Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе
Оценка 4.9

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе

Оценка 4.9
docx
12.10.2021
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.docx

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе

          В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.

        Современный человек должен восстановить и сохранить ту культуру, которая предполагает этнокультурный компонент. Включение этнокультурного компонента в образовательный процесс помогает сохранить и передать подрастающему поколению  наследие своего народа: историю, духовные ценности, традиции, а также помогает заинтересовать учащихся, знакомит их с достопримечательностями, памятниками культуры и природы своего региона, содействует формированию экологической культуры.

 

Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

Ребенок 6-7 лет приобретает первые фрагментарные и систематические знания о своей этнической принадлежности и о существовании иных этносов.

Ребенок 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В нем просыпаются национальные чувства и формируется отношение к представителям инонациональных культур.

Ребенок подросткового возраста (10-14 лет) формирует этническую идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.

 

      Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. 

    В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

 Использование материала на уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике. Региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами - ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важные цели: обучающая, развивающая и воспитательная.

 

На уроках ИЗО

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

·         геометрические, полосы из параллельных и косых линий, треугольники, зигзаги, арочки, елочки косая сетка, крестики, квадраты, ромбы, концентрические круги, вихревые и "лепестковые" розетки, звезды

·         растительные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др.

  В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Черный – цвет земли.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

1.     Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

2.     Орнамент в квадрате с ритмичным повторением  части фигуры.

3.     Симметричный орнамент

4.     Асимметричный орнамент.

Основываясь На вышитых узорах преобладают яркие радужные цвета шёлка: малиновый, красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий и лиловый, расположенные в пёстрых, контрастных сочетаниях тонов.

 Каждый цвет имеет свой смысл:

-  Красный цвет – отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь;

-  Белый – цвет радости, чистоты;

- Синий – цвет неба, воды;

- Зелёный – цвет зелени, молодости, надежды;

-  Оранжевый – цвет тепла, золота;

- Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев. Правда, в древности  хакасы считали желтый цвет цветом болезни и несчастья и редко его использовали.

Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли. Для этой работы можно использовать раскраски.

 

На уроках технологии

Алгоритм выполнения лекала хакасского орнамента

1. Сложить лист пополам.

2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.

3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).

4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

 

На уроках окружающего мира

 - знакомство с названиями месяцев, их значение. В хакасском языке слово «месяц» переводится как «ай». Согласно хакасским легендам разделение по месяцам связано со счетом половин лунных фаз. Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на 2 фазы: «ай наазы» - новая луна и «ай иргiзi» - старая луна. На 14-й день наступало «ах толы»-«белое полнолуние». 15-й день носил название «хызыл толы»-«красное полнолуние». Хакасы пользовались лунным календарем. В котором начало календарного месяца соответствовало моментам полнолуний. 12 таких месяцев дают лунный год.

Названия месяцев у хакасского народа

Хакасский календарь состоит из 12 месяцев. Поподробнее о каждом.

      Январь. По –хакасски «кÿрген» называли месяцем ветров. В начале января, по народным приметам, день прибавляется на шаг птицы, а в конце месяца – на длину веревки для привязки телят.

      Февраль носил название «пöзiг »- месяц высокого восхождения солнца. Это был период сильных ветров, когда сдувались даже гнезда орлов. Хакасы, живущие близко к тайге называют этот месяц «азығ айы» - месяц медведя. В феврале медведи якобы переворачиваются на другой бок.

       Март месяц тоже имеет два названия. Те хакасы, которые живут в степной ичасти Хакасии именовался «хаан» - месяц возвращения перелетных птиц, гомон которых по-хакасски звучит «хаан-хоон». Подтаежное население Хакасии именовало март «кöрiк айы»- месяц бурундука. В это время они начинали резвиться по тайге.

       Апрель по-хакасски называется «хосхар айы». Хакасы апрель знают, как - месяц кукушки. По хакасским мифам кукушка – это бывшая девушка, которая в результате безутешного плача превратилась в вещую птицу. Когда она возносилась из своей юрты в небеса, мать успела схватить её за один башмачок. Отсюда считают, что у кукушки разноцветные ноги, а из снятого башмака выросли цветы – «кукушкины сапожки». Во время первого крика кукушки, по хакасским поверьям, нельзя выходить утром на улицу без приема пищи.

