Тема: «Использование игровых макетов для развития старших дошкольников»
Выполнен воспитателем высшей квалификационной категории Страховой Е.Л.
Обоснования выбора темы.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей к сюжетно – ролевым играм. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).
Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Цель: повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи: 1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
3. Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.
4. Формировать совместное со взрослыми вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
5.Использовать в работе с детьми методы, формы и универсальные приёмы работы с макетом
6. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Работая с детьми, я решала следующие задачи:
1.формирование коммуникативных навыков (умения договариваться о совместных действиях, сотрудничать в группе)
2. развитие игровой и познавательной активности дошкольников
3.воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к
процессу макетирования
4. развития коллективного творчества старших дошкольников
5. обогащения субкультуры дошкольника
6. развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии
7.развитие общей и мелкой моторики рук.
Выявила виды деятельности, в которых можно использовать макеты:
Занятия по развитию речи;
Дидактические игры;
Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью;
Занятия по ручному труду, конструирование и лепка.
Ожидаемые результаты:
1. Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.
2. Детей включаются в процесс обыгрывания макетов.
3. У детей группы сформированы умения сюжетосложения.
4. Дети включаются в процесс изготовления макетов.
Можно выделить следующие этапы работы над темой:
1. Предварительная работа она включает в себя подготовку и сбор материалов для создания макета, изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом (подбор художественной литературой по теме, подбор дидактических игр, иллюстрации и др.).
2. Работа с родителями в вопросах организации игр с макетами:
- консультаций: «создание игровых макетов», «развитие игровой деятельности средствами макетирования»;
- подбор материала родителями;
- изготовление макетов в домашних условиях.
3. Знакомство детей с объектом происходит постепенно, пополнение знаний детей по темам игр-макетов. Чтение детям произведений художественной литературы по изучаемой теме, проведение бесед, наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой, рассматривание репродукций художников, рассматривание иллюстрации.
4. Внесение в группу макета, ранее неизвестного детям предмета с необычным назначением, это специально «смоделированный» момент. У детей это событие вызывает неподдельный интерес: «что это такое?», «что с ним делают?», «как его делают?». После такой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к процессу обучения, дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макет выступает в роли источника знаний, т.е. источник для самостоятельного исследования детьми.
5. Активизация видов деятельности с макетом, использование макета как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты.
В работе использовала следующие формы и методы:
Форма работы:
-игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- продуктивная;
- познавательно-исследовательская;
- чтение художественной литературы.
Формы контроля:
- совместные игры со взрослыми;
- беседы;
- наблюдения.
Планирование игр с макетами в старшем дошкольном возрасте.
Виды игр |
1. Сюжетно ролевая игра |
Задачи: 1. Способствовать приобретению умений совместно развертывать новые сюжеты на любую тему 2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры. 3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет. 4. Придумывать новые сюжеты, объединяя два-три макета, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события. |
Методические приемы: Презентация дополнительного материала для игры –макета. Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей. Совместная игра с детьми, нужно увлечь их, развивать фантазию. Пополнять знания детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, просмотров видеофильмов, бесед. При совместных играх с детьми показывать примеры диалогов, комментирующей действия речи, общения, доброжелательного отношения, давать новые знания по теме игры. |
2. Режиссёрская игра |
Задачи: 1. Придумывать на макете свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы- заместители, создавая свои дополнения. 2.На основании имеющегося макета с предметами: фигурками, маркерами пространства, предметами, помогающими производить действия, придумывать сюжет и разыгрывать его одному. |
Методические приемы: Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки. Игра с воспитателем создание проблемно-игровых ситуаций и помощь в реализации игровых замыслов. Развитие сюжета на основе самостоятельного придумывания новых приключений для героев сказки. Оказание детям педагогической поддержки в позиции «вне игры», направляя замысел детей вопросами «Что было дальше», «Что с ними случилось» помощь в развитии сюжетной линии. |
Результативность:
Работа по самообразованию Изготовление макетов и использование их в работе с детьми помогло мне понять, что макет – это нетрадиционный способ подхода к решению образовательных и воспитательных задач в развитии детей. Так как он многофункционален и его применение носит разноплановый характер, это дает возможность предложить его детям в разных видах деятельности: в НОД по развитию речи, познавательному развитию, в дидактических играх, в сюжетно-ролевых (режиссерских) играх.
Благодаря макетам обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность, проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.
Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию. Очень интересно наблюдать как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения. Хочется отметить, что дети, которые часто играют вместе на одном макете, в дальнейшем начинают дружить. С появлением в группе макетов, обогатилась развивающая среда, у детей появилась возможность разнообразить игровую деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.