Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Подготовила: учитель-дефектолог Дербенева П.Н.
«Использование дидактических игр в работе учителя-дефектолога»
В связи с особенностями развития проблемные дети нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры, указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться учителем-дефектологом на индивидуальных и групповых занятиях.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
В практике работы дефектологи иногда смешивают дидактическую игру и упражнения. По всей вероятности, это происходит из-за общности образовательных задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.
Наряду с упражнениями дидактическая игра нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности детей. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
Исходя из игровой задачи, детьми осуществляются игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.
Мыслительные операции, которые осуществляются детьми с ОВЗ, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры после показа игровых действий целесообразно, чтобы дети выполнили их вместе с педагогом.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом занятия, на котором она проводится. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах занятия. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет дефектолог исходя из работоспособности группы возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать дети.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
В основу программного содержания работы дефектологов положена система дидактических игр, разработанная Е.А.Стребелевой. В пособии «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» представлены разнообразные игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым, зрительно-двигательной координации и мелкой моторики, на становление всех видов восприятия (зрительного, тактильно-двигательного, слухового), мышления и речи, формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Предлагаемые в пособии дидактические игры и упражнения представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребенка.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Все эти принципы предусмотрены в системе расположения игр, данных в пособии.
Игры первого раздела – «Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта» – являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.
Игры, представленные в других разделах, следует проводить параллельно. Однако и здесь есть свои особенности. В каждом разделе игры расположены по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения и др. Поэтому в первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем – игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем – игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове.
Надо отметить, что в пособии примерно распределены дидактические игры по этапам усвоения. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в семье. Каждый педагог может подобрать и другие игры, которые также следует расположить в порядке постепенного усложнения.
Дидактическая игра представляет
собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.
К основным
компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые
правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам
относятся: сюжет и роль.
Проведение дидактических
игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли педагога.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Игры с предметами основаны
на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка
действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх
с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия
предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со
свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно-печатные игры –
это интересное занятие для детей при ознакомлении с
окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и
неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки»
и т.д. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать
речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться
моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки
самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий. При необходимости дает образец поведения в игре (учит действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников). Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Роль дефектолога остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах.
Кроме того, поскольку не все дети одновременно усваивают игровые правила, дефектолог продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других детей, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций.
Таким образом, дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы дефектолога и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования поведения детей в коллективе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.