Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе
В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.
Современный человек должен восстановить и сохранить ту культуру, которая предполагает этнокультурный компонент. Включение этнокультурного компонента в образовательный процесс помогает сохранить и передать подрастающему поколению наследие своего народа: историю, духовные ценности, традиции, а также помогает заинтересовать учащихся, знакомит их с достопримечательностями, памятниками культуры и природы своего региона, содействует формированию экологической культуры.
Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
Ребенок 6-7 лет приобретает первые фрагментарные и систематические знания о своей этнической принадлежности и о существовании иных этносов.
Ребенок 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В нем просыпаются национальные чувства и формируется отношение к представителям инонациональных культур.
Ребенок подросткового возраста (10-14 лет) формирует этническую идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.
Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.
Использование материала на уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике. Региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами - ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важные цели: обучающая, развивающая и воспитательная.
На уроках ИЗО
Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:
· геометрические, полосы из параллельных и косых линий, треугольники, зигзаги, арочки, елочки косая сетка, крестики, квадраты, ромбы, концентрические круги, вихревые и "лепестковые" розетки, звезды
· растительные.
К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.
Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др.
В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:
1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
2. Голубой – цвет воды, неба.
3. Зеленый – цвет растений.
Черный – цвет земли.
В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.
1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением части фигуры.
3. Симметричный орнамент
4. Асимметричный орнамент.
Основываясь На вышитых узорах преобладают яркие радужные цвета шёлка: малиновый, красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий и лиловый, расположенные в пёстрых, контрастных сочетаниях тонов.
Каждый цвет имеет свой смысл:
- Красный цвет – отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь;
- Белый – цвет радости, чистоты;
- Синий – цвет неба, воды;
- Зелёный – цвет зелени, молодости, надежды;
- Оранжевый – цвет тепла, золота;
- Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев. Правда, в древности хакасы считали желтый цвет цветом болезни и несчастья и редко его использовали.
Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли. Для этой работы можно использовать раскраски.
На уроках технологии
Алгоритм выполнения лекала хакасского орнамента
1. Сложить лист пополам. |
|
2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа. |
|
3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку). |
|
4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги. |
|
На уроках окружающего мира
- знакомство с названиями месяцев, их значение. В хакасском языке слово «месяц» переводится как «ай». Согласно хакасским легендам разделение по месяцам связано со счетом половин лунных фаз. Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на 2 фазы: «ай наазы» - новая луна и «ай иргiзi» - старая луна. На 14-й день наступало «ах толы»-«белое полнолуние». 15-й день носил название «хызыл толы»-«красное полнолуние». Хакасы пользовались лунным календарем. В котором начало календарного месяца соответствовало моментам полнолуний. 12 таких месяцев дают лунный год.
Названия месяцев у хакасского народа
Хакасский календарь состоит из 12 месяцев. Поподробнее о каждом.
Январь. По –хакасски «кÿрген» называли месяцем ветров. В начале января, по народным приметам, день прибавляется на шаг птицы, а в конце месяца – на длину веревки для привязки телят.
Февраль носил название «пöзiг »- месяц высокого восхождения солнца. Это был период сильных ветров, когда сдувались даже гнезда орлов. Хакасы, живущие близко к тайге называют этот месяц «азығ айы» - месяц медведя. В феврале медведи якобы переворачиваются на другой бок.
Март месяц тоже имеет два названия. Те хакасы, которые живут в степной ичасти Хакасии именовался «хаан» - месяц возвращения перелетных птиц, гомон которых по-хакасски звучит «хаан-хоон». Подтаежное население Хакасии именовало март «кöрiк айы»- месяц бурундука. В это время они начинали резвиться по тайге.
Апрель по-хакасски называется «хосхар айы». Хакасы апрель знают, как - месяц кукушки. По хакасским мифам кукушка – это бывшая девушка, которая в результате безутешного плача превратилась в вещую птицу. Когда она возносилась из своей юрты в небеса, мать успела схватить её за один башмачок. Отсюда считают, что у кукушки разноцветные ноги, а из снятого башмака выросли цветы – «кукушкины сапожки». Во время первого крика кукушки, по хакасским поверьям, нельзя выходить утром на улицу без приема пищи.
