Презентация "Разноуровневое обучение в начальной школе"

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 19.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала raznourovnevoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.pptx

Разноуровневое обучение в начальной школе

Положение ФГОС:
«Начальное образование должно
гарантировать разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий
и образовательного развития»
Конвенция о правах ребёнка:
«Ребёнок имеет право на сохранение
своей индивидуальности»

Базовые педагогические
технологии

Уровневая дифференциация
Обучение на основе «учебных ситуаций»
Проектная деятельность
Информационные технологии

Понятие “дифференцированное обучение”
в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Положительные стороны
дифференцированного обучения

Сильным учащимся можно уделить время;
Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
Повышается уровень «Я - концепции»;
Повышается уровень мотивации сильных учеников.

Цели дифференцированного обучения:
организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача:
увидеть индивидуальность ученика
и сохранить ее,
помочь ребенку
поверить в свои силы,
обеспечить
его максимальное развитие.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:

по уровню творчества
по уровню трудности
по объёму

ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
ЗАДАНИЯ


РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

типовые упражнения
решение задач знакомых видов,
решение примеров на изученные
вычислительные приёмы,
решение простых уравнений

поиск закономерностей;
задания на классификацию математических объектов;
задания с недостающими и лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в
нестандартные задачи и задания

Пример: 3 класс 1 четверть
Что тебе вспоминается о летних каникулах?
1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания.
Назови эти слова. Поясни их выбор.
2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.
3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,
зарисовки для будущего художественного журнала класса.

усложнение материала, которое используется в задании;
увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
использование обратного задания вместо прямого;
выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
использование букв вместо чисел или отдельных цифр

Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся
Основное задание – I группа учащихся
Дополнительное задание - II группа и III группа
II группа III группа
связано с основным отличное от основного
более высокого репродуктивное из другого раздела
уровня трудности
аналогичное на смекалку
творческое нестандартные

Пример: Дана задача.
Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей.
Сколько стоит другая книга?
Реши задачу.
Составь к этой задаче обратную и реши её.
Составь к этой задаче две обратных и реши их.

по степени
самостоятельности учащихся;

по степени и характеру
помощи учащимся;

по характеру
учебных действий

ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО

Знакомство с заданием одинаково
Исполнительский этап:
I группа – с учителем
II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно
III группа - самостоятельно

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Пример:
Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.

ПРУ ХИ
ЖИ
Е О
НА РУ
2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно.
1 группа – под руководством учителя.
Один ученик работает у доски.
Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.
Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

Стимулирующаяученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-
оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации

варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ

Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
(24 +46) : 5
27 + 2 х 3
Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
27:3 + (21 - 3)
48 : 3 + 5х 8 – 6
Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок
действий: : +( - )х
Подберите числа и вычислите.

Дифференцированный подход
к обучению на уроках это:
положительные эмоции
повышение самооценки учащихся
защищённость
интерес к учёбе
комфорт
снижение барьеров страха
доверие к педагогу
доброжелательные
отношения в классном коллективе.

Спасибо за внимание.