Использование альтернативной коммуникации в общении и обучении детей с РАС
Оценка 5

Использование альтернативной коммуникации в общении и обучении детей с РАС

Оценка 5
pptx
13.03.2023
Использование альтернативной коммуникации в общении и обучении детей с РАС
Использование альтернативной коммуникации в общении и обучении детей с РАС.pptx

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ мастер-класс

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ мастер-класс

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ мастер-класс

Выполнила:
Тьютор Сёмина Е.В.
МБОУ СОШ «Перспектива»

Коммуникация – целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что…

Коммуникация – целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что…

Коммуникация – целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что доступно или предпочтительно.

Альтернативная коммуникация – это все средства коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться

Альтернативная коммуникация – это все средства коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться

Альтернативная коммуникация – это все средства коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Альтернативная коммуникация может: использоваться постоянно, временно заменять речь, использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью

Альтернативная коммуникация может: использоваться постоянно, временно заменять речь, использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью

Альтернативная коммуникация может:

использоваться постоянно,
временно заменять речь,
использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Цели использования альтернативной коммуникации: построение функционирующей системы коммуникации, развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию, развитие способности ребёнка выражать…

Цели использования альтернативной коммуникации: построение функционирующей системы коммуникации, развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию, развитие способности ребёнка выражать…

Цели использования альтернативной коммуникации:

построение функционирующей системы коммуникации,
развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию,
развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Основные принципы: На занятиях вы всегда осуществляете переход от легкого к сложному, от реального к абстрактному

Основные принципы: На занятиях вы всегда осуществляете переход от легкого к сложному, от реального к абстрактному

Основные принципы:

На занятиях вы всегда осуществляете переход от легкого к сложному, от реального к абстрактному. (например, фото кошки – рисунок – схематическое изображение).
Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).
Путем поощрений вам надо поддерживать высокую мотивацию у ребенка.
Старайтесь сразу же закреплять усвоенный материал в функциональном использовании при коммуникации.
Всегда оставляйте время для реакции. У каждого ребенка может быть индивидуальный промежуток.

Виды визуальных средств для альтернативной коммуникации, способствующие речевому развитию:

Виды визуальных средств для альтернативной коммуникации, способствующие речевому развитию:

Виды визуальных средств для альтернативной коммуникации, способствующие речевому развитию:

Жесты
Жест – действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, являющееся знаком или символом.

Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении

Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении

Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.

Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

Жесты можно разделить на несколько групп: 1

Жесты можно разделить на несколько групп: 1

Жесты можно разделить на несколько групп:
1. Символические социальные жесты и движения, которые ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения (да, нет, иди сюда, здравствуй, до свиданья и др.)
2. Дополнительные социальные жесты – указательный (смотри указательный палец к глазу, слушай указательный палец к уху, говори).
3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий по мере формирования предметной деятельности (кушать, варить, ехать, играть, спать, умываться и др.)
4. Жесты описательного характера – передают характерные черты и свойства, присущие определённому объекту (зайчик, кошка, лошадь, собака, книга, самолёт, большой, маленький и др.)

Графические символы Пиктограмма – это система различных приемов, которые помогают ребенку связать между собой несколько объектов и действий путем создания зрительных ассоциаций

Графические символы Пиктограмма – это система различных приемов, которые помогают ребенку связать между собой несколько объектов и действий путем создания зрительных ассоциаций

Графические символы
Пиктограмма – это система различных приемов, которые помогают ребенку связать между собой несколько объектов и действий путем создания зрительных ассоциаций. Подобные зарисовки похожи на схемы и графики. С их помощью можно создавать целые предложения, читать сказки.

Система Блисс-символов – это разновидность логографической письменности, т

Система Блисс-символов – это разновидность логографической письменности, т

Система Блисс-символов – это разновидность логографической письменности, т.е. письменности, основанной на буквах.
Система символов Блисс состоит из 100 символов – радикалов, из которых можно комбинировать новые слова и выражения.

Глобальное чтение Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв

Глобальное чтение Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв

Глобальное чтение

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения…

Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения…

Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
зрительного восприятия,
внимания,
зрительной памяти,
понимания обращённой речи,
выполнения простых инструкций,
умения подбирать парные предметы и картинки,
умения соотносить предмет и его изображение.

Этапы обучения глобальному чтению:

Этапы обучения глобальному чтению:

Этапы обучения глобальному чтению:

Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных). Для обучения глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (Это мама Таня).
При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:
Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.
Демонстрация действия, изображённого на картинке, посредством использования жеста.
Закрепление речевого материала дома.

Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и…

Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и…

2. Чтение слов.
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»). Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.

Видео 1_0 Пример задания на соотнесение

Видео 1_0 Пример задания на соотнесение

* Видео 1_0
Пример задания на соотнесение. Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Даём ребёнку сразу подсказку (кладём слово сразу под картинку).
* Видео 1_1
Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.
* Видео 1_2
После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Как только по одной лексической теме были отработаны 5 карточек ,  усложняем задание. Нужно соотнести слово к картинки в выборе из 5. Задание выполняется с 5-ю стимулами .

