Простые истины семьи
Оценка 4.7

Простые истины семьи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
МХК
4 кл—5 кл
07.02.2020
Простые  истины семьи
Урок по духовно-нравственному воспитанию. Создает условия для формирования внутреннего мира, благоприятный климат в классе для детей и родителей.
Урок Истина.doc

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Усть- Камчатского района

Камчатского края

 

 

Урок по духовно-нравственному воспитанию

 

 

«Простые

истины семьи»

 

 

 

 

 

 

Составил:

учитель начальных классов

Юшкевич Наталья  Михайловна

 

 

 

п. Ключи-1

2020г.

 

 

 

Цель: создать условия для формирования внутреннего мира, благоприятный климат в классе для детей и родителей.

 Образовательные:  расширить представление школьников о значимости духовно- нравственного воспитания; способствовать расширению словарного запаса.

Воспитательные: показать ценность духовного богатства человека, воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям, уважение к предкам.

Организационные: привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых общеобразовательным учреждением.

Информационные: познакомить родителей с литературой по духовно- нравственному воспитанию учащихся.

Специальные: способствовать сплочению детского коллектива, формировать доброжелательные и доверительные отношения, выявление положительного опыта семейного воспитания.

Оборудование: Закон Российской Федерации «Об образовании». Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, пословицы, карточки, презентация.

 

План.

1.      Вступительное слово.

2.      Введение в занятие. Предположение.

3.      Тема и цель урока.

4.      Священная книга «Библия».

5.      Поиск решений. Работа в группах.

6.      Продуктивные задания. Различие трех временных периодов.

7.      Сообщения детей.

8.      Причта.

9.      Подведение итогов.

 

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости: родители, ученики, дети. Сегодня на уроке ждет нас интересная и разноплановая работа. Участвуют три  творческие команды.  «Вера», «Надежда», «Любовь». Команды готовы?

Учитель: Сделайте предположение, о чем мы будем говорить?

(Слайд 1)Послушайте загадку. Я, ты, он, она,

               Вместе дружная -------(семья)

Ученик: Мы будем сегодня говорить о семье.

Учитель: Давайте сформулируем тему нашего урока, а для этого вам надо зачеркнуть все маленькие буквы

ПаРуОкСлТдЫжЕ ИтСыТкИуНсЫ СчЕиМуЬтИ

 II. Тема и цель.

Учитель:    Простые истины семьи.

Давайте, определим наши знания, а для этого поработаем по таблице  «Знаю. Хочу узнать. Не знаю».

Знаю

Хочу узнать

Не знаю

Семья.

Что такое культура?

Как раньше воспитывали детей в семьях?

Любовь.

Семейные традиции.

Что такое счастье?

О правилах поведения в семье.

 

III. Актуализация знаний.

Учитель: Что является продолжением семьи?

Ученик: (подготовленный) «рождение и воспитание» детей, передача духовно- нравственного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

Учитель: Какую семью можно назвать идеальной? ( Где царит: любовь, терпение и счастье)

Учитель: Какая семья является счастливой? Что такое счастье?

Ученик: Счастье- это внутреннее состояние человека, ощущение радости, удовлетворения.

Учитель: Какие культурные традиции есть в вашей семье? Что это за простые истины, которые должны быть в каждом доме?

Ученик: Почитание старших, воспитание и образование детей, культура поведения.

(Слайд 2) Культура нашей Родины – это отечественная культура,   от слова «Отечество». Значит, страна и культура отцов наших идут вместе. 

 Отцы передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети – своим детям. Так сохраняются отеческие традиции, простые семейные истины.

Учитель: Люди задумывались давно над правилами поведения в семье.

Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

Какая книга является источником нравственных знаний для людей? (Библия)

(Слайд 3) Ученик: Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия». Давайте их вспомним.

1.Поклоняться своему Богу.

2.Почитать родителей.

3.Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.

4.Не убивать.

5.Быть милосердными, сострадательными.

6.Не завидовать.

7. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с тобой.

В каждом доме есть эта священная книга.

Учитель: Дом – это место, где собирается вся семья, где человек может отдохнуть и почувствовать заботу и любовь. Как создать тепло дома?

Группы подготовили сообщения о том, как соблюдались простые истины в  разные временные периоды.

1 группа.

(Слайд 4) При правлении Ивана Грозного в XVI веке на Руси появляется  «Домострой», в котором регламентировалось отношение человека к Богу, к государству, к окружающим людям. В  книге говорится о духовно – нравственных ценностях, которые формируют атмосферу семьи. Главой семьи является муж, который несет духовную ответственность за всех домочадцев. Помощницей мужу, по дому является жена, во всем подчиняющаяся ему.

