Доклад на педсовете 29.11.22.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человек, бережное отношение к природе.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Но опыт педагогов показывает, что занятия декоративно-прикладным искусством не вызывают особого интереса у дошкольников .Это приводит к тому, что у детей отмечается достаточно низкий уровень овладения навыками создания декоративных композиций и отсутствие умения использовать средства выразительности для создания собственных художеств. Основной причиной такого положения является то, что процесс обучения несколько не доработан, в декоративной композиции отсутствует содержательный смысл, который и обеспечил бы яркий эмоциональный фон деятельности.
Решением данной проблемы может стать использование дидактической игры на занятиях по декоративному искусству. Это вытекает из того, что именно игра наиболее интересна для дошкольника. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
В процессе дидактических игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Дидактическая игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки .
Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Дидактическая игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна. Дидактическая игра повышает интерес дошкольников к деятельности и способствует более полному усвоению материала. Использование дидактических игр и пособий позволяет наиболее лучше обогатить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве.
Дидактическая игра на занятиях декоративно-прикладного искусства учит детей:
1) находить необходимые предметы определенного промысла среди предложенных;
2) развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство;
3) развивать мышление, эстетическое восприятие;
4) помогает воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
Методика состоит в разработке комплекса дидактических игр, позволяющих заинтересовать детей и систематизировать их знания. Умения, навыки при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством.
При составлении данной методики учитывались возрастные особенности детей (характер мышления: наглядно – образное; наглядно-действенное) и ведущая деятельность дошкольников, которой является игра.
Методика основывается на принципах дидактики воспитания и обучения:
· От простого к сложному
· Доступность и наглядность материала
· Системность его изложения
Игры должны быть включены как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Целесообразно сопровождать их загадками, стихами – это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ результат:
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества; участие в конкурсах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ:
№ |
Название этапа |
Краткое содержание |
Название дидактической игры |
1 |
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством |
|
«Путешествие в прошлое игрушки» «Что из чего сделано» «Назови элемент» |
2 |
Позиция выбора |
Из множества, выполненных на карточках элементов, они должны выбрать только те элементы, которые по смыслу подходят к данной росписи, игрушке (т.е. выбор нужного элемента для росписи) |
«Найди элемент» «Назови цветок» «Назови узор» «Чей это элемент»(гжель, хохлома, дымка, жостово, филимоновская, каргапольская, абашевская, богородская игрушки, матрешки) |
3 |
Образ чистой игрушки |
Подбор элементов для оформления |
«Подбери элемент» «Укрась
лошадку» |
4 |
Найди сходства и различия между игрушками |
Чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между росписями и игрушками, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей и игрушек |
«Найди сходства и различия» «Что здесь лишнее» «Что перепутал художник» |
5 |
Проблемная ситуация |
Этот этап позволяет детям узнавать игрушку или роспись по изображению, умение объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии |
«Определи игрушку по силуэту» «Найди игрушку на ощупь» «Найди городец среди других росписей» «Найди игрушку, которую назову» «Чей элемент» «Найди роспись, которую назову» «Закрой окошко» «Волшебные веера» «Нарядные узоры» «Дымковское лото» |
