Маркина Евгения Ивановна, старший методист МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
Якубовская Татьяна Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
Михайленко Лариса Викторовна, заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХАКАТОН ВОЖАТЫХ-НАСТАВНИКОВ
«ПЯТЬ ЧАСОВ КРЕАТИВА»
Категория участников образовательного события |
Обучающиеся 9-10 классов |
Длительность образовательного события (в минутах) |
310 минут
|
Количество участников образовательного события |
Минимальное количество – 25 человек[1]; Максимальное количество – 40 человек |
Компетенции, которые формируются/совершенствуются в ходе образовательного события |
Деятельность обучающихся в рамках образовательного мероприятия способствует формированию и развитию ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций. В процессе организации и проведения образовательного мероприятия совершенствуются коммуникативные, рефлексивные, экспертные компетенции педагогических работников. |
Замысел, (идея) образовательного события |
Цель хакатона[2]: обеспечение условий для развития у вожатых-наставников ключевых компетенций и создания ими собственного интеллектуального продукта, предназначенного для применения в работе летнего пришкольного лагеря. Задачи: - организовать на подготовительном этапе тренинг для вожатых-наставников по разработке и презентации практико-ориентированных проектов; - обеспечить организационно-методические условия для проведения хакатона; - пополнить банк идей и проектов новыми инициативами. |
Форма реализации образовательного события |
Хакатон вожатых-наставников «Пять часов креатива» |
Технология(-и) реализации образовательного события |
Информационно-коммуникационные технологии Проектная технология Технологии наставничества |
Методическая целесообразность образовательного события |
Образовательный хакатон позволит создать условия для выявления педагогически одаренных детей, их профессионального самоопределения, формирования у них положительной мотивации к педагогической деятельности; осуществить отбор вожатых для летнего пришкольного лагеря на конкурсной основе. |
Воспроизводимость образовательного события |
Образовательное событие не требует уникальных ресурсов, может быть успешно проведено на институциональном, муниципальном и региональном уровнях. При проведении хакатона возможно изменение количество команд, тематики слотов. |
Уникальность образовательного события |
1. Нестандартное использование формата образовательного события. 2. Жесткая ориентированность на результат развивает мышление обучающихся в категории «проблема – способ решения». |
Какие ресурсы необходимо привлечь для реализации образовательного события (кадровые, материально-технические, информационные) |
Кадровые ресурсы: - управленческие и педагогические работники МБОУ «СОШ № 68 г.Челябинска» в роли организаторов, экспертов и членов жюри; - приглашенные эксперты и члены жюри из числа сотрудников ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» и родительской общественности. Материально-технические: - актовый зал МБОУ «СОШ № 68 г.Челябинска»; - проектор и экран, звукоусиление (колонки); - рабочие места для групповой работы команд с компьютерами и доступом к сети интернет; - рабочие места для экспертов и членов жюри; материалы для проведения хакатона; - организация питания участников хакатона. Информационно-методические: - целевая модель и программы наставничества, реализуемые в общеобразовательной организации; - оценочные листы для членов жюри (Приложение 2). |
Содержание образовательного события |
Приложение 1. |
Примерная программа и форматы продвижения сценарного плана и образовательного события в профессиональном сообществе |
Приложение 3. |
Дополнительная информация |
|
Приложение 1.
Содержание образовательного события
Педагогические пробы «Мои первые шаги в профессии»
ХАКАТОН ВОЖАТЫХ-НАСТАВНИКОВ «ПЯТЬ ЧАСОВ КРЕАТИВА»
Длительность этапа |
Форма работы |
Краткое содержание |
Подготовительный этап (тренинг в рамках обучающей профильной смены) |
||
4 часа |
Тренинг по разработке и презентации проектов |
Тренинг проводится в рамках обучающей профильной смены для вожатых-наставников, в ходе которой они отрабатывают навыки - разработки и презентации практико-ориентированных проектов, реализация которых предполагается в рамках деятельности летнего пришкольного лагеря; - находить лучшие способы решения проблемы; - аргументированно высказывать свое мнение, тактично и последовательно отстаивать свою точку зрения. Хакатон является заключительным мероприятием профильной смены. |
20 минут |
Формирование команд |
Накануне хакатона формируется 5 команд вожатых-наставников по 3 человека. Для обеспечения большей эффективности в работе над проектами в команду отбираются ребята с разными увлечениями, интересами и навыками. |
Основной этап (хакатон) |
||
10 минут |
Открытие хакатона |
Приветственное слово директора общеобразовательной организации. Объявление ведущим темы хакатона, определение регламента образовательного мероприятия, времени выполнения проектных заданий, темы образовательного слота, представление критериев оценивания проектов. Тематика образовательного слота определяется с учетом необходимости формирования у обучающихся социального опыта и навыков в рамках реализации практико-ориентированных проектов, а также возможности их продвижения в ученическом сообществе. Командам объясняется возможность консультирования с экспертами из числа педагогических работников школы и сотрудников ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». Консультации проводятся по запросу команды, для этого участниками выставляется флажок. Команда вправе не воспользоваться рекомендациями экспертов. |
50 минут |
Генерация идей |
