монументальная скульптура

Церковная архитектура- Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т

Церковная архитектура- Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2022