ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Фролова Л. А., учитель математики,
филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни
Тамбовского района Тамбовской области.
В связи с объявленным по всей России режимом самоизоляции, с 6апреля 2020 г. наша школа, как и все учебные заведения России, переведена на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса.
Что же представляет из себя дистанционное обучение в школе?
Согласно ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ», «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
То есть, это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Ученик получает доступ к видео-урокам, методическим материалам, возможно онлайн-общение с учителем. После прохождения урока, ученик выполняет домашнее задание.
Тема дистанционного образования рано или поздно становится актуальной для любого учителя, и речь идёт не только о периодах карантина. Например, дети на домашнем обучении и дети-спортсмены постоянно нуждаются в удалённом взаимодействии с педагогом. Кроме того, современные цифровые сервисы для дистанционного образования помогают учителям вести дополнительные курсы, работать внеурочно с неуспевающими и одарёнными учениками.
Как же я выстраивала свою работу? Чтобы организовать эффективное дистанционное обучение, мало усадить ребёнка за домашнюю парту, нужно ещё поддерживать его интерес и внимание во время занятий.
Главным преимуществом дистанционного обучения является то, что учеба происходит в удобное для учащихся время, в удобном месте. Учащийся выбирает удобный для него темп решения того или иного задания. Сдать работу или получить ответ на вопрос можно в любое время. Я нахожусь на связи постоянно и по мере своих возможностей отвечаю на вопросы учащихся. На сегодняшний день существует различное множество online-сервисов для организации дистанционного образования. Я выбрала для себя несколько.
Один из популярных online-сервисов это мобильное приложение Вконтакте. Мной это приложение используется в нескольких классах. Для каждого класса была создана группа в этом приложении. В эту группу приглашается учитель, который может отвечать на вопросы учащихся, высылать им документы с заданиями, проверять их решение. При использовании данного приложения среди учащихся существует соревновательный момент. Кто первые напишет ответ? Чей ответ окажется верным? Если у учащихся задание вызвало затруднение, то я могу дать им пояснение в письменной форме или в виде голосового сообщения. Через данное приложение учитель может передавать видео информацию, включающую в себя объяснение нового материала или пояснение к задачам.
Для развития творческих способностей я предлагаю учащимся составить
ребусы, интересные задачи, которые они выкладывают в группу и совместно их решают. Предлагаю учащимся провести конкурс на наиболее рациональное решение задачи. Все учащиеся решают одну и ту же задачу, выкладывают решение в группу Вконтакте и мы совместно анализируем их и выбираем наиболее рациональное.
Еще одним открытием для меня стала интерактивная рабочая тетрадь Skysmart.
Данный проект решает главные задачи:
1. помочь учителям и ученикам задействовать онлайн именно те параграфы и упражнения, которые есть в учебниках и рабочей программе;
2. освободить родителей от необходимости постоянно отвлекаться и помогать детям с решением технических проблем;
3. предоставить школьникам интересный учебный ресурс, который поможет с пользой провести вынужденный карантин.
Я зарегистрировалась на платформе, выбрала свой предмет и класс и начала создавать подборку интерактивных заданий из готовых коллекций. Ученикам очень удобно и просто работать: им достаточно ввести своё имя после получения ссылки и приступить к выполнению упражнения. После выполнения работдетьми, я получала полную информацию о ходе выполнения учениками интерактивных заданий.
На практике мы (я и дети) убедились, что тетрадь работает с любого устройства. Возможность работать в тетради с разных устройств — дополнительный плюс, так как не у всех семей есть домашние компьютеры или ноутбуки с выходом в интернет (к тому же, в период карантина многие родители также вынуждены работать дистанционно), однако личные смартфоны или планшеты, где действует мобильный интернет, есть практически у всех школьников. Важно также, что задание можно отправлять как во время, так и после урока, потому что нет необходимости долго ждать загрузки результатов. Все выполненные школьниками задания проверяются автоматически, после чего учителю открываются данные с результатами. Это позволяет экономить ценное время педагога, которое обычно тратится на самостоятельную проверку, а также оперативно собрать максимально полную информацию о том, как дети усвоили пройденный материал.
