ПРОЕКТ
«НАСТАВНИК И НАСТАВЛЯЕМЫЙ ТЬЮТОР.
МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ТЬЮТОРА В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»
Выполнила:
учитель начальных классов
Касушкина Гузель Равилевна
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Метод проведения совместного урока…………………………………………..6
Метод посещения самостоятельного урока тьютора………………………….. 9
Метод привлечения к участию в значимых городских (региональных) мероприятиях…………………………………………………………………….11
Метод внедрения тьюторского сопровождения обучающихся на уроках самоподготовки ………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ «НАСТАВНИК И НАСТАВЛЯЕМЫЙ ТЬЮТОР. МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ТЬЮТОРА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»
Наставничество в образовательной среде представляет собой важный аспект профессионального развития будущих педагогов. Эта практика позволяет студентам-педагогам получить не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной работы в школе.
В данной работе мы представляем практику наставничества учителя начальных классов Касушкиной Г.Р. и наставляемой Остудиной Е.С., студентки - тьютора для учащихся в классе реализации программы Школы полного дня. Роль студента-педагога как тьютора для учащихся в процессе работы под руководством наставника – это уникальный процесс, который способствует не только развитию учеников, но и формированию профессиональной идентичности самого студента. Этот опыт демонстрирует, как взаимосвязь между тьютором и наставником может улучшить как образовательные результаты учеников, так и профессиональные навыки начинающего педагога. Таким образом, тьюторство выступает важным инструментом в системе подготовки педагогов, создавая условия для глубокого усвоения знаний и умений в области образования.
Положительный эффект действия разработанных методов подтвержден: три студента Жильцова М.М., Вирясова А.А., Боброва С.Е. после практики с задачами тьюторского сопровождения пришли в лицей и третий год успешно осуществляют педагогическую деятельность. В отношении ещё двух студентов-тьюторов наставническая деятельность ведется в настоящее время. Наш опыт взаимодействия с тьютором показан в рамках одного учебного года, по результатам которого наставляемая приняла решение продолжить работу в данном коллективе в новом учебном году.
Актуальность разработки методов наставничества в педагогике становится все более очевидной в условиях современного образовательного процесса, где индивидуализация обучения и личностный подход к каждому ученику выходят на первый план. Наставничество, как форма межличностного взаимодействия, создает перспективы для глубокого усвоения знаний и развития ключевых компетенций у обучающихся. Современному педагогу необходимо применять разнообразные стратегии и техники наставничества, адаптируя их к конкретным условиям и требованиям. В нашем случае, это взаимосвязь «учитель (наставник) – тьютор (студент) – ученик». Эффективные методы взаимодействия тьютора с обучающимися помогают не только в обучении, но и в воспитании, способствуя формированию критического мышления, ответственности и самостоятельности у учащихся.
В связи с этим, исследование и внедрение новых методов наставничества в педагогическую практику должно занимать центральное место в научных и практических обсуждениях.
Цель проекта: обобщить опыт наставнической деятельности с тьютором, внедрить апробированные методы в профессиональное педагогическое сообщество.
Целевая аудитория: учителя общеобразовательных учреждений, студенты педагогических учебных заведений.
Инновационность и новизна данного проекта заключается в том, что впервые описывается практика наставничества, где наставляемой стороной является действующий тьютор. Он, в свою очередь, является наставником для учащихся университетских классов, обучающиеся которых в будущем могут выбрать профессию педагога, и оказывает помощь в решении профориентационных задач.
Описание проекта: Методическая разработка содержит серию опробованных методов, которые направлены на оптимизацию процесса обучения и повышения его эффективности. Каждое мероприятие разработано с учетом современных образовательных стандартов и лучших практик. В рамках данной программы особое внимание уделяется индивидуализации подхода к каждому обучающемуся. Каждый метод обоснован и поддержан практическими примерами успешной реализации в образовательной среде.
Теоретическая значимость проекта заключается в адаптации существующих образовательных методологий к конкретной ситуации наставничества тьютора, исследуя инновационные методики. Систематизация и адаптация позволит создать теоретическую основу для дальнейших исследований в области педагогики и пополнении практических рекомендаций для педагогического сообщества.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования методов и приемов учителями в педагогических мастерских для обучения студентов-практикантов и молодых педагогов.
Метод проведения совместного урока
Подготовка и проведение урока совместно с тьютором — это важный этап в образовательном процессе, который требует не только профессионализма, но и умения находить общий язык с учениками. На первом этапе необходимо тщательно продумать содержание урока, выбирая темы, которые будут интересны и полезны для студента. Важно учитывать уровень знаний и потребности, чтобы создать мотивационное и поддерживающее учебное пространство.
Нами были проанализированы темы ближайших уроков. У тьютора Елизаветы Сергеевны сразу появилась идея бинарного урока, где она сможет выступить в качестве гостя.