IV. Поиск решений. Работа в группах.

 Учитель: Ситуация.  (Для 1 группы) Выберите нравственные качества жены (в гости ходить «не ради еды и питья, но ради доброй беседы »,  «не сплетничать», «воздерживаться всего хмельного питья»,  «ключнику приказ как пир устроить».

Ситуация. (Для 2 группы) Выберите нравственные качества для  детей (почитать родителей, сохранение родительской старости, «жена добрая, терпеливая и молчаливая – венец своему мужу»).

Ситуация. (Для 3 группы) Выберите нравственные качества мужа («не красть, не солгать, не оклеветать», « учиться доброму порядку»,  «к меньшим и убогим приветливым быть», «Господь помилует от грехов».

(Обсуждение ситуаций)

V. Физкультминутка под музыку.

Учитель. “Время бежит. Россия семимильными шагами идёт вперёд, “прорубая окно в Европу”. Строятся заводы, открываются школы арифметические, медицинские, появляется новая мода. А что же происходит с нравами?”

Группа 2.Подготовленный ученик.

 (Слайд 5)Император Пётр I написал книгу “Юности честное зерцало”. Где, во первых должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, возле них не садиться. У родителей речей перебивать не надлежит, не прекословить. Без спросу не говорить. Когда родители их спросят, то должны они отозваться тотчас и не дерзостно ответить. Никто сам себя много не хвалит и не унижает. Младой отрок должен быть бодрым, трудолюбивым, прилежным. Вы должны следовать этим правилам.

 Учитель. 1. О каких человеческих качествах шла речь?

 Какие человеческие качества ценились нашими предками?

2. А какие качества на ваш взгляд более важные? И почему?

(Обсуждение)

Учитель. “Мы с вами живём в 21 веке — веке информационного общества. Какие качества вы бы приветствовали сейчас и почему?”

( Беседа.)

(Слайд 6)Учитель. Ну, а для людей, которым мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди не указ, существуют Гражданский и Уголовный кодекс. Они им понятнее. А для каждого из нас стражем порядочности является СОВЕСТЬ.

В России всегда существовала традиция в различные исторические периоды определять требования к поведению людей. Я предлагаю вам сейчас определить, какие простые истины были заложены в каждом временном периоде. (Работают группы)

VI.  Продуктивные задания. Различие трех временных периодов.

«Домострой » на Руси

16 век

Юности честное зеркало

«Показание к житейскому обхождению».1717г.

Конституция. Гражданский и уголовный кодекс РФ

1.Забота о детях

Родители заботятся о чадах своих.

Дети должны отца и мать в великой чести содержать

Статья 38.Конституции семья находится под защитой государства (забота о детях обязанность родителей)

2.Обучение.

Воспитывать в добром поучении.

У родителей речей перебивать не надлежит; не прикословить.

СТ.34 Дети имеют право на образование.

3. Совесть.

Учить страху божию и вежливости; всякому порядку.

Не дерзносно отвечать; когда им приказано, что от родителей бывает всегда шляпу в руках держать.

Ст. 28 Гарантируется свобода совести.

4. Труд.

По возрасту учить рукоделию-дочерей; сыновей-мастерству всякому.

Отрок должен быть трудолюбивым, прилежным.

Ст. 37 каждый имеет право на труд.

5. Поучения, наставления.

Об неправильном житии (страмословие, клятвопреступление) в соседстве кто не добр.

 Следовать правилам  «Юности честное зеркало». От пьянства себя удерживать (играния и блуда)

 Семейный кодекс РФ от 29.12.95г. Родители несут ответственность за появление детей в состоянии опьянения в общественных местах. Уголовный кодекс РФ.гл.17. Унижение чести и достоинства доброго имени является преступлением (клевета, оскорбление).

6.Забота о родителях.

Чтить детям отцов своих любить и беречь и повиноваться им.

Если родители в старости оскуднеют разумом не бесчестить, не укорять.

Ст.38. Трудоспособные дети, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

Итог. Во все времена люди стремились соблюдать элементарные нормы приличия. Воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям, уважение к предками - всё это было простыми  истинами, которые являлись духовным богатством человека.

VII. « Почитаемая традиция народа»

Мы проследим, как традиции духовно - нравственной культуры почитались,  и хранились  в избе, в предметах обихода.   

Работа в группах. Выступает 1-ая группа

Учитель. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

(Слайд 7) Ученик (подготовленный) Путники, сбившиеся с пути, стучали в дверь повстречавшегося дома, и, войдя в него, кланяясь хозяевам, произносили слова: «Мир Вашему дому! Здравствуйте!». На что хозяева отвечали: «Милости просим!». Это было очень, давно, но традиция при встрече здороваться, жива и поныне.

