Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку
Классическая педагогика прошлого утверждала – «смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Под активизацией познавательной деятельности И.И. Подласый предлагает считать, целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности [1,c.155].
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжение всего становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную дисциплину. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривая его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога, что становится наиболее актуально в настоящее время в период новых образовательных стандартов. Суть которых заключается в том, чтобы научить ученика учиться.
И.И. Подласый отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе [1,c.95]. Речь идет не только о внешней активности (поднятие руки, переписывании и т.д.), а главным образом о внутренней мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Психологи утверждают, что познавательная активность ученика – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того какой учитель, чему и как учит, как он умеет активизировать класс.
Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активирующие процесс познания создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результаты этих условий – собственно познавательную активность – ученик.
Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции. Позиция школьников может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам ученик не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний оказывается мало эффективной.
Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения А.М. Смолкин предлагает делить на имитационные и не имитационные. Имитационные методы, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Имитационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации. Имитационные не игровые: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее. Не имитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций [3, c.74].
Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, дискуссия – это и самостоятельный метод, и часть деловой игры, «круглого стола».
Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципам следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
Изучение иностранного языка включает в себя следующие цели:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных речевых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- запоминание речевого материала.
Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
1. Инициация («Кто ты?»)
Цель: приветствие и знакомство
Численность: вся группа
Время: 5-7 минут
Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку
Проведение: каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что
связывает вас с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку,
мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее:
I like dogs. I like to play football. I like summer. И
так далее по очереди каждый должен сказать о себе.
Это упражнение можно изменить. Например, с помощью разных предметов можно рассказать
о настроении на данный момент или чтобы вам хотелось в будущем. Инициация может
рассматриваться и как речевая зарядка.
2. Вхождение или погружение в тему («Угадай тему»)
Цель- совместное целеполагание.
Время: 3-4-минуты.
Количество: вся группа, класс.
Проведение: для начала учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти
недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы.
Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных
пазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой -туча, у
третьей- дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».
3. Формирование ожиданий и опасений учеников («Погода в доме»)
Цель – собрать полученные материалы, проанализировать и использовать при подготовке и проведении урока, внеклассного мероприятия с использованием личностно- ориентированного подхода.
Численность – вся группа или класс
Время – 7 минут
Подготовка: подготовить шаблоны туч и облаков.
Проведение:
Учащимся раздаются шаблоны туч и облаков и предлагается написать, что они
ожидают от урока, какие методы, приемы, атмосфера в классе и что, на их взгляд,
может помешать им раскрыться на уроке. Если учащиеся не достаточно владеют
языком (младшие школьники), можно написать на русском языке. Учитель озвучивает
их, обсуждает с учениками, делают выводы.
4. Интерактивная лекция («Следопыты»)
Цель: научить работать с различными источниками информации.
Время: 7 минут.
Количество: все группы.
Проведение: учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например
«Вода». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые
связаны с этой темой: химический состав воды, объемы воды, проблемы воды,
количество потребления воды, очистка воды и т.д. Причем каждая группа дополняет
своими идеями и записывает на доске. Далее переходим к проработке содержания
темы.
5. Проработка содержания темы («Карусель»)
Цель- раскрыть содержание темы и закрепить полученные знания.
Время: 15 минут
Оборудование: различные источники информации: вырезки газет, интернет,
аудиозапись, видеофрагменты.
Каждая группа собирает ответы на поставленные вопросы. Одна группа слушает
аудиозапись и находит ответ, записывает на доске. Другая группа находит ответ
из текста, третья группа из видеофрагмента, четвертая ищет ответ в интернет-
источниках. Все записывается на доске, дополняя ответы других. Затем полученные
результаты озвучиваются и подводятся итоги.
6. Релаксация (Игра «МИМ»)
Цели использования АМО:
Снятие утомляемости, переключение на другой вид речевой деятельности, повышение
настроения.
Количество учащихся: класс или группа.
Необходимое оборудование: отсутствует.
Время проведения: 3-5 минут
Правило: учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он
может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные
условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.
или
Динамическая пауза «Отдохни с пользой»
Цель- Релаксация учащихся для переключения на другой вид речевой деятельности
Развитие памяти и быстрой реакции, внимания. Усвоение любой лексики.
Время проведения-3-5 минут.
Проведение: Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме
«Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если
красный- сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.
7. Подведение итогов ( «Анкета»)
Цель — проверить, что и как учащиеся запомнили на уроке, провести рефлексию.
Время проведения – 3 минуты.
Проведение: учитель раздаёт анкету с кратко расписанными этапами урока.
Учащиеся отмечают галочками те пункты, которые по их мнению они усвоили
достаточно хорошо. Крестиками можно отметить те пункты, которые не запомнились
прочно. Это позволит учителю выстроить следующий урок, учитывая те моменты,
которые не усвоены учащимися и на которые нужно обратить внимание.
Данные методы являются образцами. Эффективность
использования АМО позволяет вовлечь в познавательную деятельность всех
учащихся, к чему мы и стремимся на уроках.
Включайте свою фантазию и творите.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.