При работе над составлением технологической карты урока выявили готовность тьютора к инновационной и творческой деятельности. Но были выявлены и следующие сложности: отсутствие навыка подбора методических пособий по теме, недостаточные знания структуры карты урока. Поэтому на этапе подготовки было проведено практическое занятие «Планирование и организация работы по предмету», на котором изучили основные темы программы, познакомились с учебно-методическим комплексом, разобрали структуру технологической карты (Приложение 1).
Совместное планирование взаимодействия на уроке является ключевым моментом. Вместе со студентом мы обсуждаем, какие методы и приемы будут наиболее эффективны — от традиционных лекций до интерактивных занятий, где активное участие учащихся повышает уровень усвоения материала.
Результатом совместной работы стал урок «Род имён прилагательных» (Приложение 2).
Во время самого урока необходимо следить за атмосферой, создавая условия для открытого диалога и обмена мнениями. Обратная связь становится неотъемлемой частью процесса: своевременные вопросы и комментарии помогают скорректировать направление обсуждения.
Проведение
урока показало сильную сторону наставляемой – это навык ведения диалога с
детской аудиторией. Было важным не оставить
без внимания, что Елизавета Сергеевна выступает не только в роли обучающего
педагога, но и содействующего партнера учащихся в процессе обучения. Её
основная задача заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия
для восприятия информации, адаптируя материал под индивидуальные потребности и
способности каждого ученика. Это осуществлялось за счет приемов:
· Упрощение инструкций
· Использование наглядно-структурных компонентов
· Индивидуальный подбор материала
· Сокращение объема задания
· Детализация и уточнение
· Предоставление временного ограничения
· Дополнение инструкции и т.п.
Елизавета Сергеевна не только передавала
знания, но и вдохновляла, побуждая учащихся к критическому мышлению и самостоятельному
поиску решений:
· Информативная обратная связь
· Мотивирующая обратная связь
Наконец, анализ итогов урока также следует проводить совместно с наставляемой, чтобы выявить сильные и слабые стороны, а также наметить пути для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Елизавета Сергеевна получила практическую подготовку, осваивая педагогические приемы и техники, разработка плана урока позволила понять структуру и логику образовательного процесса.
Метод посещения самостоятельного урока тьютора
Постепенное вовлечение в рабочие процессы, распределение ответственности и поддержка в сложных ситуациях создают условия для самостоятельного развития и самореализации. Настройка «обратной связи» становится ключевым элементом успешного наставничества, где главной целью является не просто передача знаний, но и содействие в формировании профессиональной идентичности молодого специалиста. Наставник должен быть готов не только давать советы, но и активно слушать, учитывая потребности и стремления подопечного. Важно задавать открытые вопросы,
ответ на которые не предполагает односложных ответов «да» и «нет». Это помогает молодому специалисту осознать свои сильные и слабые стороны.
Елизавета Сергеевна остановила выбор на уроке открытия знаний по предмету окружающий мир. С моей стороны были даны практические советы: проведение и анализ урока, формы, методы и приемы обучения, использование дидактического и наглядного материала. Наставляемый тьютор самостоятельно разработала технологическую карту.
В ходе её анализа были выявлены как положительные, так и отрицательные аспекты, требующие внимания. К положительным моментам можно отнести четкую структуру урока, в которой логично выстроены этапы обучения, а также разнообразные методы и приемы, используемые для вовлечения учащихся.
Однако, несмотря на эти достоинства, существует ряд минусов. Например, в некоторых местах недостаточно детализированы задания, что может привести к непониманию со стороны учащихся. Кроме того, активные формы работы недостаточно сбалансированы с теоретической частью, что может снизить эффективность усвоения материала.
Также стоит обратить внимание на временные рамки. Некоторые этапы урока могли занять слишком много времени, что в итоге сократило бы время на практическую часть.
В целом, проведенный анализ позволил сделать вывод о необходимости доработки технологической карты урока с целью повышения его эффективности и доступности для учащихся. Елизавета Сергеевна продемонстрировала готовность к этапу рефлексии, она довольно успешно справилась с поставленными задачами по доработке технологической карты. (Приложение 3).
Занятие проводилось в интерактивном формате, наставляемый тьютор привлекла детей к практическим заданиям и исследовательской работе.
Тьютор
также помогала наладить контакт между учениками в парной работе, создавая
атмосферу доверия и взаимопомощи.
Это особенно важно на уроках, где коллективное сотрудничество позволяет раскрывать потенциал каждого ребенка.
При поддержке тьютора школьники учатся ставить вопросы, искать на них ответы и формировать свои представления об окружающем мире, что делает процесс обучения более осмысленным и увлекательным.
Метод привлечения к участию в значимых городских (региональных) мероприятиях
Начинающие педагоги часто сталкиваются с отсутствием мотивации самообразования. Это связано с неготовностью реализовывать научно-методическую составляющую педагогической деятельности. Мои усилия были направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности наставляемой: активно проводились консультации по вопросам подготовки к участию в профессиональных конкурсах, творческих проектах, к сбору методических разработок уроков и внеурочных занятий.
