Емельянова Л.А.
МКДОУ детский сад «Берёзка» комбинированного вида, г. Купино.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспитателя и учителя-логопеда по развитию данной стороны речи. Приводятся теоретические основы использования игровых технологий на всех этапах формирования правильного произношения звуков.
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование умений в овладении звуковой культурой речи. Специфика работы по развитию данной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности отличается от работы в обычной группе. Работа воспитателя координируется с работой учителя-логопеда: организуется и проводится коррекционная деятельность по его заданию. Практика коррекционно-образовательной деятельности показывает, что воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за поставленными звуками во всех режимных моментах.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Основными задачами по формированию звуковой культуры речи в группе компенсирующей направленности являются: развитие артикуляционного аппарата, четкой артикуляции звуков, фонематического слуха, правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. Наряду с решением основных задач, проводится работа по совершенствованию других разделов звуковой культуры речи. Детям оказывается помощь в овладении правильным речевым дыханием, умением пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, в формировании спокойного темпа и интонационной выразительности речи.
В старшей группе компенсирующей направленности работа начинается с исправления недостатков звукопроизношения. Она состоит из трех основных этапов:
1. Подготовительные упражнения.
Они направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух, укрепление артикуляционного аппарата, выработку сильной воздушной струи. Чем лучше и четче будет проведена такая работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. [1] Продолжительность подготовительных упражнений зависти от индивидуальных особенностей развития ребенка.
В этот период проводятся:
1. Игровые упражнения на развитие слухового внимания, которые способствуют формированию умения различать неречевые звуки («Скажи, что звучит», «Жмурки с колокольчиком», «Встречай гостей» и т.п.)
2. Игры на активизацию артикуляционной моторики, то есть артикуляционная гимнастика в игровой форме («Вкусное варенье», «Маятник», «Кто умеет улыбаться?», «Кто лучше сделает дудочку?» и т.п.)
3. Игры на развитие физиологического дыхания и голоса, которые способствуют выработке сильной воздушной струи («Чья бабочка дальше улетит?», «Узнай, кто спрятался?», «Сдуй листочки», «Одуванчик», игры с вертушками и т.п.)
2. Постановка звука.
Постановкой звука занимается учитель-логопед. Во время коррекционной деятельности по его заданию проводятся игры и упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучании.
В этот период так же ведется работа по воспитанию речевого слуха, развитию речевого дыхания, умению соизмерять громкость голоса.
На этом этапе проводятся:
1. Игры на развитие речевого слуха и правильного произнесения изолированного звука («Угадай кто жужжит», «Кто как кричит» и т.п.) На прогулке во второй половине дня игры со всеми детьми на развитие слухового влияния («Угадай, чей голосок», «Угадай, кто это?», «Улавливай шёпот» и т.п.) [2]
2. Игры на развитие речевого дыхания и голоса («Вьюга» -[у], «Эхо» - [а][и][о][у], «Дует ветер» - [в]), включаются упражнения из дыхательной гимнастики («Насос» - [c], «Лыжник» - [м], «Регулировщик» - [р], «Погреем руки» - [х] и т.п. (дети произносят звуки длительно на плавном выдохе).
3. Закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
При закреплении звуков соблюдается определенная последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и наконец во фразовой речи. [1]
1. Автоматизация звука отрабатывается в слогах разной структуры: прямых (са-са-са, со-со-со), обратных (аш, ош), со стечением согласных (тра, пра, гра).
2. При формировании правильного произнесения звука в словах используется различный игровой материал: в основном дидактические игры, способствующие четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.
Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего звук отрабатывается в начале слова, затем в конце, а далее в середине. Используются дидактические игры («Что появилось?», «Подбери по форме», «Кто больше?», «Кто внимательнее?», «Что кому?» и т.п.), которые развивают у детей умение правильно произносить отрабатываемый звук в словах.
Параллельно ведется работа по развитию фонематического слуха в играх («Поймай звук», «Кто внимательнее?», «Кто в домике живет?» и т.п.).
3. При формировании правильного произношения звуков во фразовой речи используется специально подобранный материал: словесные игры, чистоговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки, поговорки. Фразы произносятся шепотом, отрабатывается четкая артикуляция. При закреплении звуков речи необходимо следить за правильным употребление звуков на перечисленном материале. Формирование правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной выразительностью речи.
При закреплении звуков речи проводятся дидактические игры и упражнения («Скажи что-нибудь о картинке», «Что изменилось?»), а также игры с текстом («Гуси-гуси» - [г], «По ровненькой дорожке» -[ш], «Пчелы» - [ж], с целью автоматизации данных звуков в тексте.) [2]
Параллельно ведется работа по составлению рассказов по картинке и по серии картинок с целью формирования правильного произношения звуков в речи.
Дальнейшая работа по формированию умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста связана с работой по дифференциации звуков. Различение звуков проводится одновременно, как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Проводится работа по различению вновь вызванного звука и звука близкого по артикуляции или звучанию на материале игр по формированию правильного звукопроизношения («Мышеловка» - дифференциация звуков с-ш, «Пчелы и комары» - ж-з, «Догонялки» - л-л`, р-р` и т.п.). [2]
Проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, что обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т.е. всех сторон звуковой речи на материале игр, потешек, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.
Осваивая интонационные средства выразительности, дети учатся регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловые ударения. [3]
В целях обучения организуются пересказы художественного текста (короткие), чтение наизусть (в группе, в зале), игры-драматизации, игры-инсценировки, игры-путешествия, игры –этюды.
Использование игровых технологий в формировании правильного произношения звуков оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей и, следовательно, более результативным.
Литература
1. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей и родителей: для занятий с детьми от рождения до семи лет /А.И. Максаков. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с.
2. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст]: [учеб. пособие] / В. И. Селиверстов. - Москва: Владос: Моск. пед. гос. ун-т, 1994. - 344 с.
3. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / ред.: М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Воспитание дошкольника, 2005. - 320 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.