Май носил название «силкер айы» и понимался как месяц одевания деревьев листвою. Май - месяц заготовки кандыка. Кандык, В мае звучали первые раскаты грома, служившие вестником Нового года. При первом громе надо было, обежав вокруг юрты, окропить небо и землю первым айраном и произнести: «Пусть выйдет старый год, пусть зайдёт новый год! Пусть скот даст много молока!» по всей видимости, в древние времена первый весенний гром связывался с наступлением Нового года. «Дорогою грома» - так в переводе на русский язык называют хакасы радугу. Согласно народным преданиям, если пройти под ней, то мужчина превратится в женщину, а женщина станет мужчиной. Такой человек будет вечно молодым.
Июнь назывался «тос айы»- месяц сдирания бересты. Названия сохранилось с тех времен, когда хакасы жили в берестяных юртах и требовалась заготовка большого количества бересты.
Июль – месяц сенокошения – «от айы». В этот месяц совершали горное жертвоприношение «тайға тайии». Согласно мифическим представлениям хакасы считали себя «рожденными от гор» и имеют якобы родство с горными хозяевами «тайға ээзi». Далекий пращур, как гласят мифы, женился на дочери хана хозяев гор, от которых и произошел хакасский народ.
Август именовался «орғах айы» - месяц жатвы. Название свидетельствует о древности земледелия в Хакасии.
Сентябрь величали «ӱлгер» - месяц восхождения Ориона. Согласно хакасским легендам – это души трех маралух, превратившихся в звезды.
Октябрь – «кичкер» - месяц малых морозов, когда леденеют малые реки. Считалось, что в это время зима вступила в борьбу с летом. В октябре обычно падало много звезд. Падающая звезда называлась «тор» Если звезда упадёт на территорию аала, то будут вымирать люди, если в степи – то скот.
Ноябрь – «хырлас» - именовался месяцем больших морозов, когда леденеют большие реки. Кроме того, подтаёжное население Хакасии обозначало его – месяц старухи. В этот период, как объясняют хакасы, день становится настолько короток, что, пока старуха оденется, наступает вечер.
Декабрь - «кiчiг» - называется месяц коротких дней. В этот период высота солнца в полдень достигает «длины конских пут», т. е. своего предела и поворачивает назад. Считается, что оно «заснуло».
– формирование навыков ориентирования в условиях тайги, привитие умений выживать в экстремальных условиях (способы добывания пищи, защиты от холода, поведения при возможных встречах с опасными животными).
Литературная составляющая этнокультурного регионального компонента учебных планов имеет три группы источников:
Знакомство с хакасскими писателями, художниками.
- произведения представителей коренных народов или тех, кто пишет на языке титульного народа, изучаемые в переводах на русский язык;
- произведения местных поэтов и писателей, пишущих на русском языке; -
На уроках можно использовать пальчиковые гимнастики, при котором развивается и речь, и мелкая моторика.
Для того, чтобы запомнить улицы села, можно использовать такую пальчиковую гимнастику.
Орамалар (Улицы)
Мин Улуг Нонып аалҷа пастырчам. Орамаларны санапчам: Октябрьскай, Садовай, Наа, Промышленнай Паза Школьнай. |
Я по Большому Моноку иду И считаю улицы: Октябрьская, Садовая, Новая, Промышленная, И Школьная. |
Мискелер
Пу салааҷах, ағас аразынзар парған, Пу салааҷах миске таап алған, Пу салааҷах аарлап салған, Пу салааҷах хаар салған, Пу салааҷах одырып, чібіскен. Аның ӱчӱн симір парған.
|
|
Тииніҷек
Тииніҷек хаңаада одырча. Хузухтарын ол сатча. Кӧйтік тӱлгӱҷекке Чоон абаҷахха, Хортых хозанға, Кічиҷек пораатайға, Ачын пӱӱрге.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.