Так же для проведения дистанционного обучения я использовала платформу Учи.ру, поскольку данный сайт использовался мной ранее,. На сайте были зарегистрированы почти все классы: дети принимали активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах, работали с карточками.
Дети имеют возможность самостоятельно изучать курс математики. Учитель отслеживает и корректирует работу ребенка. Все задания выстроены так, что сначала ребенок сам изучает тему, потом идет проверка знаний и закрепление материала.
Учи.ру раскрывает потенциал каждого ученика, позволяет обеспечить индивидуальный подход. Платформа анализирует действия ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию. Учитель видит, какие задания вызвали трудности, сколько времени было потрачено на каждое задание, какие темы отработаны. Прогресс школьников отображается в личном кабинете.
На сайте появились новые сервисы для дистанционного обучения:
- Онлайн-уроки - готовые видеоуроки, на которых учителя разбирают сложные темы.
- «Виртуальный класс» - это сервис, в котором педагог может провести урок онлайн.
- «Задания от учителя» - ученики закрепляют знания, решая карточки, а результаты проверяются автоматически.
- «Проверка знаний» - сервис, который позволяет создавать проверочные работы по русскому языку и математике из готовых подборок заданий.
Однако в первые дни работы на данной платформе мы столкнулись с проблемой - образовательная платформа часто «зависала». Высокая популярность сайта и массовый переход на дистанционное обучение вызвал перегруженность сервиса. Со временем данная проблема была сведена к минимуму.
Для общения с классом, проведения онлайн уроков я использовала сервис «Виртуальный класс».
Кроме виртуального класса мной активно использовались сервисы «Задание от учителя» и «Проверка знаний». Они дают возможность легко и быстро отработать определенную тему и провести дистанционно самостоятельную или контрольную работу с целью актуализации знаний учащихся и восполнения пробелов.
«Задания от учителя» формируются учителем из общей базы карточек. Задания можно формировать для всего класса или индивидуально для каждого ученика. При формировании задания учитель указывает срок, отведенный на выполнение карточек. После завершения задания учитель имеет возможность видеть, какие задания были выполнены без ошибок, а для каких потребовалось две и более попыток. После выполнения работы формируется отчёт о выполнении по всему классу и отдельному ученику.
Онлайн-сервисы и платформы для школьного образования все больше входят в жизнь школьников. За время самоизоляции буквально все учителя и школьники так или иначе столкнулись с дистанционным обучением.
Мне, как учителю, работать с детьми онлайн сложнее, чем очно. Онлайн-уроки длятся 30 минут, за это время надо повторить материал и дать новый. Я против того, чтобы дети учились только за компьютером или планшетом. Все же важно развивать навык письма, моторику рук и память — «лучше запомнишь, если запишешь и несколько раз повторишь». Использовать сервисы сайта лучше как дополнение к очному обучению.
Однако в режиме самоизоляции работа по дистанционному образованию дала возможность реализовать прохождение учебного материала, приобрести опыт удаленной работы, который актуален так же в актированные дни. Платформы дают детям возможность учиться удалённо, чтобы не забыть пройденные темы и наверстать пропущенное.
Тем не менее, считаю дистанционное образование в школе мерой вынужденной и временной. «Виртуальный класс» не может заменить живое общение урока.
Источники информации:
1. Пять проблем продуктовой компании во время карантина: опыт Учи.ру. — Режим доступа : https://vc.ru/uchi.ru/125881-pyat-problem-produktovoy-kompanii-vo-vremya-karantina-opyt-uchi-ru
2. Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей. — Режим доступа: https://uchi.ru/
3. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/dadulifotu
4. Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение, 2016. -№ 2. - С. 6-7.
5. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент, 2019. - № 3. - С. 36-39.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.