6 |
Итоговое занятие Развлечения Посещение выставок |
Этот этап позволяет определить уровень знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве. На данном этапе организуется групповая работа, взаимообучение, коллективный анализ. (помогают в этом эксперты, которыми являются дети, хорошо усвоившие материал. Они совместно с воспитателем дают оценку работы группы на занятии) |
«Магазин» «Фабрика игрушек» «Завод по изготовлению ковров и посуды» «Вернисаж» «Ярмарка» |
Использование дидактических игр при ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством актуально и эффективно. Это позволяет детям с интересом включаться в процесс познания; формировать у них представления о народных промыслах и умение развивать народные промыслы. У детей появляется интерес к культуре народа; у них развивается художественный вкус, творческие способности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
№ |
НОД |
Тема занятия |
Дидактическая игра |
МЛАДШАЯ ГРУППА |
|||
1 |
Рисование |
«Знакомство с дымковской игрушкой» |
«Путешествие в прошлое игрушки» «Назови элемент»
|
2 |
Лепка |
«Выкладывание узора из палочек» |
«Назови элемент» |
3 |
Рисование |
на полосе «Дорожка»
|
«Подбери элемент»
|
4 |
Аппликация |
«Коврик для собачки» |
«Нарядные узоры» |
5 |
Рисование |
«Знакомство с филимоновской игрушкой» |
«Путешествие в прошлое игрушки» «Назови элемент»
|
6 |
Лепка |
«Птичка» |
«Подбери элемент»
|
7 |
Рисование |
«Укрась птичку» |
|
8
|
Рисование |
«Укрась юбочку барышне» |
«Назови элемент» |
9 |
Аппликация |
«Узор на квадрате» |
«Дымковское лото» |
10 |
Рисование |
«Знакомство с матрешкой» |
«Из чего сделано» «Назови элемент»
|
11 |
Лепка |
«Матрешка»
|
|
12 |
Рисование |
«Украсим матрешке сарафан» |
«Подбери элемент» |
13 |
Аппликация |
«Хоровод матрешек» (коллективная работа)
|
«Что здесь лишнее» |
14 |
Итоговое занятие |
«Назови игрушку» |
«Что из чего сделано» «Третий лишний» «Чей это элемент»
|
СРЕДНЯЯ ГРУППА |
|||
1 |
Рисование |
«Дымковская игрушка» |
«Из чего сделано» «Назови элемент» |
2 |
Лепка |
«Уточка» |
|
3 |
Рисование |
«Роспись уточки» |
«Подбери элемент»
|
4 |
Рисование |
«Узор на розетке» |
|
5 |
Аппликация |
«Хвост индюка» |
«Дымковское лото» |
6 |
Рисование |
на квадрате «Ткань на платье» |
«Ателье» |
7 |
Рисование |
на полосе «Дорожка» - филимоновские узоры
|
«Из чего сделано» «Найди элемент»
|
8 |
Лепка |
«Барашек» |
«Подбери элемент» |
9 |
Рисование |
«Роспись барашка» |
|
10 |
Рисование |
«Сказочная птица» |
«Назови узор» |
11 |
Аппликация |
на полосе «Коврик» |
«Ателье» |
12 |
Рисование |
«Роспись бумажных силуэтов дымковской и филимоновской игрушек» |
«Ярмарка» «Определи игрушку по силуэту»
|
13 |
Рисование |
«Городецкие узоры» |
«Путешествие в прошлое игрушки» «Назови элемент»
|
СТАРШАЯ ГРУППА
|
|||
1 |
Рисование |
«Знакомство с хохломской росписью» |
«Путешествие в прошлое игрушки»
|
2 |
Рисование |
«Хохломской узор «Травка» |
«Назови элемент»
|
3 |
Рисование |
«Хохломское панно» |
«Что здесь лишнее» |
4 |
Лепка |
по мотивам дымковской игрушки «Лошадка» |
«Дымковское лото» «Чей элемент»
|
5 |
Рисование |
«Нарядные лошадки» |
|
6 |
Рисование |
«Укрась блюдо» |
«Что здесь лишнее» «Закрой окошко» «Что перепутал художник» |
7 |
Рисование |
«Богородские деревянные игрушки» |
«Путешествие в прошлое игрушки» «Выбери материал, из которого сделана игрушка»
|
8 |
Лепка |
«Косматые мишки»
|
|
9 |
Рисование |
«Знакомство с городецкой росписью» |
«Что из чего сделано» «Назови элемент»
|
10 |
Рисование |
«Городецкие розаны и купавки» |
«Назови цветок» |
11 |
Рисование |
«Узор на полосе из бутонов и листьев» |
«Подбери элемент» «Найди и покажи элемент, который назову» |
12 |
Рисование |
«Городецкие птицы» |
«Что здесь лишнее» |
13 |
Аппликация |
«Узоры на кухонных досках» |
«Укрась дощечку» «Найди роспись, которую назову» «Найди Городец среди других росписей» |
14 |
Рисование |
«Знакомство с гжелью» |
«Путешествие в прошлое игрушки» |
15 |
Рисование |
«Сеточки» |
