Муниципальное казённое учреждение г.о. Королёв Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Использование ИКТ при диагностике и коррекции дисграфии у младших школьников.
Подготовила учитель – логопед МКОУ ШИ
Москалык Мария Петровна.
Королев, 2022 год.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.
Использование ИКТ в логопедической работе
Повышение мотивации детей к обучению
Активизация познавательной деятельности детей
Обеспечение психологического комфорта на занятиях
Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи
Формирование и развитие самоконтроля, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов
Виды информационных технологий, применяемы на логопедических занятиях
1. Мультимедийные презентации (Одна их самых перспективных и используемых на сегодняшний день технологий – презентационная, позволяющая одновременно задействовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию).
2. Логопедичексий интернет сайт «Мерсибо» (Использование развивающих игр портала предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом).
Использование развивающих игр портала предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
«ЛогоБлиц: Школа» — программа для обследования письменной речи и чтения у младших школьников, которая поможет выявить и локализовать проблемы в этой области. Программа используется для проведения обследования письма и чтения, мониторинга эффективности коррекционной работы.
В программе 3 крупных направления:
Речевая карта
Диаграмма
Звуковой журнал
Речевая карта формируется из отметок и записей специалиста автоматически. Её можно сразу распечатать или сохранить на компьютере. Количество карт практически не ограничено. Информация хранится на компьютере, а не на флешке.
В диагностическом разделе собраны задания для ребенка по 8 блокам:
Фонематические процессы
Слухо-речевая память
Зрительно-пространственная память
Пространственные представления
Навыки языкового анализа и синтеза
Навыки чтения
Навыки письма
Звукопроизношение
Разделы для заключения специалиста:
Оценка чтения
Оценка почерка
Оценка утомляемости
Заключение специалиста (дополнительно можно внести свои наблюдения о качестве чтения, почерка, утомляемости ребенка)
Формат заданий разный: интерактивные игры, картинный материал, текстовая инструкция для специалиста или задания для печати.
В пяти блоках есть задания двух уровней сложности.
Картинный материал для обследования «право – лево»
По речевой карте можно построить диаграмму.
Диаграмма поможет:
Выявить причину проблем с чтением и письменной речью
Наглядно показать «слабое» место в речевом развитии ребенка
Проверить эффективность выбранной коррекционной методики
Продемонстрировать результаты занятий родителям и коллегам
Увидеть карту целиком и быстрее в ней ориентироваться
Звуковой журнал – это возможность вести аудиозаписи речи ребенка. Они будут храниться в хронологической последовательности с комментариями логопеда.
Записи помогут:
Следить за динамикой качества чтения
Проводить мониторинг звукопроизношения
Демонстрировать результаты вашей работы родителям и коллегам
Обследование, с использованием компьютера, проводится фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. использование новых моделей компьютера
2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3. проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.