       Май носил название «силкер айы» и понимался как месяц одевания деревьев листвою.  Май - месяц заготовки кандыка. Кандык, В мае звучали первые раскаты грома, служившие вестником Нового года. При первом громе надо было, обежав вокруг юрты, окропить небо и землю первым айраном и произнести: «Пусть выйдет старый год, пусть зайдёт новый год! Пусть скот даст много молока!» по всей видимости, в древние времена первый весенний гром связывался с наступлением Нового года. «Дорогою грома» - так в переводе на русский язык называют хакасы радугу. Согласно народным преданиям, если пройти под ней, то мужчина превратится в женщину, а женщина станет мужчиной. Такой человек будет вечно молодым.

       Июнь назывался «тос айы»- месяц сдирания бересты. Названия сохранилось с тех времен, когда хакасы жили в берестяных юртах и требовалась заготовка большого количества бересты.

       Июль – месяц сенокошения – «от айы». В этот месяц совершали горное жертвоприношение «тайға тайии». Согласно мифическим представлениям хакасы считали себя «рожденными от гор» и имеют якобы родство с горными хозяевами «тайға ээзi». Далекий пращур, как гласят мифы, женился на дочери хана хозяев гор, от которых и произошел хакасский народ.

       Август именовался «орғах айы» - месяц жатвы. Название свидетельствует о древности земледелия в Хакасии.

      Сентябрь величали «ӱлгер» - месяц восхождения Ориона. Согласно хакасским легендам – это души трех маралух, превратившихся в звезды.

      Октябрь – «кичкер» - месяц малых морозов, когда леденеют малые реки. Считалось, что в это время зима вступила в борьбу с летом. В октябре обычно падало много звезд. Падающая звезда называлась «тор» Если звезда упадёт на территорию аала, то будут вымирать люди, если в степи – то скот.

     Ноябрь – «хырлас» - именовался месяцем больших морозов, когда леденеют большие реки. Кроме того, подтаёжное население Хакасии обозначало его – месяц старухи. В этот период, как объясняют хакасы, день становится настолько короток, что, пока старуха оденется, наступает вечер.

     Декабрь  - «кiчiг» - называется месяц коротких дней. В этот период высота солнца в полдень достигает «длины конских пут», т. е. своего предела и поворачивает назад. Считается, что оно «заснуло».

 – формирование навыков ориентирования в условиях тайги, привитие  умений выживать в экстремальных условиях (способы добывания пищи, защиты от холода, поведения при возможных встречах с опасными животными).

 Литературная составляющая этнокультурного регионального компонента учебных планов имеет три группы источников:

Знакомство с хакасскими писателями, художниками.

- произведения представителей коренных народов или тех, кто пишет на языке титульного народа, изучаемые в переводах на русский язык;

- произведения местных поэтов и писателей, пишущих на русском языке; -

На уроках можно использовать пальчиковые гимнастики, при котором развивается и речь, и мелкая моторика.

Для того, чтобы запомнить улицы села, можно использовать такую пальчиковую гимнастику.

 

 

Орамалар (Улицы)

Мин Улуг Нонып  аалҷа пастырчам.

Орамаларны санапчам:

Октябрьскай, Садовай,

Наа, Промышленнай

Паза Школьнай.

Я по Большому Моноку иду

И считаю улицы:

Октябрьская, Садовая,

Новая, Промышленная,

И Школьная.

 

 

Мискелер

 

Пу салааҷах, ағас аразынзар парған,

Пу салааҷах миске таап алған,

Пу салааҷах аарлап салған,

Пу салааҷах хаар салған,

Пу салааҷах одырып, чібіскен.

Аның ӱчӱн симір парған.

 

 

 

 

 

Тииніҷек

 

Тииніҷек хаңаада одырча.           

Хузухтарын ол сатча.

Кӧйтік тӱлгӱҷекке

Чоон абаҷахха,

Хортых хозанға,

Кічиҷек пораатайға,

Ачын пӱӱрге.

 

 

 

 

 

 


 

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе

На таком уроке легко соединяются три важные цели: обучающая, развивающая и воспитательная

На таком уроке легко соединяются три важные цели: обучающая, развивающая и воспитательная

Белый – цвет радости, чистоты; -

Белый – цвет радости, чистоты; -

Хакасы пользовались лунным календарем

Хакасы пользовались лунным календарем

Июнь назывался «тос айы»- месяц сдирания бересты

Июнь назывался «тос айы»- месяц сдирания бересты

Орамалар (Улицы) Мин Улуг

Орамалар (Улицы) Мин Улуг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021