Генерация идей проводится в форме мозгового штурма. Участники предлагают свои варианты решения проблем в течение ограниченного времени. В процессе обсуждения запрещается критиковать и отвергать идеи. |
Образовательный слот «Летний проект» – разработка проекта, в том числе волонтерского, для реализации в летнем пришкольном лагере
|
Командам предлагается «стена проблем», на которой размещаются стикеры с обозначением следующих проблем: проблема привлечения школьников к занятиям спортом; проблема межличностного общения школьников, в том числе буллинга; проблема поддержки детей-инвалидов; проблема выбора профессии школьниками, проблема экологии образовательной среды. В процессе мозгового штурма на «стену решений» участники крепят стикеры с предлагаемыми проектами / акциями, направленными на их решение. Выбор темы практико-ориентированного проекта определяется с учетом рекомендаций экспертов путем голосования. |
|
180 минут |
Проектирование |
|
Образовательный слот 1. «Летний проект» |
Команда получает чек-лист разработки практико-ориентированного проекта (Приложение 3), канцелярские принадлежности, компьютер с доступом к сети интернет. Жесткий регламент устанавливается только на общее время работы, в процессе проектирования члены команды могут сами брать тайм-ауты для непродолжительного отдыха и питания. |
|
50 минут |
Презентация проектов |
Презентация проводится в условиях жесткого регламента: время, отведенное на защиту проектов (5 – 7 минут) отсчитывается обратным таймером, по его истечении команда должна завершить презентацию. За отведенное время участники представляют проект с использованием слайдов или без них. В течение 3 – 5 минут команда отвечает на вопросы членов жюри. Жюри оценивают презентации в соответствии с критериями оценки. |
Заключительный этап |
||
10 минут |
Подведение итогов хакатона, награждение участников |
Жюри подводит общий итог хакатона. Победители и призеры получают дипломы и памятные подарки. Члены жюри и эксперты высказывают собственное мнение о работе команд. |
Приложение 2.
Экспертный лист оценки практико-ориентированных проектов
№ п/п |
Критерии оценки |
Команда 1 |
Команда 2 |
Команда 3 |
Команда 4 |
Команда 5 |
1. |
Актуальность проекта (обоснование ценности проекта) |
|
|
|
|
|
2. |
Качество разработки проекта (решает ли проект поставленную проблему) |
|
|
|
|
|
3. |
Потенциальный социальный эффект от реализации проекта (положительные изменения, ожидаемые от проекта) |
|
|
|
|
|
4. |
Креативность и оригинальность (необычность подхода к решению проблемы) |
|
|
|
|
|
5. |
Качество презентации (точное изложение проблемы и способов ее решения, четкие ответы на вопросы жюри, соответствие регламенту); |
|
|
|
|
|
6. |
Работа в команде (сплоченность команды, активность всех участников) |
|
|
|
|
|
|
Итоговое количество баллов |
|
|
|
|
|
Оценки выставляются от 0 до 3 баллов:
0 баллов – отсутствие выраженности указанного критерия;
1 балл – соответствует низкой степени выраженности указанного критерия;
2 балла – соответствует средней степени выраженности указанного критерия;
3 балла – соответствует высокой степени выраженности указанного критерия.
Приложение 3
Чек-лист разработки практико-ориентированного проекта
№ п/п |
Этапы работы над проектом |
Содержание работы на данном этапе |
Контроль и коррекция результатов |
1. |
Целеполагание |
Определите - актуальность проблемы (почему это важно, кому и зачем); - целевые группы и/или объект проекта; - цель и задачи проекта. |
Проверьте - обоснована ли ценность проекта, для чего он нужен; - описаны ли участники, целевые группы, и/или объект проекта; - конкретна ли цель проекта; - связана ли цель с реализацией проекта и ожидаемыми результатами; - достижима ли цель проекта; - измерима ли цель проекта; - соотносятся ли задачи с целью проекта. |
2. |
Планирование |
Определите - поэтапные действия (план) по реализации цели и задач проекта; - время реализации проекта; - промежуточный и конечный результаты проекта; - функции каждого участника; - способы внедрения результатов проекта; - мероприятия по информационному продвижению проекта; - возможные риски при реализации проекта. |
Проверьте - понятно ли, какое влияние будет оказано на целевые группы и/или объект воздействия; - описаны ли конкретные действия в соответствии с задачами проекта; - понятно ли из описания каждого мероприятия, зачем оно проводится, и что будет происходить; - соотносятся ли запланированные мероприятия цели и задачам проекта; - указано ли предположительное количество человек из каждой целевой группы предположительно примет участие в проекте? - сформулированы ли количественные и/или качественные результаты проекта; - указаны ли медиаресурсы, с помощью которых будет организовано информационное продвижение проекта, а также формы продвижения. |
5. |
Презентация проекта |
Подготовьте - выступление по плану: 1) почему избрана эта тема, доказательства её актуальности; 2) цель и задачи проекта; 3) что и в какие сроки нужно сделать, чтобы решить задачи и достичь цели; 4) какие результаты должны быть получены; 5) возможности применения результатов проекта; 6) как будет продвигаться проект в информационных ресурсах. - электронную презентацию или наглядность для выступления; - определите роли участников группы при презентации проекта. |
Соотнесите пункты плана с подготовленным выступлением, организуйте репетицию.
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] В состав минимального количества участников входят 5 команд вожатых-наставников по 3 человека, 5 членов жюри, 5 экспертов.
[2] Хакатон – мероприятие, проводимое в формате «мозгового штурма», активизирующее эффективную коммуникацию между учащимися, призванное стимулировать появление новых идей в выбранной предметной области и доведение их до реализации непосредственно на площадке мероприятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.