Учитель. Почему?

Группа 1. Потому что слово «здравствуйте» означает желать здравствовать.

« Милости прошу» - милость от слова милый.

Учитель: Милый человек, какой?

Ученик: Добрый, ласковый, заботливый.

Учитель: Вот об этом и просит хозяйка быть добрыми, заботливыми, ласковыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.

Историю России можно сравнить с величавым, широко развесистым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, листву и мощные, уходящие в глубину корни.

Выступает 2-ая группа «Русская изба»

(Слайд 8) Учитель. Давайте заглянем в русский дом.  Какие традиции соблюдались в русском доме?

2 группа. Как красиво звучат слова: горница, светлица. Сколько света, простора, тишины в этих словах! Как ручьисто играет русский язык: девица - горница - светлица - молодица! Самое почётное место в горнице отводили гостю, угощали самой лучшей едой. В семье воспитывались так, что лучший кусок кормильцу. Первым брал ложку хозяин.  Традиция почитать старших осталась до сих пор. Садясь за стол, каждый знал своё место. (Ситуация про дедушку).

(Слайд  9) Ученик: «Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то мастерит. Отец и спросил: - Что ты это делаешь, Миша?  - Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Как поступили родители? «Чти отца своего и мать», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Живых родителей почитай, а мертвых поминай». Русская народная мудрость.

Выступает 3-ая группа «Русская печь».

(Слайд 10) Учитель. Познакомимся поближе с горницей.

Группа 3. Посреди горницы ставили печь. В старину говорили «ПЕЧЬ – ВСЕМУ ГОЛОВА» Почему? Голова значит всему главная. В ней готовили пищу, она согревала в стужу, в ней сушили ягоды, грибы, травы.  А еще печь лечила! Она кормит, греет, сушит, лечит.

Учитель. Вспомним, на какие две части делила горницу печь? 

Печь делила горницу на две части:  бабий кут, красный угол.

Учитель. Как в старину называли женщину?

Группа 3. В старину называли женщину Баба. Вот поэтому место за печкой названо бабий кут. Там находились кочерга, ухват, рукомойник.

Учитель. Почему угол назвали «красным»?

Группа 3.   Угол назвали красным от слова красивый, нарядный.  На окне занавески, на полу половики.

Учитель. А что было в углу?

Группа 3.Здесь в красном углу висела икона.

Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую икону « образок».

Иконы входили в жизнь человека  с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь.

 Выступает 1-ая группа «Икона».

(Слайд 11) Учитель. Что же такое икона?      

 Группа 1. В переводе с греческого языка означает «образ, изображение» Окно в мир духовный, в мир небесный.

Учитель. А какой земной образ стал идеалом небесной чистоты?

(Слайд 12) Группа 1. Образ Богоматери.   В духовных песнопениях и духовной литературе Богородицу называют Пречистой, Пренепорочной, Приснодевой (на фоне видеоряда икон Богоматери). Во всех этих сравнениях девство Её возведено к высшей надмирной степени чистоты. Самые светозарные слова посвящают Богоматери. То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Её.

«Скоропослушница», «Смоленская икона », «Милующая», «Иверская», «Почаевская», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих радость»,  «Умягчение злых сердец». Нужно отметить, что Богородица является покровительницей России. По христианскому учению – чистота положена в основе всего мира. Таким образом, храм был центром русской культуры, он был Святыней. Святыней была и Икона. Храм святыня, но и русский дом был святыней.

Учитель. Почему?  В каждом доме был красный угол с теми же иконами, что и в храме. Учитель. Как это воздействовало на людей?  Какое оказывало влияние на поведение домочадцев?

Учитель. А что из традиций вы почитаете дома?

Выступает 2-ая группа.

(Слайд 13) Вывод.

Нельзя было ругаться, ссорится.

В доме все как в храме.

Ребенок учится тому,   

Что видит у себя в дому.

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Тому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.               С. Брант.

VIII. Продуктивные задания. Игра « Скажи-ка по – другому » (соедини стрелками)

Дом

 

Баба

Комната

Кут

Угол

Горница

Женщина

Изба

 

Ковер

 

Занавески

Кормить

Сундук

Шторы

Половик

Шкаф

Потчевать

 

Рот

 

Отрок

Щеки

Зерцало

Зеркало

Ланиты

Подросток

Уста

 

Выступает 3-ая группа «Сундук».                        

(Слайд 14) Учитель. А еще в горнице стояли сундуки. Для чего они предназначались?

