Использование игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности.
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий окружающего мира.
Игра — это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.»
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Именно самостоятельные игры имеют наиболее важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития.
В педагогике игра рассматривается с различных позиций. С позиции психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра — это форма усвоения общественного опыта.
Игра – посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи; игра должна носить самодеятельный, развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности.
Основой классификации игр, является единство физического и психического развития ребенка. Первые игры ребенка бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но, чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни. Условно все игры можно разделить на 2 основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, игры с производственной тематикой, строительные игры, игры с природными материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические игры, настольно-печатные игры, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спор
Наибольшей ценностью для познавательного процесса являются дидактические игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию, развитию и коррекции учащихся со сниженным интеллектом. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Постановка дидактической задачи придает игре целенаправленность и логичность. В дидактической игре решаются вопросы сенсорного и умственного воспитания, эстетического и нравственного развития ребенка.
Дидактическая задача предстает перед детьми в качестве игровой, носящей практический характер. дидактическая игра влияет на взаимоотношения педагога и детей и может превращаться в дидактическое упражнение или занятие, на котором ведущую роль играет взрослый – обучает детей, прививает им знания, умения и навыки. Усиление занимательной стороны игры (введение игровой задачи, игрового действия и игрового правила) меняет характер взаимоотношений между взрослыми и детьми (они включаются в игровую ситуацию); тогда дидактическое упражнение органично вплетается в канву игровых действий и преобразуется в дидактическую игру.
Дидактическая игра имеет широкий спектр возможностей в образовательном процессе детского сада и рассматривается как прием обучения на занятии, как форма обучения в коллективной игровой деятельности детей под руководством взрослого и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В игре как форме обучения решаются программные задачи. Как игровая деятельность коллектива детей под руководством взрослого, она позволяет в непринужденной ситуации осваивать самое сложное познавательное содержание.
Воспитательной ценностью дидактической игры является также её влияние на нравственно-эстетическое развитие детей, на их эмоционально-волевую сферу.
В детском саду дети знакомятся с большим количеством дидактических игр, подобранных в определенной системе, «специализация» которых (игры-поручения, игры с прятаньем, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты и др.) направлена на развитие и усвоение родного языка, моторики, музыкальной речи, знаний о природе, математических и пространственных представлений, возможностей формы и цвета, линий и пятен, ролевых взаимодействий; в игре проявляются инициатива и самостоятельность идей, организаторские и коммуникативные способности и т.д.
Развитие мышления детей не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы.
В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь.
Также необходимо отметить, что в дидактических играх закрепляются полученные детьми знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание.
В играх дошкольники стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. В таких играх проявляются коллективистские качества, играющие важную роль в жизни ребят. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, — вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер.
Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга; учит уважать чужое мнение, просить совета и помощи. У детей повышается интерес к коллективной деятельности, если ее результаты имеют общественные ценности.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Значение игровой технологии заключается в том, что это не просто приятное провождение времени, а способ обучения при правильном подходе, а также инструмент проявления в творческой сфере; метод терапии; начальный этап социализации маленького гражданина в обществе. Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.