Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 11» Петрова А.А.
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
(Концепция модернизации российского образования)
Применение ИКТ на уроке позволяет:
повысить интерес учащихся к предмету;
развить самостоятельность и критичность мышления;
разнообразить формы работы;
активизировать внимание учащихся.
3
Петрова Анна Анатольевна
4
ИКТ
на уроке
русского языка
и литературы
Мультимедийные
презентации
Создание
проектов
Дидактический
материал
Поиск материала в
Интернете
Электронная литература
(словари, тесты …)
Петрова Анна Анатольевна
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте решает задачи
повышение производительности труда учащихся и учителя на уроке;
увеличение объёма использования наглядности на уроке;
экономия времени учителя при подготовке к уроку.
5
Петрова Анна Анатольевна
Традиционно взаимодействие педагогической общественности между собой происходит в очной форме (на конференциях, семинарах и т.п.), но вместе с активным развитием сети Интернет появляются и новые формы общения – сетевые.Сегодня современное общество все более интенсивно использует социальные сети (т.е. сообщества людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой), существующие в Интернете (использующие специализированные программные сервисы, интернет-сайты и порталы для обеспечения взаимодействия людей в группе или группах).
Новые формы общения – сетевые
6
Петрова Анна Анатольевна
Самостоятельная работа (электронная литература, тесты, словари и т. д.)
● gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др.
● gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др. Разделы:
● learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы (некоторые из них открываются левой кнопкой мышки).
- здесь, в частности, "Русский язык: краткий теоретический курс для школьников" (фонетика, лексикология, морфология, синтаксис). Литневская И.Е. Например, здесь подробно расписаны темы: разбор слова по составу и синтаксический разбор предложения.
● slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям (проверить - левой кнопкой мышки). Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50).
7
Петрова Анна Анатольевна
8
● navigator.gramota.ru - "Навигатор" - каталог сетевых ресурсов по русскому языку.
● rus.1september.ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).
● rus.1september.ru/index.php?year - электронная версия газеты "Русский язык". Статьи по темам: Материалы к уроку, Анализ текста, Методические разработки, Готовимся к экзаменам, Я иду на урок, Библиотечка учителя, Язык в задачах, Тесты и многое др. (Установлен годовой интервал между выходом номера газеты и появлением материалов этого номера на сайте.)
Петрова Анна Анатольевна
9
● language.edu.ru - тематические подборки диктантов в разделе "Диктантов по русскому языку" на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается "проверить" и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания.
● naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации
● gumfak.ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В.
● distedu.ru - Интернет-учебник "Русская пунктуация" (Тверской Гос. Университет, 2001г.)
● kursy.ru - курс "Ошибки словоупотребления" Александр Левитас на сайте международного центра дистанционного обучения
О природной грамотности в условиях ее формирования http://www.zankov.ru/break/read8.asp
Презентация Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
повышает производительность труда учителя и учащихся
развивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему.
10
Петрова Анна Анатольевна
Петрова Анна Анатольевна
11
Технологический приём « Листание»
Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана: можно проследить сюжет произведения, творчество художника, поэта, писателя и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги.
Технически это достигается следующим образом. На одном из участков экрана создаётся рамочка, имитация развёрнутой книги и т.д. Иллюстрации, фрагменты текста, схемы, таблицы и пр. накладываются один на другой. Появляться они могут по щелчку или автоматически друг за другом в зависимости от дидактических целей учителя. Удачнее всего имитация происходит, когда в программе PowerPoint используется прием анимации «растягивание» в режиме «горизонтально, слева».
Биография Исаака Ильича Левитана
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.
Художники
Иван Иванович Шишкин
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Использование мультимедийных презентаций
Изложение нового материала;
закрепление изученного;
система проверки;
самостоятельная работа учащихся.
14
Петрова Анна Анатольевна
Самостоятельное создание презентации Power Point
Повышает наглядность и доступность учебного материала;
формирует и развивает навыки самообразования школьника;
обеспечивает усвоение знаний не на репродуктив-ном уровне, а на творческом уровне;
15
Петрова Анна Анатольевна
Определения обособляются:
Облака,
серые ,темные,
неслись над городом.
, , , .
16
Петрова Анна Анатольевна
17
Я знаю, что определение, стоящее перед определяемым словом, не обособляется.
Петрова Анна Анатольевна
Интернет помогает:
21
* создать базу наглядных пособий;
* значительно увеличить количество дидактического материала;
* использовать иллюстративно-информационный материал, найденный учащимися самостоятельно.
Петрова Анна Анатольевна
Поэзия Серебряного века интернет-ресурсы
http://lib.ru/
Дополнительноhttp://read.at/poeziahttp://perfilov.narod.ru/ser_poesia.htmhttp://www.litera.ru/stixiya/vek/
Галереи. http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея
Дополнительноhttp://www.hermitage.ru -Эрмитажhttp://www.rusmuseum.ru - Русский музейhttp://www.museum.ru/gmii - музей им.Пушкинаhttp://www.artline.ru/ - галерея русских художников 20 века
26
Петрова Анна Анатольевна
предполагает
иллюстрирование предлагаемого текста.
ответы на предложенные учителем вопросы.
составление хронологического, синхронистического конспекта
подготовка индивидуальных проектов
27
Петрова Анна Анатольевна
Работа учащихся с Интернет-ресурсами
Варианты домашних заданий
Знакомство с дополнительным материалом на рекомендованном Интернет-ресурсе
Заполнение предложенных учителем таблиц
Самостоятельный поиск материала по предложенной теме
Подготовка индивидуального (группового) проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.