"Использование электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе"
Оценка 5

"Использование электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе"

Оценка 5
doc
25.05.2020
"Использование электронно-образовательных ресурсов  в образовательном процессе"
Использование ЭОР.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

 

 

 

Использование электронно-образовательных ресурсов

в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кувандык

2020

 

 

 

 

 

 

Утверждено методическим советом МБУДО ДПШ:

Протокол № ____ от  __________

 

 

 

 

 

Составитель: Лимарева Э.Д.

методист МБУДО «ДПШ»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации предназначены учителям, методистам, педагогам дополнительного образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

           Введение. Общая характеристика ЭОР …………….4

I.                  Методические рекомендации по работе с                             Хранилищем Единой Коллекции ЦОР …………….6

II.               Сетевые электронные образовательные                            ресурсы, материалы которых могут быть                   использованы педагогами на занятиях ……………..22

Литература…………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Общая характеристика ЭОР

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. 

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

·        Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

·        Интерактивность.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

·        Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

·        Универсальность.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения на материале, который может быть включен в любые занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 Методические рекомендации по работе с Хранилищем Единой Коллекции ЦОР

 

Ресурсы Коллекции, содержащей набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), могут использовать все участники образовательного процесса: педагоги при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители. Коллекция представляет интерес для широкой общественности (для самообразования и других целей). Ресурсы Коллекции используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса предоставляется бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к качественному и полному набору разнообразных учебных материалов, представленных в Коллекции.

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе общего и начального профессионального образования Российской Федерации.

Хранение ресурсов, доступ к ресурсам и их описаниям с использованием Интернет обеспечивает Хранилище Коллекции (Хранилище). Хранилище ЦОР рассчитано на массового пользователя и обладает надежным программным обеспечением, наглядным, удобным и интуитивно понятным пользовательским интерфейсом. Оно обеспечивает высокий уровень комфортности условий работы для пользователей любого уровня подготовленности, в том числе обладающих самым минимумом технических знаний и навыков информационного поиска.

Доступ к ресурсам Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для системы общего и начального профессионального образования, расположенной по адресу http://school-collection. edu .ru, организован через различные разделы Хранилища ЦОР.

1

Рис. 1. Главная страница сайта

Основным разделом Хранилища ЦОР является "Каталог", через который осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов:

  • учебник; 
  • учебное планирование;
  • методические рекомендации ;
  • коллекции:
  • Произведения русской классической музыки;
  • Произведения зарубежной классической музыки;
  • Неорганическая химия. Видеоопыты; 
  • Органическая химия. Видеоопыты;
  • Коллекция материалов по математике;
  • электронные издания :
  • Ресурсы на CD/DVD;
  • Энциклопедия "Кругосвет";
  • Журнал "Химия и Жизнь";
  • Журнал "Квант";
  • ресурсы учителей.

Все ЦОР в Хранилище обязательно отнесены к какому-либо классу (или классам) и предмету (или предметам).
Доступ к учебным материалам через каталог осуществляется путем выбора интересующих пользователя класса и/или предмета.

2

Рис. 2. Каталог

Выбирая класс, мы получаем список предметов, по которым в Хранилище ЦОР есть учебные материалы.
Далее, выбирая предмет, получаем сами учебные материалы.

3

Рис. 3. Учебные материалы в Каталоге по естествознанию для 5 класса

В случае, когда сначала выбираем предмет, получаем список соответствующих ему учебных материалов.
Затем есть возможность сделать выборку учебных материалов по интересующему классу (имеется множественный выбор классов).

4
Рис. 4. Учебные материалы в Каталоге по физике

Развитый пользовательский интерфейс каталога обеспечивает возможность удобного доступа к ресурсам для различных целевых аудиторий.

В случае, когда пользователем сайта является обучающийся, у него есть возможность использовать раздел "Для ученика". В данном случае ученик, выбирая класс (в котором он обучается, например), получает все предметы, изучаемые в этом классе, по которым в Хранилище ЦОР есть учебные материалы. Затем, выбрав интересующий предмет, пользователь получает перечень соответствующих этому предмету учебных материалов.

Раздел "Для ученика" дает возможность доступа ко всем типам учебных материалов, кроме учебного планирования и методических рекомендаций.


5

Рис. 5. Каталог для ученика

В случае, когда пользователем сайта является преподаватель, у него есть возможность использовать раздел "Для учителя". В данном случае учитель, выбирая предмет, получает список классов, в которых изучается этот предмет и по которым в Хранилище ЦОР есть учебные материалы. Затем, выбрав интересующий класс, пользователь получает перечень соответствующих этому классу учебных материалов.


6

Рис. 6. Каталог для учителя

Через раздел "Тематические коллекции" осуществляется доступ к следующим коллекциям

·         Произведения русской классической музыки;

·         Произведения зарубежной классической музыки;

·         Неорганическая химия. Видеоопыты;

·         Органическая химия. Видеоопыты;

·         Коллекция материалов по математик е.


7

Рис. 7. Раздел «Тематические коллекции»

Пользовательский интерфейс музыкальных коллекций позволяет выбирать музыкальные произведения, их фрагменты и описания по авторам.

