Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе преподавателя СПО
Наталья
Владимировна Державина,
преподаватель математики
ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»
Участие педагогов в окружающих процессах всегда было неотъемлемой частью их работы. И когда настало время пандемии, они также не остались в стороне. Эта непредсказуемая ситуация коснулась практически всех сфер общественной жизни, включая образование.
Настоящий педагог не имеет права погружаться в уныние. Он несомненно верит, что эпидемия скоро пройдет, но, в то же время, учебный год нужно завершить в этих особых условиях.
«Тот, кто обучает, всегда должен продолжать самостоятельно обучаться», как говорил Ричард Генри Данн. И вот, учителя столкнулись с необходимостью освоения методики дистанционного обучения. Выяснилось, что такая вынужденная ситуация может принести пользу, поскольку педагоги всех уровней активно разбираются с техническими аспектами завершения учебного года и проведения экзаменов, никуда не выходя из дома.
Анализируя свой опыт и опыт моих коллег в проведении дистанционных занятий в режиме онлайн, хочу отметить большую помощь в проведении занятий, как Uchi.ru, Youtube, ВКонтакте, ZOOM, Skype и др., которые в сжатые сроки организовали сервисы в помощь всем: и педагогам, и обучающимся.
Дистанционное обучение - это новое и неизведанное для нас явление, которое вызывает непонимание как у пользователей, так и у разработчиков в своей технической несовершенности. Однако, не существует альтернативы. Нам необходимо искать возможности преодоления ограничений, а не поддаваться причинам и недостаткам. Ни на один день нельзя прекращать образование студентов.
Конечно, педагоги вынуждены проводить большое количество времени перед экранами, подготавливая электронные и дистанционные уроки, создавая презентации, проводя онлайн уроки и занятия со своими студентами, а также встречи с их родителями. Но необходимо помнить, что вынужденная самоизоляция повышает уровень стресса в семьях, особенно когда в одной семье есть несколько обучающихся и технические возможности ограничены. Огромная ответственность лежит на плечах родителей, которые непреднамеренно стали учителями.
Для педагогов, особенно педагогов СПО дистанционное обучение в условиях этой пандемии представляет собой не только ограничение, но и простор для инноваций и творчества.
Как преподаватель математики, науки серьёзной и сложной для понимания некоторых обучающихся, хочу поделиться своим опытом в проведении онлайн занятий со своими студентами.
Прежде всего, нужно было определиться, какая платформа позволит проводить занятия в новой для всех участников учебного процесса форме. Проанализировав все имеющиеся сервисы, мой выбор был остановлен на платформе Uchi.ru, которой я пользовалась на тот момент уже несколько лет. Порадовало, что кратчайшие сроки на платформе была создана возможность онлайн общения со студентами, были разработаны и выложены инструкции по организации и проведении дистанционных занятий. Технические характеристики для поддерживания сервиса на этой платформе были достаточно доступны для всех участников образовательного процесса.
К тому же большинство моих студентов уже были знакомы с этим сервисом, так как выполняли на их базе всевозможные олимпиады и задания по математике.
Порадовала организации и проведения онлайн занятий. Занятие планировалось заранее, при выборе времени проведения занятия появлялось своеобразное расписание, что было удобным и для меня педагога, и для моих студентов. Также появлялось предупреждение в какое время платформа более перегружена и могут быть проблемы со связью.
На платформе Uchi.ru преподаватель мог использовать подготовленную заранее презентацию, видео-фрагмент. Кроме того, можно с помощью маркера делать выделения в самой презентации, уточняя или акцентируя необходимые понятия на занятии.
В случае если студент не смог подключиться к занятию можно было выкладывать ссылки на уроки из базы Uchi.ru, чтобы ребята не отстали от своих одногруппников, которые смогли посетили онлайн занятие.
В методическом плане онлайн занятия существенно отличаются от обычного очного занятия. К таким особенностям могу отнести следующие:
– продолжительность занятия ограничена, на некоторых платформах не более 30 минут;
– необходимо начинать онлайн обучение со знакомства с правилами ведения и поведения занятия в новом формате, необходимо даже установить определённые правила;
– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»);
– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего экрана, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);
– если во время проведения занятия у студентов появляется вопрос к преподавателю – его можно отправить в чат. Преподаватель прочитав его сможет ответить;
– чтобы во время проведения занятий студенты не отвлекались на разговоры в чате, преподаватель чат может отключить;
– контролировать внимание обучающихся в онлайн-формате сложнее, чем в оффлайне. Помогают простые приемы: чаще обращаться к ребятам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат.;
– на занятии, проводимом в режиме видеотрансляции как и на обычном занятии может пойти что-то не так. Необходимо не паниковать, предупредить ребят, что могут возникать сложности, но все проблемы решаемы. В любом случае это новый опыт и для педагогов, и для обучающихся. Просто понадобиться больше времени, чтобы привыкнуть и наладить работу.
Время пандемии показало нам всем как использовать новые информационные возможности в образовательном процессе. И вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это стало нашей необходимостью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.