Использование ИКТ при диагностике и коррекции дисграфии у младших школьников.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование ИКТ в коррекционной практике при диагностике дисграфии.
Иконка файла материала Использование ИКТ в коррекционной логопедической практике.pptx

Муниципальное казённое учреждение г.о. Королёв Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»

Использование ИКТ при диагностике и коррекции дисграфии у младших школьников.

Подготовила учитель – логопед МКОУ ШИ
Москалык Мария Петровна.
Королев, 2022 год.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Использование ИКТ в логопедической работе

Повышение мотивации детей к обучению

Активизация познавательной деятельности детей

Обеспечение психологического комфорта на занятиях

Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи

Формирование и развитие самоконтроля, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов

Виды информационных технологий, применяемы на логопедических занятиях

1. Мультимедийные презентации (Одна их самых перспективных и используемых на сегодняшний день технологий – презентационная, позволяющая одновременно задействовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию).
2. Логопедичексий интернет сайт «Мерсибо» (Использование развивающих игр портала предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом).

Использование развивающих игр портала предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

«ЛогоБлиц: Школа» — программа для обследования письменной речи и чтения у младших школьников, которая поможет выявить и локализовать проблемы в этой области. Программа используется для проведения обследования письма и чтения, мониторинга эффективности коррекционной работы.

В программе 3 крупных направления:
Речевая карта
Диаграмма
Звуковой журнал

Речевая карта формируется из отметок и записей специалиста автоматически. Её можно сразу распечатать или сохранить на компьютере. Количество карт практически не ограничено. Информация хранится на компьютере, а не на флешке.
 

В диагностическом разделе собраны задания для ребенка по 8 блокам:
Фонематические процессы
Слухо-речевая память
Зрительно-пространственная память
Пространственные представления
Навыки языкового анализа и синтеза
Навыки чтения
Навыки письма
Звукопроизношение

Разделы для заключения специалиста:
Оценка чтения
Оценка почерка
Оценка утомляемости
Заключение специалиста (дополнительно можно внести свои наблюдения о качестве чтения, почерка, утомляемости ребенка)

Формат заданий разный: интерактивные игры, картинный материал, текстовая инструкция для специалиста или задания для печати.
В пяти блоках есть задания двух уровней сложности. 

Картинный материал для обследования «право – лево»

Интерактивная игра для обследования звуко-буквенного анализа.

Текстовые инструкции специалисту для оценки дифференциации слогов (на слух)

Проверка зрительно-пространственная памяти

Ребенок выполняет задания, и логопед отмечает его результаты в карте.
Возможные результаты уже занесены в программу, так что карта не заполняется вручную, а отмечаются галочкой подходящие варианты.



По речевой карте можно построить диаграмму.
 
Диаграмма поможет:
Выявить причину проблем с чтением и письменной речью
Наглядно показать «слабое» место в речевом развитии ребенка
Проверить эффективность выбранной коррекционной методики
Продемонстрировать результаты занятий родителям и коллегам
Увидеть карту целиком и быстрее в ней ориентироваться



Звуковой журнал – это возможность вести аудиозаписи речи ребенка. Они будут храниться в хронологической последовательности с комментариями логопеда.
 

Записи помогут:
Следить за динамикой качества чтения
Проводить мониторинг звукопроизношения
Демонстрировать результаты вашей работы родителям и коллегам

Обследование, с использованием компьютера, проводится фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. использование новых моделей компьютера
2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3. проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.