Группа 2. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек, на них и спали. ( Прикрепить на доску два рисунка. Это сундучки. Крышка одного приоткрыта, и в сундуке видны драгоценности, монеты. Второй сундук пока пуст.)

Учитель. Вспомните, что складывают в сундуки, сундучки? (Жемчуг, драгоценности).

Можно ли эти богатства потрогать руками? (Да. Украшения можно надеть). Раздаю на парты карточки: ЧЕСТНОСТЬ, ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ, ВЕСЕЛЫЙ НРАВ, ВОСПИТАННОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ЖАДНОСТЬ, СКУПОСТЬ, ВРЕДНОСТЬ, ТРУСОСТЬ,.

Выберите 2-3 черты характера, которые вам близки по духу и поместите эти карточки во второй сундучок.

Учитель. А почему вы все поместили в сундучок? (Это богатство)

Учитель. Для кого? (Для себя и других)

Учитель. Можно ли его потрогать руками? (Нельзя) Это и есть богатство души человека. И оно проявляется в его отношении к людям, к делу.

IX. Обобщение знаний. Работа в группах.

( Составить из слов пословицу). Читает та, группа, которая  быстрее всех составила.  «Сей добро, посылай добро, жни добро, оделяй добром» «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н.Толстой» «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте, и вы с ними. Иисус Христос» (Обсуждение)

(Слайд 15) Учитель.  История произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом, же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну  ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

УЧИТЕЛЬ: Что имел в виду мудрец? Обсуждение.

А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой нашего рассказа станет синквейн. Работа в группах.

Права.

Правильные, необходимые.

Направляют, оберегают, защищают.

Без них нельзя жить.

Необходимость.

Истина.

Вечная, удивительная.

Бежит, волнует, торжествует.

Истина - загадочная неизвестность.

Поиск.

Дом.

Надежный, любимый.

Охраняет, оберегает, защищает.

Он нужен каждому.

Любовь.

 

 

(Слайд 16) X. Рефлексия. Тест. ( Работа с сигналами)

1.Настоящая роскошь – это……..

а) поездка за границу

б) общение    +

в) приобретение автомобиля

2. Как называется русский дом…….

а) изба     +

б) горница

в) жилище

3. Кто или что является «…….- всему голова »

а) ребенок

б) светлица

в) печь     +

4. ИКОНА – это …..

а) образ, изображение       +

б) рисунок

в) угол

5. Сундуки служили для

а) игры

б) еды                                                                

в) вместо шкафов             +

Учитель: Так о чём мы говорили? Какие простые истины вы запомнили? В каких документах были отражены правила поведения?

Всегда ли люди пользуются этими правилами?

Чтобы кому-то помочь вы заглядываете в книгу?

Ученик:  Нет, у человека есть душевные качества: уважение, терпимость, доброта, отзывчивость, что и составляет основу духовно-нравственной культуры, те простые истины, которые должны сохраняться в каждом доме.

(Слайд 17) XI. Итог урока: Эти простые истины помогут вам приобщиться  к русским традициям, к уважению к предкам. От вашей нравственной чистоты зависит, какими вы вырастете.

X. Домашнее задание. (По желанию)

1. Нарисовать свою семью.

2.Написать мини-сочинение « Близкие люди».

3. Найти пословицы о семейном воспитании.


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Цель: создать условия для формирования внутреннего мира, благоприятный климат в классе для детей и родителей

Цель: создать условия для формирования внутреннего мира, благоприятный климат в классе для детей и родителей

Ход урока. Вступительное слово учителя

Ход урока. Вступительное слово учителя

Ученик: Счастье- это внутреннее состояние человека, ощущение радости, удовлетворения

Ученик: Счастье- это внутреннее состояние человека, ощущение радости, удовлетворения

Слайд 4) При правлении Ивана Грозного в

Слайд 4) При правлении Ивана Грозного в

Никто сам себя много не хвалит и не унижает

Никто сам себя много не хвалит и не унижает

Учить страху божию и вежливости; всякому порядку

Учить страху божию и вежливости; всякому порядку

Учитель. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Учитель. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Слайд 9) Ученик: « Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то мастерит

Слайд 9) Ученик: « Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то мастерит

Группа 1 . В переводе с греческого языка означает «образ, изображение»

Группа 1 . В переводе с греческого языка означает «образ, изображение»

VIII . Продуктивные задания. Игра «

VIII . Продуктивные задания. Игра «

ТРУДОЛЮБИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДОСТОИНСТВО,

ТРУДОЛЮБИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДОСТОИНСТВО,

Права. Правильные, необходимые

Права. Правильные, необходимые

Чтобы кому-то помочь вы заглядываете в книгу?

Чтобы кому-то помочь вы заглядываете в книгу?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020