«Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Оценка 5

«Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Оценка 5
docx
Детсад
27.10.2024
«Использование блоков Дьенеша  в познавательном развитии детей  младшего дошкольного возраста»
Познавательное развитие детей одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для познавательного развития детей. Я хочу поделиться своей педагогической находкой - логические блоки Дьенеша.
ММО .docx

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Ручеек» города Гая Оренбургской области

(МАДОУ №19)

462635, Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, 12А

Телефон (35362) 40876       e-mail: gaidetsad. 19@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на ММО воспитателей по теме «Использование блоков Дьенеша

в познавательном развитии детей

младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 19 Макарова М.В.

 

Дата выступления: 07.02.24

 

 

 

 

2024г.

 

   Познавательное развитие детей одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

     Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для познавательного развития детей.    

     Я  хочу поделиться своей педагогической находкой - логические блоки Дьенеша.

 

    Создатель этого методического пособия Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский автор прогрессивной методики обучения детей - «новая математика». Суть его подхода  к изучению математики заключается в том, что математические представления  дети получают играя.                               Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.

    Что же представляет собой логические блоки Дьенеша?

    Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:

·                     формой круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,

·                       цветом красные, синие, желтые,

·                       размером большие и маленькие,

·                     толщиной толстые и тонкие.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

 

  К набору блоков прилагаются также карточки-символы:

·                     цвет изображается пятном,

·                     форма контурами фигур,

·                     толщина условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий,

·                     размер силуэтами домиков: большой – маленький.

Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т.д.

 

       Существуют альбомы для каждого возрастного диапазона. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. 

 

      Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:

-ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;

-развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать (группировка предметов по их свойствам), обобщать, абстрагировать (абстрагирование свойств от предмета), кодировать и декодировать информацию;

-усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

-развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;

-развитию творческих способностей: моделирование и конструирование;

-развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью (строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.);

-ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений;

- воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

 

    Игры и упражнения с логическими блоками  можно использовать в разных формах образовательной деятельности:

·        организованная образовательная деятельность (образовательная деятельность по математическому представлению, конструктивно-модельная деятельность, аппликация), кружковая деятельность;

·        самостоятельная деятельность детей в математическом уголке (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения);

·        совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).

   Знакомство с блоками Дьенеша состоит из нескольких этапов:

1 этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, на первом этапе можно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, без поручений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

   На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например: красные фигуры к красным, квадраты к квадратам ит.д.

  В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

Когда знакомство и обследование произошло, предлагается  детям одна  из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей.

Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д.

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер.

Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

5 этап «Поисковый»

         На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12 Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству. (по форме).

Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2-х фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер)

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная

операция – абстрагирование.

 

6        этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе необходимо знакомить  детей с кодовыми карточками.

 Загадки без слов (кодирование). Объяснить  детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

  Показать  4 карточки геометрических фигур - эти карточки обозначают форму предмета.

  Затем 3 цветных пятна - цвет фигуры.

  Предложить  рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким - размер фигуры.

   И карточки с человечками толстым и худым - толщина фигуры.

Ребятам предложить  игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках.

   Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

7        этап «Соревновательный»

   Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети могут загадывать  друг другу фигуру, которую необходимо отыскать.  Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включается соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

8        этап «Отрицание»

    На следующем этапе игры с блоками значительно усложняются  за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

  Строгого  следования одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

 

  Методическое пособие  "Логические блоки" Э. Дьенеша являются универсальным средством познавательного развития  детей младшего дошкольного возраста. Создает фундамент для успешного умственного развития и сенсорной культуры, направлены на социально-нравственное развитие детей, умение работать в коллективе, соблюдать правила. 

Мое выступление закончено. Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Ручеек» города

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Ручеек» города

Познавательное развитие детей одна из важных задач дошкольного возраста

Познавательное развитие детей одна из важных задач дошкольного возраста

Игры и упражнения с логическими блоками можно использовать в разных формах образовательной деятельности: · организованная образовательная деятельность (образовательная деятельность по математическому представлению, конструктивно-модельная деятельность, аппликация),…

Игры и упражнения с логическими блоками можно использовать в разных формах образовательной деятельности: · организованная образовательная деятельность (образовательная деятельность по математическому представлению, конструктивно-модельная деятельность, аппликация),…

Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения

Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения

Затем 3 цветных пятна - цвет фигуры

Затем 3 цветных пятна - цвет фигуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024