«Назови элемент» «Найди элемент, который назову» |
16 |
Рисование |
«Гжельский узор на полосе» |
«Подбери элемент» «Что здесь лишнее» |
17 |
Лепка |
«Гжельская посуда» |
«Составь узор для посуды» «Назови элемент»
|
18 |
Рисование |
«Роспись гжельской посуды» |
|
19 |
Рисование |
«Гжельская роза» |
«Назови цветок» |
20 |
Аппликация |
«Гжельская роза» |
«Что напутал художник» «Нарядные узоры» |
21 |
Рисование |
«Знакомьтесь - русская матрешка» |
«Что из чего сделано» |
22 |
Рисование |
«Матрешка» |
«Укрась сарафан матрешке» «Что здесь не правильно» «Найди материал, из которого сделана матрешка» «Покажи матрешку, которую «Назови, чем отличаются» |
23 |
Рисование |
«Каргопольская игрушка» |
«Путешествие в прошлое игрушки» |
24 |
Лепка |
«Всех на ярмарку зовем, мы игрушки продаем» (каргопольская игрушка) |
«Найди сходства и различия» «Фабрика игрушек»
|
25 |
Рисование |
«Роспись каргопольской игрушки – козлика» |
«Найди игрушку, которую назову» «Подбери узор» |
26 |
Лепка |
«Веселые водоноски» |
«Дымковское лото» |
27 |
Рисование |
«Водоноски – франтихи» |
|
28 |
Рисование |
«Филимоновская игрушка» |
«Путешествие в прошлое игрушки» «Чей это элемент» |
29 |
Лепка |
«Курица – свистулька» |
«Узнай по силуэту» «Третий лишний» «Подбери элемент» «Фабрика по изготовлению игрушек» «Волшебные веера» «Что перепутал художник» «Найди игрушку, которую назову» «Узнай по силуэту» |
30 |
Рисование |
«Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек» |
|
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
|||
1 |
Рисование |
«Хохломские узоры» |
«Найди и назови элемент» «Подбери элемент» «Что здесь лишнее» «Укрась хохломскую посуду» «Найди хохломскую среди других росписей»
|
2 |
Рисование |
«Стаканчик» |
|
3 |
Рисование |
«Завиток» |
|
4 |
Рисование |
«Хохломские узоры на бумаге разной формы» |
|
5 |
Экскурсия |
«Выставка хохломской росписи» |
«Найди роспись или игрушку, которую назову» «Что перепутал художник» «Найди и назови элементы хохломской росписи» |
6 |
Рисование |
«Веселая матрешка» |
«Укрась сарафан матрешки» «Найди матрешку, которую Назову» |
7 |
Лепка |
«Дымковские игрушки»
|
«Составь узор» «Чей это элемент» «Найди сходства и различия» «Дымковское лото»
|
8 |
Рисование |
«Роспись дымковских игрушек» |
|
9 |
Аппликация |
«Укрась фартук барышне» |
|
10 |
Лепка |
«Бокал» (гжель) |
«Чей это элемент» «Найди гжель среди других росписей» «Что перепутал художник» «Чей это элемент» «Подбери элемент» «Назови цветок» |
11 |
Рисование |
«Роспись гжельской посуды |
|
12 |
Рисование |
«Укрась салфетку» |
|
13 |
Рисование |
«Гжельская роза» |
|
14 |
Рисование |
«Гжельская доска |
|
15 |
Экскурсия |
«Выставка гжельских изделий» |
«Ярмарка» «Назови элемент» |
16 |
Рисование |
«Розан, купавка, листочек |
«Назови элемент» «Что за роспись» «Найди роспись, которую назову» «Подбери элемент» «Укрась городецкую посуду» «Найди Городец среди других росписей» |
17 |
Рисование |
«Городецкие композиции разной формы» |
|
18 |
Рисование |
«Городецкий конь» |
|
19 |
Рисование |
«Укрась дощечку» (птица, конь) |
|
20 |
Экскурсия |
«Выставка городецкой росписи» |
«Ярмарка» «Назови элемент»
|
21 |
Лепка |
«Филимоновская красавица»
|
«Подбери элемент» «Найди сходства и различия» «Подбери элемент» «Найди сходства и различия» «Узнай игрушку по силуэту» «Нарядные узоры»
|
22 |
Рисование |
«Украсим красавицу» |
|
23 |
Аппликация |
«Украсим красавицу» |
|
24 |
Лепка |
«Каргопольская игрушка» |
«Найди игрушку, которую назову» «Подбери узор» «Назови элемент»
|
25 |
Рисование |
«Укрась игрушку» |
|
26 |
Рисование |
«Знакомство с жостовской росписью» |
«Путешествие в прошлое игрушки» «Назови элемент» «Найди роспись, которую назову» «Что перепутал художник» «Чей это элемент» |
27 |
Рисование |
«Узор на круге» |
|
28 |
Рисование |
«Жостовские подносы» |
|
29 |
Итоговое занятие |
«В гости к народным умельцам» |
«Найди игрушку, которую назову» «Нарядные узоры» «Волшебные веера» «Что здесь лишнее» «Засели домики» «Что напутал художник» «Дымковское лото» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.