Использование игровой технологии на современном уроке истории (слайд 1)
Главное требование ФГОС – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач.
Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.
Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыражения. На уроках должна царить атмосфера творчества, желание размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций.
(Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке является - игра. (слайд 2).
Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. (слайд 3).
Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами.
(слайд 4) Использование игр помогает решать следующие задачи:
· Развитие познавательного интереса к истории;
· Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
· Активация познавательной деятельности;
· Создание условий для самовыражения личности;
· Повышение творческого потенциала учащихся;
· Разнообразие учебной деятельности;
· Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.
Классификация исторических игр: (слайд 5)
Классификация по структурным элементам урока (слайд 6)
1. игры для изучения нового материала;
2. игры для закрепления;
3. игры для проверки знаний;
4. обучающие игры;
5. релаксационные игры-паузы.
Структура организации игры: (слайд 7)
1.
Выбор игры
2. Подготовка игры
3. Введение в игру
а) предложение игры детям
б) объяснение правил игры
в) выбор участников игры
4. Ход игры
а) начало игры (уточнение нюансов)
б) развитие (кульминация)
в) заключение (важно вовремя поставить точку)
5. Подведение итогов.
6. Оценка и поощрение школьников
7. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)
Подведение итогов игры (слайд 8)
Подведение итогов игры включает в себя:
· дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились)
· игровой результат (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы).
Оценка и поощрение школьников
· Сложный момент объявления результатов соревнования и выставление оценок.
· Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
1)
перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет
производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.
Примеры игр:
Игры для проверки знаний (слайд 9)
«Переводчик» (слайд
10)
Некоторые
определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники
зазубривают, не понимая их смысла.
В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу или термин другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».
Еще один вариант игры: учащиеся работают в парах – один называет понятие, другой дает определение, т.е. переводит.
«Реставрация»
(слайд
11)
В этой игре сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним.
Учитель предваряет
игру примерно следующим образом:
«Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами
почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам
надо восстановить текст».
Игры для изучения нового материала (слайд 12)
«Три предложения» (слайд 13)
Игра используется при изложении устного материала. Учащимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями.
Эту игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь.
Победитель игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.
«Древо познания» (слайд 14)
Учащиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу.
На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 5 различных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются.
Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками).
На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.
Игры для закрепления (слайд 15)
«Путешественники» (слайд 16)
Представьте, что
вы великие путешественники, которые возвратились на Родину.
Вам необходимо дать характеристику стране, в которой вы побывали.
Учащиеся выполняю характеристику государств в соответствие в планом.
Игра «Блеф-клуб» (слайд 17)
Суть игры – участники должны ответить на вопрос верят они или нет в то или иное утверждение.
Здесь я попрошу многоуважаемое жюри погрузиться в игровую атмосферу.
1. Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?
(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц).
2. Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?
(Нет. Александр II является племянником Александра I.)
3. Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?
(Да, французский император в 1810 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)
4. Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?
(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)
5. Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от царских дочерей и катались по помещению, словно градины.
(Да, действительно корсеты княжон были целиком прошиты драгоценными камнями.)
«Узнай политического деятеля» (слайд 18)
Класс делится на 2 команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать загаданное имя.
1. Родился в бедной семье в грузинском городке Гори недалеко от Тбилиси. Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял. Был руководителем Советского государства.
(Иосиф Виссарионович Сталин).
2. Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции.
3. Родился в Браунау (Австро-Венгрия). Хотел поступить в Академию изобразительных искусств в Вене. В первый раз сдать экзамены не удалось. Политика заключалась в установлении тотальной диктатуры. Были совершены покушения. Совершает самоубийство, приняв смертельную дозу яда.
«Найдите историческую ошибку» (слайд 19)
Центральное место в славянской избе занимал стол. Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба. У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи. Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки.
Центральное место в славянской избе занимал стол (занимала русская печь). Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба (кочерга – это предмет, которым мешают горящие дрова в печи, а месили в деревянной кадушке). У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи (ухват приспособление для передвигания в печи горшков). Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки (рукомойник – кувшин с водой).
Минусы игровой технологии (слайд 20)
1. Организация игр - не всегда простое занятие: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.
2.Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм.
3. Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Спасибо за внимание!!! (слайд 21)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.