Для каждого автора существуют подраздел "Биография автора", содержащая биографическую справку о нем, и перечень подразделов, содержащих его произведения и их описания, названия которых совпадают с названиями музыкальных произведений

8

Рис. 8. Пользовательский интерфейс музыкальных коллекций

В подразделе музыкального произведения на первом месте всегда хранится описание, а далее упорядоченный список музыкальных фрагментов (треков), из которых состоит данное произведение

9

Рис. 9. Подраздел музыкального произведения

Пользовательский интерфейс видеоопытов по неорганической и органической химии позволяет выбирать интересующие опыты и их описания по названию тем, к которым относятся эти видеоопыты.

10

Рис. 10. Пользовательский интерфейс коллекций видеоопытов по химии

Перейдя с главной страницы любой из коллекций видеоопытов по ссылке в интересующую тему, выбрав затем какой-либо опыт, пользователь получает краткое текстовое описание данного опыта, его иллюстрацию, используемое оборудование, технику безопасности и возможность посмотреть видеоролик проведения этого опыта, нажав на ссылку "Посмотреть опыт" .

11

Рис. 11. Пример видеоопыта по неорганической химии

Через подраздел «Коллекция материалов по математике» осуществляется доступ к коллекции задач, в которую входят олимпиадные задачи по всем разделам математики, а также геометрические задачи, и к коллекции видеозаписей лекций ведущих ученых и учителей по математике.

12

Рис. 12. Коллекция материалов по математике

 

13

Рис. 13. Коллекция олимпиадных задач по математике

14

Рис. 14. Коллекция видеозаписей лекций по математике

 

Раздел "Инструменты" содержит два подраздела:

· Инструменты организации учебного процесса;

· Программы просмотра ресурсов.

В подразделе "Инструменты организации учебного процесса" размещены программные системы "1С:ХроноГраф Школа 2.5" (для управления образовательным учреждением) и 1С:ХроноГраф 3.0 Мастер" (для планирования учебного процесса). На главной странице этого подраздела можно увидеть краткие описание данных программных продуктов. Здесь же реализована возможность ознакомиться с более подробным описанием каждой из программных систем, нажав на ссылку "Подробнее".

15

Рис. 15. Инструменты организации учебного процесса

Справа от полученного описания отображаются дополнительные возможности использования инструментов организации учебного процесса, благодаря Хранилищу ЦОР, в том числе получение наиболее полного представления о продукте, переместившись на сайт поддержки программы по ссылке с одноименным названием.

В случае необходимости можно "Загрузить" себе на компьютер заинтересовавший продукт в сжатом формате, заполнив предварительно форму, содержащую сведения об организации, для которой осуществляется загрузка данного программного обеспечения, и приняв соглашение об использовании его только в учебном процессе в системе общего и начального профессионального образования.

Помимо доступа к инструментам организации учебного процесса с использованием Интернет реализована система приема и выполнения заказов на поставку программного обеспечения на CD/DVD носителях также с предварительным заполнением формы, содержащей сведения об организации, для которой осуществляется заказ данного программного обеспечения.

16

Рис. 16. Описание инструмента организации учебного процесса

17

Рис. 17. Форма загрузки и заказа на CD/DVD программного обеспечения

В подразделе "Программы просмотра ресурсов" приводится список программных продуктов, с помощью которых осуществляется просмотр ресурсов допустимых для Хранилища ЦОР форматов. Нажатием на логотип каждой из программ можно перейти на сайт поддержки этого программного продукта, где можно загрузить себе на компьютер его последнюю версию.

18

Рис. 18. Программы просмотра ресурсов

Раздел "Электронные издания" содержит следующие подразделы:

Ресурсы на CD/DVD; 

Энциклопедия "Кругосвет";

Журнал "Химия и Жизнь";

Журнал "Квант.

19

Рис. 19. Электронные издания

Подраздел "Ресурсы на CD/DVD" содержит ресурсы, разработанные в рамках федеральных проектов, представляющие собой копии CD-дисков. Все ресурсы представлены в сжатом формате (zip-архив). На главной странице этого подраздела можно ознакомиться с "Инструкцией по использованию ресурсов раздела", в которой подробно описаны действия по загрузке и установке программ на компьютер пользователя.

Пользовательский интерфейс данного подраздела позволяет выбирать интересующие ресурсы по уровню образования: CD/DVD для общего образования и CD/DVD для начального профессионального образования. Учебные CD/DVD для общего образования подразделяются по предметам

20

Рис. 20. Ресурсы на CD/DVD

Подраздел "Энциклопедия "Кругосвет" содержит статьи, подборки, энциклопедические данные, представленные в пользовательском интерфейсе в соответствии с предметами, к которым они тематически относятся. Кроме подразделения по предметам все ресурсы в свою очередь упорядочены по алфавиту.


21
Рис. 21. Энциклопедия «Кругосвет»

Раздел "Ресурсы учителей" предназначен для размещения различных типов учебных материалов, подготовленных самостоятельно пользователями Коллекции и переданных в Хранилище ЦОР с правом бесплатного и свободного использования этих учебных материалов всем заинтересованным участникам образовательного процесса. Эти ЦОР размещены в разделе по предметам, к которым они отнесены их создателями.