Обучению глобальному чтению

Обучению глобальному чтению

Обучению глобальному чтению

Соотнесение реального предмета и изображения

Соотнесение реального предмета и изображения

Соотнесение реального предмета и изображения

Подносить слово к картинке (2 этап чтение)

Подносить слово к картинке (2 этап чтение)

Подносить слово к картинке (2 этап чтение)

В последующем можно давать более сложные задания вставить пропущенные буквы

В последующем можно давать более сложные задания вставить пропущенные буквы

В последующем можно давать более сложные задания вставить пропущенные буквы. Сначала в словах из трёх букв в середине. После успешного выполнения можно увеличивать количество букв в слове .

Видео 2 Пример задания: «Вставить пропущенную букву»

Видео 2 Пример задания: «Вставить пропущенную букву»

* Видео 2
Пример задания: «Вставить пропущенную букву».
Вставить пропущенную букву в середину слова из 3х букв (все слова знакомые ребёнку).
Усложнение задания (если ребёнок справился) добавляем лишние буквы.
Вставить пропущенную букву в конце слова из 4х букв.
Усложнение задания (если ребёнок справился) добавляем лишние буквы.

Составляются предложения , в которых используются разные существительные и один и тот же глагол

Составляются предложения , в которых используются разные существительные и один и тот же глагол

3. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
•  Схема тела («Покажи рот», «Покажи глаза», «Покажи ноги» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом).
•  План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее).

Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Собака сидит

Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Собака сидит

4. Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Собака сидит. Собака спит. Собака бежит. Собака ест.).

Система коммуникации при помощи карточек

Система коммуникации при помощи карточек

Система коммуникации при помощи карточек PECS. PECS переводится как «система коммуникации через обмен картинками», в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками, как правило, для того чтобы попросить о чем-то.

Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.

Альбом с карточками (мотивационные стимулы)

Сначала необходимо определить мотивационные стимулы

Сначала необходимо определить мотивационные стимулы

Сначала необходимо определить мотивационные стимулы. Можно собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. После этого следует подготовить материалы:
•  Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5х5 см).
•  Липучки.
•  Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.
• Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений.

Этапы обучения использования системы карточек

Этапы обучения использования системы карточек

Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:

Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых — коммуникативный партнёр — сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый — помощник — сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру. Важно, чтобы оба взрослых молчали.

Видео 3 Тестирование стимула перед самым обучением

Видео 3 Тестирование стимула перед самым обучением

* Видео 3
Тестирование стимула перед самым обучением. Действительно ребёнок это хочет?

Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ребёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов

Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ребёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов

Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ребёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый (помощник) должен внимательно следить за движениями ребёнка, и как только ребёнок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к карточке и помочь ему её взять и протянуть коммуникативному партнёру — и всё это тоже молча. Когда ребёнок кладёт карточку в руку коммуникативного партнёра, только тогда тот произносит наименование данного предмета и даёт его ребёнку. Данным действием коммуникативный партнёр озвучивает просьбу ребёнка, и в дальнейшем тот, если научится имитировать слова, сможет сопровождать ими просьбу. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.

Видео 4 Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его…

Видео 4 Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его…

* Видео 4
Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке. За спиной ребёнка стоит тьютор и даёт ему физическую подсказку. В последующем физическая подсказка уменьшается (рука в руке, потом держат кисть, предплечье, плечо, тьютор убирает свою руку. Ребёнок сам выполняет действие.

Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет

Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет

2. Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет. Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.
На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Но если на первом этапе от ребёнка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребёнка требуется более сложная реакция. Например: взять карточку, встать из-за стола и, подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или: ребёнок играет в комнате, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет, идёт к столу, берёт карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Задачи помощника здесь — физически направлять ребёнка к карточке или к партнёру, если ребёнок теряет сосредоточенность и не может сделать это самостоятельно.

Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились

Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились

3. Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске. Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек: карточки желаемого предмета и карточки предмета, который ребёнок не хочет получить. Если ребёнок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если же он выбирает вторую карточку, то он получает соответствующий ей предмет, то есть тот, который не хотел получить.
Во время обучения важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребёнок был более внимательным и не привык подавать только левую или только правую карточку.

Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами

Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами

4. Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение:
Перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребёнком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.
Когда ребёнок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
Новая реакция, изучаемая на этом этапе, — это выбор предмета, соответствующего картинке. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребёнок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребёнок использует карточку правильно.
Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки (положить карточку обратно в альбом, с участием помощника взять рукой ребёнка карточку с изображением желаемого предмета, вложить её рукой ребёнка в руку коммуникативного партнёра и получить соответствующий предмет с подноса). Как только ребёнок научился выбирать соответствующие предметы, то добавляем дополнительные карточки.

Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги

Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги

5. Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги и поместить одну или две карточки высокомотивационных стимулов на первую страницу, а потом книгу закрыть. После этого следует показать ребёнку один из предметов. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.

Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление

Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление

Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы.

Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами

Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами

Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами


У детей со сниженной потребностью в общении успех имеют электронные устройства, помогающие моделировать коммуникативную ситуацию. Речевые синтезаторы речи дают возможность перекодировать набранный текст на клавиатуре в человеческий голос. Они базируются на пиктограммах, карточках PECS, картинках, жестах и прочих системах символов.
«Макатон» — это уникальная языковая программа, сочетающая в себе использование жестов, символов и звучащей речи. «Макатон» дает возможность общаться людям с коммуникативными трудностями.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023