Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко»
Выступление
на ГМО педагогов - психологов
«Использование блоков Дьенеша
для развития психических процессов дошкольников
в работе педагога-психолога»
Буковская А.Г.,
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 3
«Солнышко»
2025 год
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.
Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных в группах .
Логические блоки Дьенеша используются для:
· Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
· Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
· Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
· Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения
· Развития творческих способностей.
Игры и упражнения с блоками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли, положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет до восьми.
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной.
Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Прежде чем дать детям коробку с блоками, необходимо их с ними познакомить, дать рассмотреть, изучить фигуры.
Можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» – для закрепления материала и индивидуальной работы с детьми. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Также не менее интересная игра «Цепочка» или «Дорожки»
Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Можно нарисовать или напечатать на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребенок выкладывает фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
Также можно сортировать блоки с использованием логических карточек – это развивает умение кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. С помощью карточек ребенок учится устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры нам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:



— блок
соответствующей формы
,
,
- синий,
красный, желтый блок
,
-
большой и маленький блок
,
- толстый и
тонкий блок
Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства.
Например,
- не синий,
- не
круглый,
- не
толстый,
- не большой
и т.д.
В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Но можно их сделать самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.
С помощью таких карточек фигуры можно рассортировать на группы. Для каждой группы можно использовать одну или несколько логических карточек.
Например, одна группа – красная карточка и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Также можно сортировать блоки по отсутствию какого-то одного признака или нескольких. Например, рассортировать фигуры на НЕжелтые и Немаленькие, на НЕкруглые и НЕпрямоугольные.
Вариантов сортировки можно придумать множество.
Для полноценного развития ребенка в игре с блоками Дьенеша ведущие педагоги России разработали специализированные альбомы, помогающие детям решать различные задачи с блоками. Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны для разного возраста детей. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.
Ребятам очень нравятся такие альбомы. В альбомах есть различные задания с красочными изображениями, разного уровня сложности. В альбоме «Лепим нелепицы» предлагается «оживить» картины художника, делая их объемными с помощью блоков. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.
Но не во всех альбомах такие простые задания. Конечно, они усложняются в зависимости от возраста ребенка. Например, в альбоме «Спасатели приходят на помощь», чтобы оживить картины художника, не так просто подобрать фигуру определенного цвета, размера и толщины.
Ребенку нужно подбирать блоки Дьенеша по закодированным изображениям, где изображены их свойства:
· форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
· цвет обозначается пятном (кляксой);
· величина - силуэт домика (большой, маленький);
· толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
А также можно использовать альбомы и закодированные изображения блоков для игр «по образцу».
Сегодня я хочу предложить вам самим выложить такую фигуру. Это замок. Чтобы выложить такой замок, используя блоки Дьенеша, вам нужно запомнить обозначения:
· форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
· цвет обозначается пятном (кляксой);
· величина – силуэт домика (большой, маленький);
· толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Вы можете проверить себя. Переверните ваши замки. У всех верно получился замок?
Авторская идея Золтана Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком. Данная методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.
Слайд 2
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Слайд 3
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.
Слайд 4
Логические блоки Дьенеша используются для:
· Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
· Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
· Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
· Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
· Развития творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет до восьми.
Слайд 5
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной.
Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Слайд 6
Прежде чем дать детям коробку с блоками, необходимо их с ними познакомить, дать рассмотреть, изучить фигуры.
Можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» – для закрепления материала и индивидуальной работы с детьми. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Слайд 7
Также не менее интересная игра «Цепочка» или «Дорожки»
Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Можно нарисовать или напечатать на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребенок выкладывает фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
Слайд 8
Также можно сортировать блоки с использованием логических карточек – это развивает умение кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. С помощью карточек ребенок учится устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры нам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:



—
блок соответствующей формы
,
,
- синий, красный, желтый блок
,
- большой и маленький блок
,
- толстый и тонкий блок
Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства.
Например,
- не синий,
- не круглый,
-
не толстый,
-
не большой и т.д.
В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Но можно их сделать самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.
Слайд 9
С помощью таких карточек фигуры можно рассортировать на группы. Для каждой группы можно использовать одну или несколько логических карточек.
Например, одна группа – красная карточка и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Слайд 10
Также можно сортировать блоки по отсутствию какого-то одного признака или нескольких. Например, рассортировать фигуры на НЕжелтые и Немаленькие, на НЕкруглые и НЕпрямоугольные.
Вариантов сортировки можно придумать множество.
Слайд 11 альбомы
Для полноценного развития ребенка в игре с блоками Дьенеша ведущие педагоги России разработали специализированные альбомы, помогающие детям решать различные задачи с блоками. Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны для разного возраста детей. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.
Слайд 12
Ребятам очень нравятся такие альбомы. В альбомах есть различные задания с красочными изображениями, разного уровня сложности. В альбоме «Лепим нелепицы» предлагается «оживить» картины художника, делая их объемными с помощью блоков. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.
Слайд 13
Но не во всех альбомах такие простые задания. Конечно, они усложняются в зависимости от возраста ребенка. Например, в альбоме «Спасатели приходят на помощь», чтобы оживить картины художника, не так просто подобрать фигуру определенного цвета, размера и толщины.
Слайд 14
Ребенку нужно подбирать блоки Дьенеша по закодированным изображениям, где изображены их свойства:
· форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
· цвет обозначается пятном (кляксой);
· величина - силуэт домика (большой, маленький);
· толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Слайд 15
А также можно использовать альбомы и закодированные изображения блоков для игр «по образцу».
Сегодня я хочу предложить вам самим выложить такую фигуру. Это замок. Чтобы выложить такой замок, используя блоки Дьенеша, вам нужно запомнить обозначения:
Слайд 16
· форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
· цвет обозначается пятном (кляксой);
· величина – силуэт домика (большой, маленький);
· толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Слайд 17
Авторская идея Золтана Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком. Данная методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.
Спасибо за внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.