25

Рис. 25. Ресурсы учителей

Благодаря удобному пользовательскому интерфейсу, находясь на стартовой странице любого учебного материала раздела "Каталог", любой из коллекций разделов "Тематические коллекции" и «Электронные издания», раздела "Ресурсы учителей", пользователь может быстро получить доступ ко всем остальным учебным материалам Хранилища ЦОР, которые тематически соответствуют данному учебному материалу (по предметам), перейдя по ссылкам, расположенным на этой же странице справа.


26

Рис. 26. Интеграция ресурсов по правому столбцу


На сайте работает раздел "Вопрос - ответ", который позволяет любому пользователю задать вопрос редактору, связанный с работой и использованием Хранилища ЦОР в учебном процессе. Все заданные вопросы публикуются в данном разделе и даются ответы на них, которые также находятся в открытом доступе.


В разделе Хранилища ЦОР "Новости" освещаются события, связанные с образованием и наукой в России.
В подразделе "Новые поступления" отражаются размещения и публикации новых учебных материалов и коллекций в Хранилище ЦОР.



 

 

 

 

II. Сетевые электронные образовательные ресурсы, материалы которых могут быть использованы педагогами на занятиях.

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) – единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

 

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) – данный портал обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.

 

Началка Инфо (www.nachalka.info) – виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».

 

Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru)

 В помощь Учителю представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы — уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.

 

Учитель.ru  (http://teacher.fio.ru )

 Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника ) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.

 

Новаторство Intel образовании(http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/index.htm )

Всемирная программа, созданная учителями для учителей, чтобы помочь им эффективно интегрировать технологии в процесс преподавания для улучшения качества обучения. Учителя учатся у других учителей, как, когда и где включать технологические средства и ресурсы в учебные планы. Полезная информация, средства, ресурсы и возможности профессионального развития для педагогов.

 

 http://www.openclass.ru/dig_resources -База данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей

 

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

 

http://project.1september.ru/ - фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся

 

 

Литература

 

  1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М., 2004.
  2. Образование ХХI век: Информационные и коммуникационные технологии /под ред. В.Г.Кинелева. М., 1999.
  3. Кириллов В.В. Использование электронных носителей информации при преподавании специальных дисциплин. Мультимедиа/под ред. А.И.Петренко. СПО № 10, 2001, Киев, 1994.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Утверждено методическим советом

Утверждено методическим советом

Содержание Введение

Содержание Введение

Ведение Общая характеристика

Ведение Общая характеристика

Доступность. Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети

Доступность. Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети

I. Методические рекомендации по работе с

I. Методические рекомендации по работе с

Хранилища ЦОР. Рис. 1.

Хранилища ЦОР. Рис. 1.

Все ЦОР в Хранилище обязательно отнесены к какому-либо классу (или классам) и предмету (или предметам)

Все ЦОР в Хранилище обязательно отнесены к какому-либо классу (или классам) и предмету (или предметам)

Рис. 3. Учебные материалы в Каталоге по естествознанию для 5 класса

Рис. 3. Учебные материалы в Каталоге по естествознанию для 5 класса

В случае, когда пользователем сайта является обучающийся, у него есть возможность использовать раздел "Для ученика"

В случае, когда пользователем сайта является обучающийся, у него есть возможность использовать раздел "Для ученика"

Рис. 6. Каталог для учителя

Рис. 6. Каталог для учителя

Рис. 7. Раздел «Тематические коллекции»

Рис. 7. Раздел «Тематические коллекции»

Рис. 9. Подраздел музыкального произведения

Рис. 9. Подраздел музыкального произведения

Посмотреть опыт" . Рис. 11

Посмотреть опыт" . Рис. 11

Рис. 13. Коллекция олимпиадных задач по математике

Рис. 13. Коллекция олимпиадных задач по математике

Подробнее". Рис. 15. Инструменты организации учебного процесса

Подробнее". Рис. 15. Инструменты организации учебного процесса

Рис. 16. Описание инструмента организации учебного процесса

Рис. 16. Описание инструмента организации учебного процесса

Рис. 18. Программы просмотра ресурсов

Рис. 18. Программы просмотра ресурсов

Пользовательский интерфейс данного подраздела позволяет выбирать интересующие ресурсы по уровню образования:

Пользовательский интерфейс данного подраздела позволяет выбирать интересующие ресурсы по уровню образования:

Рис. 21. Энциклопедия «Кругосвет»

Рис. 21. Энциклопедия «Кругосвет»

Хранилища ЦОР, которые тематически соответствуют данному учебному материалу (по предметам), перейдя по ссылкам, расположенным на этой же странице справа

Хранилища ЦОР, которые тематически соответствуют данному учебному материалу (по предметам), перейдя по ссылкам, расположенным на этой же странице справа

II . Сетевые электронные образовательные ресурсы, материалы которых могут быть использованы педагогами на занятиях

II . Сетевые электронные образовательные ресурсы, материалы которых могут быть использованы педагогами на занятиях

Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов

Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов

Литература Норенков И.П.,

Литература Норенков И.П.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020