Одной из целью моего наставничества было помочь
преодолеть страх публичного выступления, проработать навык делового общения и
умения применять коммуникативные способности для решения профессиональных
задач. Поэтому полученное приглашение принять участие в городском семинаре
«Смешанное обучение в условиях Школы полного дня» сразу вошло в план работы с
наставляемой. На
данном семинаре мы провели открытый урок по модели «Перевернутый урок».
Была разработана технологическая карта (Приложение 4), превью к уроку (Приложение 5), презентация к семинару (Приложение 8), трекер к уроку (Приложение 6).
Данное участие стало для нас обеих определенным вызовом. У меня появилась возможность показать наработки приемов ментальной арифметики и продемонстрировать их эффективность в решении различных математических задач. Это было не только интересным, но и полезным опытом, который позволил мне углубить свои знания и навыки в области ментальной арифметики. Для Елизаветы Сергеевны участие в открытом уроке позволило преодолеть существующие барьеры в раскрытии коммуникативных навыков.
Мы разработали «перевернутый урок» с внедрением роли
учителя в качестве медиатора отработанных учениками тезисов, а также тьюторской
поддержки при выполнении практических заданий. Елизавета Сергеевна умело
адаптировала задания к способностям каждого ученика, создавая ситуацию успеха и
оказывая эмоциональную поддержку.
В качестве практического опыта можно вывести рекомендацию отрабатывать взаимодействие наставника и наставляемого на предмет слаженной работы и взаимопонимания в конкретной ситуации. Это взаимодействие является основополагающим для успешного достижения как индивидуальных, так и общих целей. Важно, чтобы наставляемый чувствовал свою ценность в этом процессе, что и должно стимулировать его к активному обучению и росту.
Метод внедрения тьюторского сопровождения обучающихся на уроках самоподготовки
Учащиеся университетских классов являются активными участниками проекта «Школа полного дня».
Школа полного дня - это образовательная программа, позволяющая наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, развивающие и воспитательные процессы.
Школа полного дня предполагает уроки самоподготовки, где учащиеся имеют возможность не только усваивать учебный материал, но и развивать навыки самоорганизации и самоанализа. Эти занятия нацелены на то, чтобы каждый ребёнок стал активным участником своего образовательного процесса.
Уроки самоподготовки основаны на принципах интерактивного обучения: ученики работают с тематическими группами, участвуют в обсуждениях и решении проблемных задач. Педагоги выступают в роли наставников, направляя и поддерживая детей на их пути к самостоятельности. Ключевым моментом являются индивидуальные планы, которые помогают каждому ученику развивать свои сильные стороны.
Наставляемый тьютор Елизавета Сергеевна в течение учебного года была полностью вовлечена в процесс самоподготовки учащихся, что позволяло развить навыки самостоятельной педагогической работы. В этом контексте тьютор выполняет функции наставника и консультанта, направляя усилия и подсказывая пути решения сложных задач. Обучающиеся могут делиться своими мыслями, сомнениями и открытиями. В такой форме работы каждый ученик чувствует свою значимость и индивидуальность. Наставляемая получила возможность углубить свои знания в предметной области, отработать навык коммуникации, расширить базу освоенных методов и приемов. На ежедневных уроках самоподготовки Елизавета Сергеевна использовала:
- обсуждение хода и способа решения;
- работу с текстом и структурой заданий;
- визуализацию данных (моделирование);
- комментирование хода выполнения задания;
- установление соответствия между полученным ответом и условием;
-
обсуждение критериев оценки результата.
Совместно с учениками тьютор проводила следующие виды учебных заданий:
- работа с учебником, справочником, словарем, информационными
ресурсами,
- работа по карточкам, заполнение таблиц,
- работа у доски,
- решение задач, проведение исследований, написание рефератов,
докладов, и др.
На первоначальном этапе работы Елизаветы Сергеевны были выявлены: недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, отсутствие навыка определения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, оценивание устного и письменного ответа обучающего (это вызывало особые затруднения и неуверенность в своих силах).
В результате взаимодействия «наставник - тьютор – ученик» в отношении реперных точек критериальных показателей Остудиной Е.С. мы разработали стратегию дальнейшего развития и подготовки молодого специалиста к педагогической деятельности.
Заключение
Практика наставничества учителя в школе является необходимой составляющей подготовки студентов-педагогов. Она не только облегчает процесс интеграции в образовательную среду, но и содействует профессиональному росту, повышая качество образовательного процесса. Наставничество позволяет будущим педагогам уверенно вступить в свою карьеру, обладая необходимыми знаниями и навыками для успешной работы в школе.
Остудина Елизавета Сергеевна получила стимул к продолжению обучения и профессионального развития. Наше конструктивное взаимодействие с преобладанием принципов коучинга принесло ожидаемый эффект: мотивацию и желание остаться в профессии.
В данной практике были применены результативные традиционные технологии передачи опыта по модели «учитель-студент», а также выработаны и апробированы эффективные методы работы со студентами-тьюторами, что получило отражение в Программе наставничества (Приложение 7). Серия методов снабжена технологическими картами к урокам, превью и презентацией, которые могут быть рекомендованы к использованию в педагогическом сообществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.